«За нотами скрывается вечность»: стены навыки дирижер Риккардо Мути

Автор:Аида Воробьёвa

«За нотами скрывается вечность»: стены навыки дирижер Риккардо Мути

Риккардо Мути

В первый раз Риккардо Мути услышал оркестр в возрасте 15 лет в Бари – мальчика привез Нино Рота, первый тренер. Опыт, связанный с опытом контакта с симфонической музыки, были настолько яркими, что Мути сразу же забыл имена композиторов и названия выполненных работ.

Восторга как такового не испытывал. Рота был настойчив и пытался расширить горизонты – вел своего ученика на «Войну и мир» с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой), где была его собственная музыка.

Мути не искал профессию, она сама нашла его в тот момент, когда директор консерватории в Сан-Пьетро-а-Майелла попросил его, студента фортепианного факультета, продирижировать на школьном концерте. Уже в статусе одного из самых титулованных дирижеров современности рассказывал, как учитель в один вечер научил его установить тариф, а в течение дня уже одержал концерт Баха со студенческим оркестром. Мути, как будто очнулся от сна. К нему пришло осознание того, что идет в правильном направлении.

В биографии Мути много фактов, за которые цепляется глаз. Многие из них характеризуют его как человека бескомпромиссного, жесткого.

«Или петь то, что написал Беллини, или ищите себе другого дирижера»,

– как сказал Лучано Паваротти. 28 июля – день рождения Риккардо Мути исполняется 75 лет. Ниже выдержки из его интервью разных лет.

О продуктивном сотрудничестве

Сейчас многое изменилось. Ответственность директора и дирижера четко урегулированы. Раньше, если театр хотел поставить, например, «Отелло», директор искал на титульную партию солиста, а если кандидатура отвечала всем самым высоким требованиям, начались поиски дирижера, который, в свою очередь, предложил режиссера, который, по его мнению, реализовать средствами сценическими музыкальную концепцию.

В 1981 году вместе с Джорджо Стрелером клали в Ла Скала «Свадьба Фигаро» – сохранились фотографии, сделанные во время нашей работы с солистами. Музыкальные и режиссерские указания шли рука об руку. Стрелер с большим уважением относился к партитуре, к каждой детали.

Сегодня спектакль состоит из изобретения, капризов, доведенных до абсурда личной интерпретации. Есть в этом вина и музыкальной критики, которая имеет четкое разграничение между режиссурой и музыкальным воплощением, как если бы дирижер не мог и не должен был смотреть на сцене действия. Это влияние пришло из заальпийских стран, в которых оперных театрах режиссерской мысли сделано огромное пространство и ничего не остается для самой музыки.

О коллегах

Журналисты придумали историю нашего соперничества с Клаудио Аббадо, внушили публике, что мы непримиримые конкуренты, как чемпионы-велосипедисты Фаусто Коппи и Джино Бартали. В этой легенде не было ни капли истины. Мы очень высоко ценили друг друга, хотя и не общались – просто были из разных поколений.

Когда в начале 60-х годов я начал заниматься музыкой в Милане, он уже вел известными командами. Дружил с Карлосом Клайбером, восхищался Караяном с взвешенным жестом – не надо было притворяться вентилятор, он мог одним взглядом диктовать свою волю музыкантов. У Бернстайна жест был шире, хотя вовсе не отвечали его природе.

О женском идеале

Я искал Марию Каллас через нашего общего друга, чтобы предложить ей спеть Леди Макбет. Однажды вечером зазвонил телефон. В трубке я услышал незнакомый женский голос, который робко сказал:

«Мы с вами не знакомы, но ты знаешь, кто я. А я знаю, кто ты».

Это была она! Я испытал чувство необыкновенного счастья, когда он услышал произнесенное ею имя! Я ответил, что для меня большая честь встретиться с ней, но она с интонации Леоноры из последнего акта «Трубадура», она сказала:

«Сегодня уже слишком поздно…»

Как я бы хотел, чтобы другие сопрано, можно сказать, что это, как она! И чтобы этот голос был вечно…

О вечных путешествий

Я думаю, что мог бы бросить вызов самых известных путешественников и соревноваться с ними в количестве, проведенных в воздухе часов и километров. Я уже давно зависит от трафика. В полете я читаю, слушаю музыку, настраиваюсь на новые попытки, отдыхаю.

Если посчитать, сколько времени за всю свою карьеру я провел на перелет из одного города в другой, это, без сомнения, это будет несколько лет жизни.

Об интеграции культур

В конце 30-х годов в Венеции композитор Альфредо Казелла встретился с Фридрихом Штоком, вторым дирижером Чикагского симфонического оркестра. В то время не было электронной почты, iPhone, не было тесной связи между континентами. Но музыканты на различных сторонах Атлантики, находили возможность тесно сотрудничать друг с другом.

Сегодня, несмотря на то, что у нас самые передовые высокотехнологичные средства связи, коммуникации, застопориваются. Падает интерес к культуре со стороны правительств по всему миру. В разные эпохи культура иногда становилась элементом, разделяющим народы. Но мы должны смотреть в направлении интеграции.

Каждый год с Молодежным оркестром Луиджи Керубини-исполнять «Концерт дружбы» – мы играли в Сараево, Бейруте, в Москве, в Нью-Йорке после трагедии 11 сентября. Суть этого концерта в том, что к нам присоединятся местные музыканты. Такие занятия всегда проходят с позитивным настроем. С помощью музыки мы можем заглянуть в будущее, не оборачиваясь в прошлое.

