Я помню все и ничего не забыть: бурная культурная осень

Автор:Аида Воробьёвa

Я помню все и ничего не забыть: бурная культурная осень

Газета «Музыкальный обзор»

Осень с места в карьер заявила о себе мощным культурным выплеском.

Вчера ClassicalMusicNews.Ru опбуликовали открытое письмо Ефрема Подгайца на адрес главного редактора газеты «Музыкальный обзор» Андрея Устинова. Нам казалось правильным и опубликовать статью, которая вызвала такую бурную реакцию российского композитора. С согласия редакции «МО» приводим полный текст этой статьи.

Конечно отзвуком в нее вошли музыкальные события лета. В первую очередь — победы российских пианистов.

Как мы уже писали в № 400, первая награда Никиты Мндоянца в Кливленд, первая и вторая премия А. Гугнина и А. Николаев-Тарасевича в Сиднее подтвердили высокую репутацию российской фортепианной школы. И радость для победителей иногда смешивается с каким-то злорадством тех, кого не удовлетворили результаты XV конкурса им. Чайковского, где Гугнин и Мндоянц не вышли даже во ВТОРОЙ тур.

Андрей Гугнин Сидней выиграл международный конкурс пианистов

А победитель Д. Маслеев сейчас мало заметен и не так нужен — в отличие от лауреата IV премии Л. Дебарга, который стал всероссийским любимцем и может повторить судьбу одного из предыдущих победителей, Ф. Кемпфа, который тоже пользуются спросом в основном в России.

Выбери меня, птица счастья завтрашнего дня…

Главное политическое событие года — единый день голосования 18 сентября 2016. Сюрпризов не принес. Выборы готовились тихо, да и прошли тихо. Те, кто этого хотел, были довольны. Те, кто голосовал за Явлинского — они опять в меньшинстве.

По данным наших опросов, за Явлинского и «Яблоко» проголосовали большинство деятелей культуры, на некоторое время, поверивших в то, что именно эти голоса будут иметь решающее значение, и их мнение будет двигаться выше в политической иерархии. И что от их мнения и голоса зависит будущее страны.

Деятелей культуры в Госдуме VII созыва немного:

кинорежиссеры Владимир Бортко и Станислав Говорухин, актриса Елена Драпеко, певец Иосиф Кобзон, тв Оксана Пушкина, Евгений Ревенко, Петр Толстой, писатель Сергей Шаргунов, директор Государственного музея-заповедника М. А. Окружает Александр Шолохов (внук писателя), главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская (не включен в Комитет по культуре, а Комитет по делам национальностей).

В Составе Комиссии по культуре, остальные-ветераны»тяжелом весе»: Станислав Говорухин (председатель), Владимир Бортко, Елена Драпеко, Иосиф Кобзон (первый заместитель председателя).

Новые лица:

Ольга Казакова (заместитель председателя) — по образованию преподаватель русского языка и литературы; танцор, хореограф, режиссер телепроектов и шоу-фестивалей;

Олег Лавров (заместитель председателя) — полковник запаса;

Александр Шолохов (заместитель председателя) — по образованию биолог;

Елена Бондаренко, Ольга Германова,

Владислав Савченко — по образованию учитель истории и обществознания;

Юрий Prof — по образованию учитель физики;

Сергей Боярский — музыкант, предприниматель, сын актера Михаила Боярского.

Госоркестру — 80!

Событие, задавшее информационный и художественный уровень сезона и первого месяца — 80‑летний юбилей ГАСО им. Светланова. Можно сказать, что с приходом Владимира Юровского (он тоже празднует юбилей — пять лет во главе команды) оркестр вернул себе статус первого оркестра страны, как это было в случае с Е. Ф. Светланове.

Восемьдесят лет неугасимого ГАСО

Каждый концерт имеет от возбуждения, от каждого выполнения вы ждете большой отдачи — к этому нас учит маэстро своим перфекционизмом, необычными программами, интеллектуальным подходом не только к музыке, но и к слову о музыке. Казалось, что наступает время, когда они будут доступны высоты духа и величия, таланта и миссии maestro.

