Заметки безумного гения

Автор:Аида Воробьёвa

Заметки безумного гения

Олег Каравайчук

Он написал музыку к 150 фильмам, в том числе «Два капитана», «поднятая целина», «Город мастеров» и «Короткие встречи».

При этом его друг Михоэлса, Шостаковича и Высоцкого, мало кто знает: концерты запрещались, да и сам он не стремился к публичности. «Сумасшедший город» с наволочкой на голове и «абсолютный гений» с музыкой, пробивающей стены – так чаще всего описывали композитора Олега Каравайчука, погибшего на этой неделе в санкт-Петербурге.

Почти невозможно достоверно сказать, почему именно до перестройки его концерты запрещались. Он и сам был убежден, что из-за его гения: ну, скажем, принимал ритм, и те, кто называли себя учителями, признал, что прожита жизнь зря. В самом деле, вероятно, из-за его неуживчивого характера.

На выпускном экзамене в консерватории он, ученик Рихтера и дмитрия Шостаковича, что он вообще не хотел играть, потому что не видел в приемной комиссии благодарных слушателей, то ли сыграл свою импровизацию вместо Баха. И эта неопределенность – на каждом этапе биографии Олега Каравайчука.

Родился 28 декабря 1927 года. в Киеве в семье скрипача, которого арестовали, а потом расстреляли, когда маленький Олег был всего два года. Однако Каравайчук, уверял, что помнит, как его отец когда-то сказал, что быть ему композитором, и как начал играть сразу же после его смерти, чтобы мама не продавала музыкальные инструменты.

Затем еще одна легенда, что в семь лет лично я играл Сталина, который якобы был так тронут, что дал ему белый рояль. После действительно подтверждено обучение в Ленинградской консерватории, прерванное эвакуации в Ташкенте.

О своих преподавателях Каравайчук, как правило, говорил, что они пытались переиначить его, требуя стандартного исполнения, вместо того, чтобы импровизировать, но признался, что долгое время в молодости был под влиянием Шостаковича (и ушел от него, именно потому, что он понял, что теряет свой стиль), а вся дальнейшая жизнь всегда изображал на своих концертах своего лучшего учителя, Святослава Рихтера.

Концерты в его жизни, что, правда, было немного. В советское время – и, вообще, один, где-то в 60-х годах, который закончился скандалом и почти 30 лет, закрывший ему путь на сцену. Все время Каравайчук написал музыку для фильмов. «Город мастеров», «Два капитана», «поднятая целина» – только в его фильмографии ли 150, то ли 200 фотографий.

Самый, пожалуй, известный – фокстрот из фильма Киры Муратовой «Короткие встречи» с Владимиром Высоцким в главной роли и музыкальное сопровождение для еще одного фильма этого режиссера – «Долгое прощание». В большинстве фильмов, говорят, Каравайчук относился очень цинично, но я никогда не готовился, а часто и сами фильмы не смотрел. За два дня до сдачи материалов записала все это на одном дыхании, глядя только на название фильма и имя режиссера.

Долгое время, для своих музыкальных экспериментов пытался привлечь Каравайчука Сергей Курехин, который считал, что его абсолютным гением. Но ни на одном из спектаклей «Популярной механики» композитор так и не появился.

Как не появлялся он позже, уже после реконструкции, на многих из своих концертов. Не пришел, пришел, но не играл (как и в Третьяковской галере на выставке Боша), играл, наваливаясь на фортепиано, как пьяный, играл, лежа на диване, стоя, с закрытыми глазами, а не в наволочке, чтобы погрузиться в музыку полностью, не реагируя на зал.

В 90-х годах Каравайчук находился за границей, где сразу же был признан гением. Так, например, выступал на ВВС и свои впечатления о британской столице выразил звуковым напевом. Ведущие были в восторге. В то же время его редких выступлений заполняют залы и дома.

См. также:производственное объединение «Илиташ» — одаренным детям

«Особый путь», «широкие права творчества», «огромные эффекты стихии». И это на фоне изображения ли это ребенка, или старушки – в тоненьком, сухоньком Каравайчуке было всегда не больше 50 килограммов веса, который скрывается под бесформенными куртки и брюки неизменным беретом, надетым задом наперед, из которого торчали длинные космы.

Такой образ в сочетании с элегантными манерами дал повод, чтобы считать его городским сумасшедшим в то время, когда он жил с матерью на васильевском острове в Санкт-Петербурге. Позже, когда мама умерла, он переехал в Комарово, откуда выезжал редко что-то организует концерт на Витебском вокзале, то просто на улицах города. Здесь, в Комарово, таинственный и композитор умер 13 июня 2016 года.

В течение последних двух лет Каравайчук на удивление был открыт в прессе и давал много интервью. Каждое из них-это концентрация высказываний, стоящей на грани абсурда. Однако в одном из своих недавних интервью композитор почему почти в каждом ответе пришло аргументы, так или иначе связанным с евреями. Некоторые из них приведены ниже. (Полный текст интервью можно найти в журнале «Сноб» от 13.06.2016 г.)

«Человек может анализировать. Есть мания увеличить еще больше. Уже и так тебе все это дает, но я его хочу еще поделиться и понять, как это делается. Это большая особенность еврейского народа. Если кто-то может играть, обучаясь, это евреи. Если бы не было евреев, вообще не было бы средних музыкантов.

Это значит, что Б-г так решил: кто-то должен учиться – и сделал евреев. Без евреев цивилизации не было. Потому что не было бы этого кода непрерывности. Не могу создать непрерывность. Но если у меня есть друг-еврей – гениальный еврей! – он меня поймет и даст. Поэтому молитесь за евреев. Они дали нам все это».

«Именно поэтому весь этот психоанализ, который ищет причины вещей, это фрейдизм между детьми и взрослыми – это самое уродское и примитивные методы в истории познания. В целом, евреи, к сожалению, дали самые примитивные способы центрального познания человека. Вы ищете какого-то центра и показывают через этот центр. И именно из-за этого они довели патологию психопатии до крайнего размера».

«Я очень подружился с Михоэлсом. Я был маленьким, и он меня очень любил. Он говорил: идиш уничтожит искусство. Иврит – это гений. Красивее еврейского ничего нет. Когда он играл короля Лира в иврите, я плакал навзрыд. Это такой силы актер был!

Вот иврит очень повлиял на мое творчество. Я сам не еврей. Но всю войну не жил в консерватории, когда он находился там, где он выступал эвакуированный еврейский театр. И я вырос на иврите. Иврит – это высокий язык на земле, отражает психику высшей, самой гениальной нации. У еврейского врожденная позиция. Он трагически стоит. Никакой трагедии нет, но в нем же, уже в самой этой нации предрешены вечность и трагизм. Моя музыка близка к этому. И сам предрешен».

Алексей Викторов, jewish.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