Гия Канчели
7 октября 2016 явился аудиовизуальный альбом «Другой Канчели» — джазовые вариации на величайшие произведения Гии Канчели, записанные во время концерта в Тбилиси в 2014 году.
Альбом «Другой Канчели» компания Warner начала выпуск в России полный каталог грузинского композитора, включающего как музыку для фильма и театра, как и камерные, и академические произведения, которые до сих пор не были произведены у нас в стране.
Борис Барбанов позвонил Гии Канчели в Тбилиси, чтобы поговорить о том, где сейчас играют его песни, как он слушает джаз, и стоит ли ждать его приезда в Россию.
— Альбом «Другой Канчели», записанный грузинских и латышскими музыкантами,— новое свидетельство твоего давнего увлечения джазом. А это предполагает особое внимание к импровизации, это совершенно иной ход мыслей, чем создание музыки для фильма или песни для хора.
— Альбом «Другой Канчели» — пример самого демократического подхода к джазовой импровизации. Музыканты, которые приняли участие в проекте, получили полную свободу.
Однако, я слушаю джаз по-своему. Это может показаться странным, но я слушаю начало и конец искусства. Когда начинаются «квадраты» с импровизации, прекрасно понимая, как велико их значение для этой формы, я думаю: «Быстро бы закончились», я жду, когда звучит основная тема.
— Первое, что вспоминают люди, когда слышат свое имя, это музыка к фильму «Мимино». Недавно в Риге я был на концерте Вахтанга Кикабидзе, и при всей его прелести, это был довольно простой и прямой музыкальная форма, близко к рестораны исполнения. Хочу услышать ваше мнение: можно ли в его возрасте не может быть совсем по-другому?
— Явление Кикабидзе я рассматриваю в двух плоскостях. Это очень милый и мягкий вокалист со своим амплуа, и это герой фильмов Георгия Н. Данелии. Это два разных Кикабидзе.
Что касается Кикабидзе-певца, не следует забывать, что он три раза в неделю на диализ. Единственное, что пробуждает к жизни, на сцене, перед публикой, которая его любит.
Лично я не могу требовать от него, чтобы он со своим вокалом шел бы в курсе. Я прощаю ему все. Если вы будете иметь возможность встретиться и поговорить с ним вне сцены, перед вами просто лежал живой человек.
— Знаешь, там, в Риге, я говорил с ним, он выглядел хорошо, шутил, рассказывал анекдоты.
— Может быть, до встречи с вами — г сто, однако, не хватало.
— Скажи мне, по крайней мере, в теории возможно встреча трех великих грузин — Данелии, Кикабидзе и Канчели?
— Я думаю, что уже не. С Данелией мы разговариваем только по телефону, правда, очень часто. Я уже несколько лет не бываю в России, где Георгий Николаевич живет. Я, кстати, всегда говорю, что песню «Чито-гврито» написал Данелия, а я ее только оркестровал. Кикабидзе — это в Казахстане, на Украине, в странах Балтии. А я живу в Бельгии.
— Выход альбома «Другой Канчели» и переиздание других записей недостаточный повод для того, чтобы они приехали в Россию? Может быть какой-то творческий вечер или телесъемка?
— Я избегаю съемок на телевидении. В январе в Санкт-Петербурге будет удовлетворять мой рассказ «Ночные молитвы», которую я написал для Яна Гарбарека. А на сцене будет Чулпан Хаматова, она будет читать отрывки из воспоминаний Маши Рольникайте. Этот концерт будет посвящен Международному дню памяти жертв холокоста. Меня очень просят приехать.
См. также:»Хворостовский рожден для партии Демона, как принцесса Тамара ― для властительного Синодала»
В общем, мои работы довольно часто используют в России. Когда дирижер Курентзис работал в Новосибирске, постоянно исполнял мою музыку. Потом переехал в Пермь, и мою музыку, играл на Дягилевском фестивале.
3 октября в Тбилиси впервые выполнили мое дело «Al Niente», оркестром дирижировал Николай Алексеев. В Большом зале консерватории, в моем любимом зале, в последнее время Минут вел мое дело «Amao omi» для смешанного хора и квартета саксофонов.
Но я уже не раз говорил в интервью, что то, что произошло между Россией и Грузией в 2008 году, для меня равносильно 11 сентября. Но кроме того, у меня очень большие проблемы со здоровьем. Мне 81 год, я несколько раз умер, две недели лежал в коме, а сейчас ограничиваю себя в переездах. Базируюсь в Бельгии, и время от времени я бываю у себя дома.
— Почетный гражданин Тбилиси. Какие у вас есть привилегии в связи с этим?
— Знаешь, я даже не поехал получать эти символические ключи от города. Я еще в Кутаиси почетный гражданин. Некоторое время назад мы с Башметом выступали в Софии, и там у нас взяли отпечатки пальцев рук, это там тоже почетные граждане. Не думаю, что это что-то особенное, даже странно, что вы обратили на это внимание.
— Ваш творческий союз с Робертом Стуруа по-прежнему остается таким же прочным?
— Я пишу музыку ко всем постановкам. «Гамлет» в «Сатириконе», четыре или пять спектаклей в Et Cetera — это все спектакли с моей музыкой.
Теперь он вернулся на должность художественного руководителя Театра Шота Руставели, и буквально после этого интервью я еду в студию этого театра, чтобы записывать музыку для «Ревизора», который Роберт ставит в театре Александра Калягина. Там остается главным режиссером.
— Сейчас в России бурно обсуждают вопросы авторского права, интеллектуальной собственности. Как решить эти проблемы?
— Мои симфонические произведения находятся в ведении редакторов в Гамбурге и Нью-Йорке. Я член права общества GEMA. Права для всех своих приложений произведения я передал сыну Сандро, он занимается их публикацией. Я сам никогда не был бы в состоянии идти в ногу с тем, что происходит с музыкой, написанной для 60 фильмов, и, наверное, для такого же количества спектаклей Роберта Стуруа.
Нам трудно оценить, насколько эффективно работает Российское авторское общество. Я, конечно, могу сказать, что РАО управляет отчисления от использования музыки в спектакле «Ханума», который не сходит со сцены в России около 40 лет.
Надеюсь, что благодаря Warner, который оказался первым в течение длительного времени студии и издательства, происходящих с нами контакта со стороны России, в ближайшие несколько лет мы сможем получить более полную картину.
Борис Барабанов, «Коммерсантъ»
Об авторе