В одном из последних интервью сказал:

«Я согласился приехать в Госоркестр в первую очередь потому, что мне стыдно за нынешнее состояние музыкальной культуры в России. А также потому, что мне в Госоркестре получил «карт-бланш» на разработку и реализацию любых, самых необычных и некоммерческих программ!» (цит. в книге Е. Дубинец «Моцарт Отечества не выбирает»).

Так были организованы и два сентябрьских вечера ( 6‑го в БЗК, в 88. день рождения Е. Ф. Светланова, и 8‑го в КЗЧ).

В преддверии юбилейного сезона Юровский говорил, что в конце 80‑летию оркестра готовит 80-премьер. Правда, он пояснил, что это, скорее, «фигура речи», тем не менее: композитор-житель юбилейного года, Александр Вустин, в каждом концерте премьеры (мир или российские), премьеры и в программах камерных ансамблей ГАСО. В ноябре — «Другое пространство», бразды правления в котором — у Владимира Юровского.

Александр Вустин – «композитор в резиденции» Госоркестра на 2016 год

Но не переусердствовал ли маэстро в поисках необычного? Концерты слегка насторожили и несколько охладили ожидания: от исполнения, и от новой музыки веяло какой-то профессиональной расчетливостью. Вроде бы все на месте, а впечатлений художественных откровений не было. Казалось, что оркестр гибкая считывать внутреннее состояние своего маэстро — холодный расчет.

11‑й взгляд?

Юбилейный сезон был открыт новый сочинением Ефрема Подгайца AGES — посвящение Госоркестру (комбинаторика английского слова ages — го века, времена и первых двух великих дирижеров Госоркестра — Александра Гаука и Евгения Светланова).

Впрочем, «новый» сочинение оказалось до боли знакомым и как две капли воды похож на составленные ими же конечный фрагмент коллективного сочинения «Десять взглядов на десять заповедей» (авторы — М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай; написана в 2004 г. и посвященный 15‑летию «МО»). Сходство заметили не только мы, но и те наши коллеги, кто помнит и знает это наш исторический проект.

Подгайц принимал активное участие в проекте: формировании его структуры и самой темы (точнее шкале B-C-A-G-D-Es-E-C-D-A, состояла только из одних и тех же звуков и букв). Возможно даже, что эта шкала еще в те годы, он располагал композитором и счастливо совпало с инициалами участников этого проекта).

С этого времени сочинение прозвучало около 30 раз в 25 городах России, 19 октября 2004 года состоялась всероссийская премьера на телеканале «Культура» — при поддержке, видимо, тогдашнего министра культуры А. Соколова юбилейный концерт «МО» был показан по ТВ: беспрецедентный факт в истории новой музыки и русской музыкальной культуры.

Теперь Ефрем Подгайц использовал свой материал в новом деле. И не в каком-то, а в посвящении и речи Госоркестру. В названии — 4 звука, темы, на которой основаны «10 взглядов…» (а в музыке, на самом деле вся шкала из 10 звуков), цитаты почти дословные, а финал был точной копией финала «10 взглядов…» — по крайней мере, на слух (результат не заглядывали).

Открытое письмо Ефрема Подгайца главному редактору газеты «Музыкальный обзор» Андрею Устинову

Ситуация неловкая. Конечно, композитор имеет право распоряжаться своим материалом, но это подарки? Тем более, когда его фрагмент связан родовыми узами с музыкой еще 9 авторов на ту же тему. А конфисковать свой отрывок из общей партии, которую «МО» и принадлежащей теперь и в газете тоже? Как-то странно… Ну, пусть будет по-твоему, он взял и передарил… не говоря. Теперь «МО» и ГАСО один и тот же подарок от композитора.

Интересная пьеса Всеволода Задерацкого «Фабрика» (1935). Можно приветствовать усилия профессора Задерацкого в популяризации творчества отца в последние годы.