О подходе к обучению музыки

Если вы решили отдать ребенка в музыкальную школу, научиться ориентироваться в мире звуков, попробуйте заинтересовать его звучанием оркестра, симфонических произведений, но так, чтобы занятия приносили радость. Каждый маленький шаг в этом фантастическом пространстве должно ассоциироваться с открытием.

Ни о каких принуждениях или штрафов не может быть и речи. Взрослея, ваш ребенок поймет, что нуждается в духовном хлебе. Но если в детстве оставить его в неведении, вы не можете гарантировать, что в 25 лет у него вдруг появится желание пройти в концертном зале, чтобы послушать си-минорную мессу Баха или «Торжественную мессу» Бетховена.

См. также:Бану Валеева — соловей, солистка оперной сцены (К 100-летию со дня рождения певицы)О внутренней духовной работы

За несколько лет наше общество перестало воспринимать информацию за пределами визуальной формы. Вместо того, чтобы слушать музыку, мы с удовольствием ловим движения – мы смотрим на дирижерский балет, пианистов, которые демонстративно запрокидывая голову, обращаются к небу, на скрипачей, которые пытаются произвести впечатление своей сексуальности.

Риккардо Мути

Тридцать или сорок лет назад не было это нужно. Телевидение привело к тому, что на первый план оказалась выдвинута важный элемент изображения. Никто не говорит о духовной целостности этих исполнителей, о том, что мысли, они пытаются донести до аудитории. Я чувствую, что в этом направлении не исключено резкое развитие ситуации. Вместо того, чтобы помогать людям в зале достичь концентрации, необходимой для прослушивания музыки и понимания композиторского замысла, пошли на свободные масс – мы даем им леденцы вместо витаминов.

В следующий раз, когда увидишь дирижера, который двигается более динамично, чем это необходимо, и открывает рот, как акула, позови ему «бу!»

О назначении

Дирижерская профессия – уникальный путь. Я ей занимаюсь уже много лет. Это единственное, что я действительно могу сделать. Все остальные занятия, обернулся бы для меня катастрофой. И я рад, что мой образ жизни был определен дирижирование.

Дирижер – духовная профессия. Это требует глубоких знаний в искусстве и психологии. Необходимо стимулировать людей, кто привык по вечерам смотреть телевизор, приходят в концертном зале. И это самое сложное. Всей жизни мало, чтобы понять, как это сделать. Когда ты молод, ты хочешь показать на что способен, но с годами открывается другая знание – это не нужно.

В Венском филармоническом как то сказали, что настоящий дирижер – это тот, кто состоялся в профессии, путь длиной в сорок лет. Когда мне исполнилось 60 лет, и я выступил в Musikverein, музыканты сказали – вот теперь ты настоящий дирижер.

Сегодня дирижерская профессия стала самоцелью, а именно искусством красиво махать руками, прыгать на подиуме. Но мы не должны забывать высказывание Тосканини, что руки – всего лишь продолжение души. Дирижирование – шоу.

Рихард Штраус, скорее, он не думал о том, как это выглядит со стороны в процессе реализации. То же самое относится и к Герберту фон Караяну, Ганс Кнаппертсбушу, Фрицу Райнеру. Но общество все более тяготеет к изображению. Видеть легче обсуждать. И эта тенденция очень опасна для будущего.

Помню, мой учитель в Миланской консерватории (мне довелось быть учеником великих итальянцев) Антонино да, это – в 20-е годы был первым помощником Тосканини в Ла Скала, в «золотой» период для театра. Он отличался прямолинейностью.

Когда спросили его, как делать то или иное, так это ответил:

«Почему ты беспокоишься? Не нужно играть на музыкальных инструментах. Просто делают взмах рукой – и что то же самое начинает происходить».

Позже у меня был разговор с одним добродушный полицейский, – мы говорили про экономический кризис. Он жалуется, что мало зарабатывает и ему было трудно поддерживать большую семью. Я сказал ему:

«Если вы хотите что-то изменить, я помогу вам советом, так как ты хороший человек. Приходи ко мне домой, а я через три минуты я научу тебя, как вести «Неоконченную симфонию» Шуберта. За один вечер вы будете зарабатывать больше, чем за год. Главное отработать движение на три, и активно двигать рукой вправо.

Когда оркестр перестанет, это значит, что первая часть закончилась. В этот момент вы должны выглядеть очень восторженно. Не обращай внимания на музыкантов, а то рискуете встретиться с кем-то взглядом, и этот кто-то будет смотреть на вас странно. Мечтательно поднимите голову вверх, к небу – не забывайте, что ваша осанка оказывает огромное впечатление на зрителей.

Когда музыканты готовы, ты просто делаешь то же, что и в начале симфонии (к счастью, в «Неоконченной» только две части). Ты опускаешь руки в тот момент, когда останавливается оркестр. Потом поворачиваешься в зал и под аплодисменты кланяешься. А после того как вы получили свой гонорар. Так работает дирижер».

Но, несмотря на все фразы 90-летнего Витторио Gui, основателя фестиваля Maggio Musicale di Firenze, до сих пор звучит у меня в ушах:

«Мути, как плохо быть на самом пороге смерти, сейчас, когда я только начинаю учиться водить».

Риккардо Мути

И тогда он говорил не о том, как работать с темпом, а навыков извлекать из душ оркестра музыки. Чувства, а не ноты. И это делает, что профессия дирижера самых сложных в мире. У нас есть идея, которую вы хотите выразить руками, а потом должен пройти через ошибки и добраться до аудитории. Это очень долгий путь. Темп может задать каждый.

Каково же мое место в искусстве? Я думаю, что я в середине пути, и мне никогда не суждено добраться до другого берега, потому что за намеками скрывается вечность, то есть Бог.

Подготовила Юлия Чечикова, «M24»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