Задача барокко

Автор:Аида Воробьёвa

Задача барокко

Сесилия Бартоли. Фото: Наталья Разина / Коммерсантъ

В Санкт-Петербурге в зале Мариинского театра-2 с сольным концертом выступила мировая звезда барочной вокальной музыки Сесилия Бартоли, что заставило и без того эффектное и масштабное расписание фестиваля «Звезды белых ночей» сенсационным.

Вместе с командой И Barocchisti Бартоли представила программу «Из Венеции в Санкт-Петербург», которую поют по всей Европе, но именно в городе на Неве она упала с особым смыслом и почти как дома. Рассказывает Юлия Бедерова.

Концерт Бартоли в программе «Звезды белых ночей» начался, продолжался и закончился в атмосфере редкой для чинного Петербурга ажитации в полностью заполненном зале на 2 тыс. человек. мест, включая стоячие, где умещалась еще целая толпа, и на первый взгляд в неидеальной для маленького голоса Бартоли акустической ситуации Мариинки-2, которое Бартоли виртуозным вокалом полностью подчинила себе.

Самые тихие и прозрачные, едва ли не шепчущие фразы Вивальди, Арайи или Порпоры, кажется, долетали до самых дальних рядов галерки, такой полетностью и концентрацию имеет голос Бартоли, вызывая в публике с каждой новой нотой все больше, ярость и восторг. Финал слушала, стоя уже не только галерка, но и значительная часть на первом этаже.

Однако несколько важных перерывов в пределах одного текста, которые певица превращала в звучание кульминации, и в которых в огромном зале стояла броский тишина, как будто зрители превратились в один не дышавший во время музыки организм, доказывали очевидное: эйфорическое возбуждение, уже известные аудитории рок-концертов, которые Бартоли создает без нажима, как бы случайно, и которая до наступления бисов приобретает действительно стадионный масштаб, там на изысканном материале, оформленном с феноменальным вниманием к деталям, и не мешает, очень мягкому звуковедению и роскошной нюансировке вокальных образов Бартоли.

Она делает рафинированную музыку убийственно ясной и доступной уму и сердцу, как знатоков, так и новичков, без упрощений и потерь, в этом ее огромная музыкантская и поучительный уникальность. Кроме того, что контуры его художественной биографии в восприятии широкой общественности создаются, скорее, новыми альбомами, чем оперными партиями, более того, как правило, в поп-культуры, и каждый такой новый альбом просветительски-приключенческая история на вновь созданный и обогащающую историю музыки.

Редкие материалы научно-исследовательские работы, переинтерпретированные стили развивают у Бартоли не только удовольствие для узких специалистов, но и в арт-детектив, а также отличное исполнительское чудо для массового получателя. И еще растут тиражи и гонорары певицы, растет и становится все более многомерным и нетрафаретным художественное пространство, доступное практически неограниченной аудитории.

С художественным руководителем Мариинки и фестиваля «Звезды белых ночей» Валерием Гергиевым Чечилию Бартоли связывают долгие дружеские отношения и частично партнерские отношения. Именно Гергиев открыл для нее тайные архивы Мариинского театра, где певица вместе со своей музыковедческой бригадой нашла партитуру никогда после екатерининских времен не звучавшей музыки, которые служили в российском императорском дворе зарубежных композиторов первой мировой величины.

Последний альбом Бартоли «Санкт-Петербург» стал для современного мира открытием российского барокко — с его оперными произведение, написанное на русском и итальянском языках в эстетике итальянского барокко авторов с итальянским или немецким паспортом на заказ плативших фантастические в то время зарплата российских императрицы Анны Иоанновны, Елизаветы и Екатерины Ii.

Элегантные красоту оперной музыки Раупаха, Галуппи, Хассе и Арайи в альбоме «Санкт-Петербург» доказывает, что русское барокко было не столько конкретный, сколько неотъемлемой частью мирового контекста, как и вся культурная ситуация императорской России, находившей частью общеевропейского пространства.

В программе, которая объединяет в рамках одного выступления материал различных, в том числе легендарных, альбомов, найденные в России и в других частях мира, партитуры, музыкальную Венеции и Санкт-Петербург, было отчетливо слышно, сочетая в себе изысканность и ювелирную знакомства формулировка с этой выпуклостью и экспрессивностью вокальные линии, мягкость динамики, сдержан игру света и тени с питанием и ехать, музыкальную тонкость с актерской слова, Бартоли сообщает во всех подробностях, и одновременно в удивительной целостности и баховски звучание статический объем двух арии секста из оперы «Милосердие Тита» Иоганн Адольф Хассе, и прозрачную чувствительность торжественной арии Альцесты из той же оперы Германа Раупаха «Иду на смерть» (едва ли не главный шедевр, подаренный миру певицей в альбоме «Санкт-Петербург»), и матовой кантилену арии Деметрио из оперы «Селевк» Франческо Доменико Арайи с солирующим гобоем, и все нюансы вивальдиевской экспрессии от богато хрупкие ответственности Руджеро в «Неистовом Роланде», где звучащий голос в его инструментальной выразительности соперничает с солирующей флейтой, горячо бравурности арии Констанцы «Agitata da due venti» в «Гризельде» или как медленно возносящейся к небу патетики арии Фарнака «Gelido in ogni vena».

См. также:В СССР секс был

Программа Бартоли была сделана в упрощенной модели звездных выступлений, когда пара арий украшает звуком и овациями масштаб инструменты представление.

Учитывая бисов (среди них и «Alleluia» Моцарта, а уже стал хитом ария «Разверзи пес гортани, лая» с той же «Альцесты» Раупаха на текст Сумарокова) певица привезла в Санкт-Петербург на самом деле три полноценных отделения.

А выйдя в бисовом комплекте с белым поезда и искусственные меха в фирменном стиле, вдохновленном имперской роли Марлен Дитрих, вызвала запрограммированы, а потому, не менее искренние и восторженные овации.

Но и команда, И Barocchisti Диего Фазолиса, теперь постоянный спутник Чечилии Бартоли, в концерте имел возможность показать свои сильные стороны — гибкость и ясность фразировки, почти всегда чистота интонации, чувствительность на форму, заразительную энергию и способность эффективно менять вес и объем звука. Кажется, Бартоли петь с ним очень удобно, а сольные эпизоды в концерте не звучали заполнением пауз.

Партнерство Бартоли с сегодняшним Санкт-Петербургом, с Гергиевым и его фестивалем, ее грандиозно задуманные и отлично поющие маршрут от возрождения петербургской программой («Из Венеции в Санкт-Петербург» — точная копия программы, звучащие в других городах по всему миру в рамках тура, поддерживаемого фондом «Нева» Елены и Геннадия Тимченко) — своего рода современные рифма к старым эпизодам истории россии.

Смешивание в одной программе материал других своих альбомов («Vivaldi album», «Миссия», «Sacrificium») с музыкой «Санкт-Петербург» и очаровывая этой смеси зрители фестиваля «Звезды белых ночей», Бартоли возвращает не только русское барокко в мировой музыкально-исторический контекст, но и само художественное пространство современного санкт-Петербурга, что делает его частью войны, возвращая ему ощущение принадлежности ко всеобщему, не разделенный границами государств художественной свободы, содержания и значения.

Это очень красивый эффект, и идея, тем более, что реализуется в полном объеме музыкальными средствами.

Юлия Бедерова, «Коммерсантъ»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