Далее — в основном разочарования. 4. концерт Рахманинова оркестр и певец Алексей Зуев играет холодно, скучно, без чувства концентрированной боли, тоски, ностальгии, ноты, присущие этой музыке. 2. скрипичный Прокофьева прозвучал в исполнении Сергей Крылов в романтическом стиле; не пахло «прокофьевской» резкости и пронзительности, изысканность и утонченность, характерность и театральности…

Очень странная показалась премьера «Гламур» Прокофьев в оркестровке Геннадия Гладкова. Гладков — один из любимых композиторов Юровского. Но этот опыт — скорее, казус, не оправдавшийся ни с точки зрения оркестровки, ни вкуса. И зачем нужно было оркестровать фортепианную пьесу Прокофьева — великого пианиста, если он сам этого не сделал, а значит, осознаю ненужность этого эксперимента? Да еще и описывать столько музыки более низкого качества, чем у Прокофьева…

Но от Владимира Юровского и его программ по-прежнему ждешь откровений. Юбилейный концерт 5 октября стал таким. В нем снова была мировая премьера — «Песнь восхождения» Александра Вустина, — и еще одна встреча с 3-й симфонией Бетховена в редакции Малера (первой монументальной композицией, при реализации которой Юровский, в самом деле, начал свое путешествие с ГАСО), и 3. концерт Прокофьева, который сейчас звучит почти каждый день, но в конце в исполнении Николая Луганского и Госоркестра упала, наверное, как ни один из великолепно и феерично.

С акцентом дунайским

Программа юбилейного концерта АСО Московской филармонии 22 сентября, его глава, патриарх дирижерского цеха Юрий Иванович Симонов наполнил многозначными символами.

Филармоническая линия была представлена сочинением художественного директора МГАФ А. Чайковского «Ноктюрны Северной Пальмиры». А дальше «послышались» российско-венская о, так близко Симонову и его оркестре.

Венский пианист Владар невероятно проникся и раскрыла в форме мир 4‑го концерта Рахманинова, эмоционально и взаимодействия солиста и оркестра, вероятно, что среди всех его концертов. Симонов — феноменальный ансамблист. И музыка концерта раскрылась во всей полноте, драматизме и полифоничности.

4‑я симфония Брамса в интерпретации Юрия Симонова и АСО не была традиционным монументально-пафосным «огненным потоком», а эпико-романтическом полотном. Музыка текла спокойно, ровно и спокойно, как большая река Дунай, неся не столько драма, сколько покоя. И, конечно, взаимопонимание оркестра и его маэстро — фантастическая. Можно не сомневаться, что этот концерт будет одним из оркестровых топы нынешнего сезона.

VIII Фестиваль РНО

Его вклад в картину в начале сезона внес Российский национальный оркестр. Плакат фестиваля (он проходил с 8 по 27 сентября 2016) украшают два концерта Михаила Плетнева-пианиста в зале «Филармония‑2» («Зимний путь» Шуберта с австрийским баритоном Ш Генцем и клавирабенд из сочинений Баха, Грига и Моцарта).

Уже можно сказать, что «Филармонии‑2» стала местом для лучших вечеринках. С другой стороны — большое количество оперно-ораториальных полотен («Семирамида» Россини, «Сотворение мира» Гайдна, «Иоланта» Чайковского).

Так сколько заработала филармония Московская?

«Opera наклон» с каждым годом все больше и больше уделяется фестиваля РНО, на котором в этом году не состоялось ни одного симфонического концерта.

На Урале, на Волге в России

80 лет исполнилось Уральскому академическому филармоническому оркестру — одна из лучших в России, и это событие было посвящено IV Symphony форум, продолжающийся от 30 сентября n 7 октября в Екатеринбурге. Впрочем, в этом году резонанс этого события, когда-то не только анализировавшего, но и определявшего векторы развития оркестровой жизни, несколько угас.

12 сентября в Екатеринбурге к 80‑летию оркестра и Свердловской филармонии в Лодзи открылся новый двухэтажный репетиционно-артистический корпус СГАФ площадью 1400 метров. квт. — Это еще одно достижение директора А. Н. Колотурского. Напрашивается, правда, иронично-грустная аналогия. В 1980 году вместо объявленного строительства коммунизма провели Олимпийские игры. А теперь вместе ожидаемого и желаемого Новом концертном зале построили подъезды. Но и это достижение.

