Юнди?

Автор:Аида Воробьёвa

Юнди?

Юнди Ли

Обзор альбома Шопена Ballades.

Уже полтора десятилетия знамя китайской фортепианной школы существуют на свете два молодых человека — ланг ланг и Юнди Ли. Они каждый в своем направлении, потому что они полярны, как инь и ян.

Lang lang — символ виртуоза, фееричного, цирк фортепиано. Юнди отвечает за поэтичность, изящество и очарование.

Если немного упростить, китайские «физик и лирик» повторяет диспозицию двух главных богов фортепиано в мире — Листа и Шопена. Неудивительно, что в каждой биографии «физика» пишут о том, как маленький Lang влюбился в гитару, услышав Вторую рапсодию Листа в мультике про Тома и Джерри. Ну, а «лирик» начал свою большую карьеру с исторической победы на конкурсе Шопена в Варшаве: он стал самым молодым золотым медалистом в родословной конкурса и первым китайцем, он стоял на вершине подиума.

«Трудно сравнивать себя с великим человеком, но я чувствую, что мы рядом»,

— скромно говорит Юнди Ли о своих отношениях с Шопеном. И добавляет:

«Я знаю, что я буду играть его музыку всю жизнь».

Так что для любителей Юнди нет ничего более естественного, чем следующий, уже пятый диск, посвященный польскому гению.

И, тем не менее, на мой взгляд, это не тот альбом, на котором стоит остановиться в поисках пресловутого «шопеновского звука», святого для пианистов. Есть записи, где и пение на фортепиано, и жемчужные колоратуры и благородные басы — ключевые составляющие образа — материализованы более четко и убедительно.

Видимо, частично причина фортепиано, выбранным Юнди, частично — в работе звукооператоров. Слишком хорошо слышно мышцы средства: не только стук клавиш и молотков, но и шелест глушителей, и даже дрожь в педали. Но это все побочные причины, а главная заключается в том, что наш диск рассказывает не столько о Шопена, сколько о же Юнди. И эта история довольно интересная.

Концепция диска, под названием «Баллады», на первый взгляд, очень простая — просто хрестоматийная музыка Шопена в 10001 — й по счету интерпретации. На самом деле конструкция немного более интересным.

Первая половина диска — четыре баллады, то есть антология крупнейшего в форме и масштабные по замыслу шопеновского жанра. Другая половина — четыре мазурки, соч. 17, то есть дегустация самого миниатюрного и, как небольшой (на самом деле нет) в жанре.

Кстати, заканчивается диск знаменитая ля минор мазурка, и, если вдруг вам придется потратить свой вердикт Юнди за пять минут, можно послушать ее же: эта музыка имеет удивительную способность мгновенно обнажать всю правду о пианисте — на что он способен и что ему не дано.

Между квадригами баллад и мазурок находится единственная и неповторимая Колыбельная — редкий пример романтического искусства, основанная на повторении одной формы. Я хочу сказать, что это именно она удалась Юнди лучше, но когда переслушиваешь другие баллады и мазурки, думаешь — нет, они вышли не хуже.

См. также:Хибла Герзмава. Сопрано

Игра Юнди ничего не знает взлетов и падений, она всегда хорошая, проверенная и вымерена от первого до последнего звука. В ней нет места спонтанности, в ней царит совершенство. Которая отнюдь не означает, что сухая и холодная, — не, здесь чувственность и страсть, и трагизм, но все это ровно столько, сколько нужно. Такой перфекционизм — не технический, а эмоциональный, — производит довольно сильное и странное впечатление.

О техническом перфекционизме и ничего не говорят: во всем альбоме ни одной грязной ноты. Сразу приходит на ум афоризм, приписываемый Артуру Рубинштейну: фальшивые ноты — это капли крови, которые пианист оставляет на клавиатуре. Игра Юнди бескровна. Он сам, кстати, человек, малокровный.

Обложка диска Юнди Ли

Как Шопен, регулярно падавший в обморок и не в состоянии подниматься по лестнице своего дома (вверх по его относила жена, мужественная Жорж Санд).

Но сходство двух бледных людей только подчеркивает их внутреннее различие. О Шопена, с помощью романтической метафорикой, можно сказать: это был слабый, потому что он истекал кровью в музыке. Юнди скорее анемичен от природы.

Интересно при этом, что хрупкий художник-аристократ плотно вкладывается в системе шоу-бизнеса.

Концертные плакаты и брошюры его плиты всегда оснащены точными моделями фото. Принимает участие в каких-то немыслимых китайских ТВ-шоу, играя pops с кумирами подростков. Кроме того, Юнди Ли — пожалуй, единственный в истории пианистом, который пережил личный ребрендинг в середине карьеры: несколько лет назад, и без того короткое имя было официально были урезаны на треть.

Я помню, как во время разговора этот тонкий, почти болезненное 32-летний мужчина, с лицом мальчика с убеждением повторял мне, что он счастлив, реализован и успешен. И что это именно он, а не кто-то другой, он решил сократить свое имя и фамилию. Хотелось бы увидеть во всей этой ситуации известны давление плохая отрасли на талантливых и ранимую натуру.

Но в конце разговора оказалось, что это не так или не так. Кажется, Юнди сознательно и добровольно принял правила игры. Он не проехал свою ранимую натуру, а каким-то образом договорился с ней о взаимовыгодном сотрудничестве.

Сформулировать это ощущение более подробно, не будучи близко знакомым с героем, не можно и не нужно. Потому что шопеновский диск сам формулирует его языком музыки. Интеллект и обаяние, чувствительность и благоразумие здесь спаяны в одно целое. А все внутренние сомнения убрали с глаз долой за ненадобностью — точно так же, как частица «ли».

Ярослав Тимофеев, Muzium

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