«По крови я грузин, по культуре – скорее русский, а по национальности – петербуржец». Фото commons.wikimedia.org
23 января 1904 года. в санкт-Петербурге в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе, родился старший сын юрий. Позже весь мир узнал как Джорджа Баланчина.
SPB.AIF.RU вспоминает, как проходило детство и юность выдающегося хореографа.
Георгий Баланчивадзе уехал из России в 1924 году, когда ему было 20 лет, но образ санкт-Петербурга, истории из жизни в Императорском Театре школа бережно пронес через всю жизнь.
В его сердце хранятся воспоминания о детстве, в ожидании полуденного пушечного выстрела от стен Петропавловской крепости, увлекательного чтения романов Жюля Верна перед сном, «гениальный борщ» и битках со сливками, которые давали в школе, а также о личной встрече с Николаем II.
В день рождения легендарного балетмейстера SPB.AIF.RU вспоминает «петербургский» период Джорджа Баланчина.
Под патронажем королевской семьи
Старший сын композитора Мелитона Баланчивадзе, который он называл «грузинским Глинкой», появился на свет 23 января 1904 года. Семья жила в доме на Суворовском проспекте.
В воспоминаниях Георгия сохранились его детей экскурсии к большому шумному городу. Бонна водила детей к «Прудкам» на углу Греческого проспекта и улицы Некрасова, на Поклонную гору, в Зоопарк.
В книге «Страсти Чайковскому» Соломона Волкова рассказывал, как то, что променад вдоль набережной Невы, с нетерпением ждал, когда прогремит полуденный выстрел из пушки в Петропавловской крепости.
В 9 лет, мать забрала Джорджа и его сестру Тамару на пробы в балетную школу. Какое было удивление родителей, когда их сын прошел жесткий отбор в основной школе Императорского балета. Правда, рассказывая об этом, Баланчин часто используется фраза, что родители его «спрятаны» в школе.
Он не скрывал, что очень скучал, не видя ни отца, ни матери. Когда переехали в Финляндию, в Лунатиокки, иногда в воскресенье его забрала к себе тетя, которая жила в санкт-Петербурге.
«В субботу школа пустело — на два дня. Становилось грустно, одиноко. В церковь придешь, постоишь там. При школе была домашняя церковь. Там воспитатель стоит и еще один, может, два-три ученика. Нужно было как-то время до обеда убить. Я ходил в приемный зал играть на пианино. Там тоже никого не было, пустота. Потом был ужин, а после ужина спать»,
— он не говорил.
Стоит отметить, что студенты Императорского в санкт-Петербурге Театральной школы находились в помещении на полное содержание за счет царской казны. Они носили синие мундиры, их воротники и шапки, украшенные золотые лиры.
Перевозке воспитанников на каретах, на облучке которой сидели люди в ливреях. После революции все это исчезло. Учащихся для выступлений стали залипать на линейках – длинных открытых дрожках. Позже отменили и их. Школу стало не топить, а учеников – чем кормить. Но до революции все было по-другому.
«Все санкт-петербурге — все те, кто воспитались в этой школе. Потому что мы были придворной школы»,
— объясняет Георгий Мелитонович.
В его память врезалась встреча с Николаем II. Как-то после балета «Конек-горбунок», который очень понравился императору, детей, участвующих в постановке, лично представили королевской семье. Король, немного картавя, спросил людей, как у них. Те, шаркнув ногой, ответили:
«Очень рады, Ваше Величество!»
Баланчину запомнились яркие, выпуклые глаза императора, его низкий рост, а также роскошные одеяния императрицы Александры Федоровны и красоту молодых дочерей Николая II.
На память об этом вечере ученики подарили фарфоровые кружки с императорскими вензелями и шоколад в серебряных упаковках.
«Я жил в трех разных Петербургах»
Говоря о санкт-Петербурге своей молодости, Джордж Баланчин называл его оригинальным, ничего не похож. По его мнению, этот город был для него неотделим от личности поэта Александра Пушкина:
«Не Пушкин построил Петербург, но он прекрасно описал этот город в своих стихах и прозе, и тем увеличивала его красоту. Мы все с детства видели-Петербург через призму стихов пушкина. Я не знаю второго такого примера — может быть, Флоренция и Данте.
Поэзия Пушкина легкий, величественный и соразмерная — Петербург, как музыка Моцарта. Петербург — европейский город, который возник в России чудом».
Джордж Баланчин: «все санкт-петербурге – все те, кто воспитались в этой школе. Потому что мы были придворной школы». Фото Commons.wikimedia.org
Будучи молодыми людьми, воспитанники школы с девочками летом убегали, чтобы насладиться белыми ночами. Они смотрели на сфинксов у Академии художеств, доходили до Петропавловской крепости. Позже хореограф признался, что, играя музыку Чайковского, иногда, вспоминал петербургские белые ночи.
«Мне повезло, что я родился еще в том Петербурге, по которому Чайковский ходил. Еще много осталось со старого санкт-Петербурга, 80-х годов. Позже город стал быстро меняться. И, конечно, что он стал совершенно другим после революции. Так что можно сказать, что я жил в трех разных городах. И каждый из них был санкт — Петербургом, — по-своему»,
– говорил он.
Танцы за еду
После революции жизнь в городе изменилась. Когда к власти пришли большевики, в Мариинский театр стали ходить моряки и солдаты. Баланчин вспоминал, как стучали каблуками в такт музыке, и семена, и они сидели на барьерах лож, свесив ноги. Но вскоре им наскучила эта игра. Кроме того, театр не отапливался, там было очень холодно.
Балерина начали болеть пневмонией, мечтая уехать за границу. В какой-то момент театр даже хотели закрыть, но народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский не дал совершить такую ошибку.
Несмотря на то, что спектакли по-прежнему показывать общественности, художники получали за это очень небольшие деньги. В конце концов, чтобы как-то свети концы с концами, они брались за любую подработку, составляли концерты групп, в которых пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах.
Работать в будущем легендарному хореографу пришлось даже в цирке Чинизелли:
«В этом цирке танцевали индийский танец, а нам за выступление давали буханку хлеба, когда маленький был в цирке Чинизелли ходил иногда. Никогда в жизни не думал, что когда-нибудь буду в нем работать. В других местах нам давали пакетик крупы или муки, иногда кусок сала. Если наше выступление понравилось, можно было получить дополнительно несколько кусочков сахара».
По словам Баланчина, очень популярные в те годы пользовался у зрителей матросский танец. Несмотря на то, что артисты Императорской школы балета, были вынуждены делать вид, что они взбираются на воображаемую мачту или натягивают паруса, старались делать это профессионально, так как от этого зависит, получат ли они еда.
Джордж Баланчин балет «Дон Кихот» Фото Commons.wikimedia.org
Его жизнь изменилась в 1924 году, когда он выехал на маршрут с России и уже не вернулся в страну. Как то в одном из интервью признался, что его часто спрашивают, кто он по национальности.
«По крови я грузин, по культуре — скорее русский, а по национальности — петербуржец»,
– ответил он.
Мария Соколова, «Аиф»
Об авторе