Андрей Лисс: «Сейчас западный рынок уже насыщен российскими музыкантами»

На двух этажах располагаются акустический пробную зал искусства для дирижеров, солистов, хоров и оркестров, мастерская по ремонту клавишных музыкальных инструментов, нотная библиотека, помещения для хранения инструментов и костюмов. Новый корпус связан со старым зданием переходом. Стоимость проекта — 164 млн. грн.

Толстый мазок в оркестровую картину месяца добавил А. Сладковский и ГАС Татарстан: МЕДИА, facebook подробно рассказали о записи всех симфоний и концертов дмитрия Шостаковича, проведенной в период август–октябрь на фирме «Мелодия» к 110-летию со дня рождения композитора.

Сам Сладковский и казанский оркестр планируют еще больше, чем в прошлом году, выступления в Москве. В самом деле, ГАС РТ уже не первый сезон длится в московской афише такое же место, как и представителей оркестра столицы, выступая в Москве каждый месяц (иногда и не с одним концертом). 25 сентября, в день юбилея д. д. Шостаковича, оркестр играл произведения композитора в БЗК (солировал Денис Мацуев). Концерты Сладковского всегда сопровождается выраженным PR-кампания.

Новое предприятие воплощает в жизнь Юрий Башмет: Российский юношеский симфонический оркестр.

Не был замечен уход из жизни выдающегося дирижера Эдуарда Серова — москвич с рождения, ленинградца в комнате школе (работал ассистентом Мравинского, в течение многих лет он возглавлял Ленинградский оркестр старинной и современной музыки), создатели Волгоградского симфонического оркестра. О нем нет ни на ТВ, ни в федеральной прессе не было сказано ни слова (прощальное слово о маэстро — в этом выпуске «МО).

Впервые в Москве выступил Тюменский симфонический оркестр под управлением Е. Шестакова: участвовал в гала-концерте фестиваля Дениса Мацуева Crescendo. На сцене Большого зала Московской консерватории вышел коллектив, который еще не имеет года, созданный вдали от столиц по самым высоким европейским стандартам: для молодого оркестра-это огромное достижение.

Проект создания Тюменского симфонического оркестра «МО» по итогам 2015 был назван событием года, а его создателей и его создателей-Михаила Бирмана и Евгения Шестакова — персоной года. Но, глядя в будущее, в октябре, мы уже знаем, что оркестр потерял одного из своих отцов‑основателей: Михаил бирман покинул пост директора Тюменской филармонии, официально — по собственному желанию. Об этом — в следующем номере «МО».

Autunno italiano

Российско-итальянским культурным связям — много веков. Помните и великих итальянцев, строивших Москву и санкт-Петербург, и великих российских композиторов и художников, совершенствовавшихся в Италии, и выступления театра «Ла Скала» в Москве и первое в истории встреча Патриарха Всея руси и Папы римского в Гаване в этом году (хотя Папа сейчас не в италии, а Ватикан — Италия), и многое другое…

В условиях жесткого противостояния России и Ес и взаимных санкций Италия входит в группу стран — союзников России.

Восьмой в истории выступления труппы «Ла Скала» в Москве прошли с 10 по 16 сентября в рамках фестиваля «Черешневый лес» и включали в себя исполнение «Реквиема» Верди и его оперы «Симон Бокканегра» (постановка 2010 года). Дж. Верди — один из самых популярных композиторов и России, и в мире. Недавно отмечалось его 200‑летие. Но его оперы, как и других итальянцев, вводятся независимо от юбилейных дат.

«La Scala» не обласкала: результаты московских выступлений знаменитой оперы

«Симона Бокканегру» директор «Ла Скала» Александр Перейра назвал

«самой итальянской оперы Верди: и история, которая происходит в Венеции, ощущение водной среды, это может быть совместимо с итальянского духа, а он ближе к итальянской души. Другой причиной было то, что в этот нелепый момент, когда многочисленные санкции вводятся без понимания того, каковы будут их последствия, известнейшую арию Симона в конце акта, когда он хочет объединить мир и преодолеть разногласия и ссоры, это своевременное и правильное себе представить в данный момент в вашей стране».

