Лепорелло – Петр Мигунов. Дон Жуан – Федор Атаскевич. Фото – Дамир Юсупов/Большой театр
В «Каменном госте» Александра Даргомыжского оказалось детективное начало.
Этой премьерой Большой театр отметил сразу два юбилея. В 1906 году опера Даргомыжского по одноименной «маленькой трагедии» Пушкина впервые появилась на сцене, а в 1976-м она вернулась с звездным состав: Атлантов (Дон Жуан), Синявская (Лаура), Милашкина (донна Анна).
Кто через 40 лет останутся в истории театра присутствуют исполнителя – еще один вопрос, но уже сейчас вы можете заметить ярко-певицу и актрису Агунду Кулаеву. Ее Лаура, начиная с первого появления и вплоть до своей преждевременной смерти, держит зал в напряжении.
«Позвольте, какая смерть? – спросит знаток русской оперы. – Ни у Пушкина, ни с. Даргомыжского об этом не может быть и речи». Все это верно, но у режиссера постановки Дмитрия Белянушкина свое видение событий.
Вымышленную историю о наказании Дон Жуана было соединено с важным жизнеописанием Хуана Тенорио – за убийство Командира, богохульства и буйный темперамент от севильского кафедрального собора. аристократом расправились монахи-францисканцы.
Для монахов режиссер добавил, представителей испанской знати. Готический декор сцены добавил многочисленными статуями Командора.
Была огромная группа заговорщиков, как живых, так и каменных.
Те, которые во плоти и крови, образуют мобильной толпы, он вошел в жизнь в самые неподходящие моменты. Жертвой одного из таких визитов и становится Лора.
Мстители врываются в ее дом в середине встречи с Дон-жуаном. Парень быстро исчезает, а замешкавшаяся женщина получает смертельный укол шпаги.
Вся сцена идет на фоне оркестровой перерыва, живописующей наводнение любви и привязанности.
Эффект «минус-приема», мягко говоря, сомнительно, но другой музыки режиссера. Он должен преодолеть сопротивление материала. А это вообще его не заметить – как и в финале, где мистическая смерть Дон Жуана от руки каменные статуи оборачивается большой улице приключением с участием всех актеров.
Но одно дело – когда богохульника и нечестивца в момент абсолютного счастья, постигнет кара Божья, больше – если с любовником решают преподать ему урок обиженные монахи и обманутые мужья. Даже самые хорошие режиссерские намерения мало вероятно, чтобы оправдать такое снижение.
Высокая трагедия Пушкина-Даргомыжского в любом случае не сводится к тому, что в народе называют «бытовухой», а в театральных книгах – жизненной трагикомедией.
В музыкальном отношению к постановке придраться не удается. Ну, я думаю, что в сцене дуэли Карлоса и Дон Жуана оркестровая звукопись могла быть более сочным. Кроме того, исполнение «Каменного гостя» может служить в качестве учебного пособия в балансе инструментальной и вокальной компонентов.
См. также:Каприз природы, или дар от Бога?
Уже не припомнишь, в постановке оперу, где так четко звучало бы каждое слово.
К сожалению, в этой опере красивый звук, безупречная интонация и отличная дикция еще не гарантируют правды изображения. Даргомыжский написал драма, музыкальный, с большим количеством речитативов, и в отношении исполнителя, действуют те же правила, что и в драматическом театре. Голос, внешность, энергетика художника должны соединиться в одно целое и подходить к форме. В противном случае — «Не верю!» неизбежно.
Герои «Каменного гостя» довольно часто провоцируют на такую реплику. Я не верю, что Дон Хуан одержал победу в десятках боев – с этим мечом персонаж Федора Атаскевича не находится в противоречии. Я не верю, что Дон Карлос (Nicholas Kazan) -«бешеный», как характеризует его Лаура. Я не верю, что донна Анна (Анна Нечаева), без памяти влюбляется в незнакомца…
Рецепт Лепорелло – включите воображение, которое в минуту дорисует» недостающие детали, не подходит для всех. Большинство пользователей оперы на старого предпочитают вокал в гармонии с драмой.
Светлана Наборщикова, «Известия»
Об авторе