О чем эта опера? Не столько о любви, о политике и о предательстве, сколько в первую очередь о том, что не везде искать врагов, потому что вы можете причинить боль самым дорогим людям, не зная этого.

Доставлен очень традиционно, спектакль привлекает внимание великолепным исполнением:

«… дирижер Мюнг Вун Чунг <…> стал главным героем спектакля, так уверенно и точно, собрал команды, давая характерные всем человеческим, сохраняя при этом их разница и придавая им меру слиянности. Оркестр играл прозрачно, очаровывая изысканным звучанием котлы и в силу присутствия чимбассо на основе меди группы очень по-итальянски.

Красивый был и хор, который на следующий день в количестве 80 человек стал главным героем исполнения «Реквиема» Верди. La Scala привозит Реквием в Москву на каждую гастроль, на этот раз у нас было, быть может, одно из лучших исполнений…» (П. Поспелов, «Ведомости»).

Театр «Ла Скала» там в Москве по-итальянски

«»Бокканегра» Тьецци-Чунга выглядит и звучит отлично, со многими вытекающими из этого положения обстоятельствами, главные из которых — декоративный, мощность, конвенциональная драматургия, статических мизансцен и строгость стиля» (Ю. Бедерова, «B»).

Шаблон рамка

Все желающие смогли насладиться спектаклем благодаря передачи для канала «Россия — Культура».

Спектакли в «La Scala», как заметил обозреватель «Ведомостей», «стали большим, чем сторона культурного обмена, были жестом народа». Как две выставки в музее Пушкина: «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галереи Уффици и других встреч Италии» и «Пиранези. До и после. Италия — Россия. XVIII–XXI века».

Награды наших героев

В июле Валерий Гергиев и Сергей Ролдугин были награждены орденом Александра Невского, Павел Милюков — орден Чести, а группа музыкантов и сотрудников Мариинского театра — медалей за проведение концерта в Пальмире. 22 февраля в Екатерининском зале Кремля Президент вручил им награды.

На этой же церемонии был награжден орденом Чести, как видно, церковь деятелю и композитора Илариону (Алфееву) в связи с 50‑летием.

Митрополит Иларион апологеты с преувеличением называют создателем жанра русской духовной инструментально-хоровой оратории на богослужебные православные тексты с элементами музыки барокко и стиля русских композиторов ХХ века». Как скромно (если не с иронией) признает сам Иларион, ему

«удалось воплотить в жизнь мечту великого русского композитора Глинки — повенчать западную фугу с русскими церкви пение».

Его произведения (среди них «Страсти по Матфею», оратория на Рождество», Stabat mater, «литургия», «всенощное бдение», Concerto grosso и mn. и т. д.) отвечают В. Федосеев, В. Гергиев, В. Спиваков, Р. и Dm. Коганы, т. Е. Нестеренко, Х. Герзмава, хор им. Свешникова, капелла им. Юрлова, Хор Мариинского театра… И не только они: многие пытаются исполнить музыку митрополита. Это интересно: если бы музыку написал Патриарх? Если премьер-министр Медведев? Сколько артистов и групп исполнял их произведения?

Московская школа организует юбилейный абонемент композитора. В концерте открытия приняли участие НФОР и «Виртуозы Москвы», синод Московский хор » и «Мастера хорового пения», вел В. Спиваков. В программе — «Песни о смерти», Stabat mater, Кончерто гроссо, Фуга на тему BACH, «Песнь восхождения».

Известно, однако, реплика Патриарха Кирилла, сказал при назначении Илариона на должность председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:

«Его преосвященство должен писать только одну симфонию — симфонию внешних церковных связей».

Видимо, на ниве церкви дипломатической его успехи, и они действительно здорово, если на юбилей, отмечавшийся 22 июля в Доме Пашкова, прибыло несколько сотен гостей из россии и из-за рубежа: министры, депутаты и послы, церковные иерархи…

Но не все музыканты принимают митрополит Иларион-композитора. Андрес Мустонен в недавнем интервью для «Независимой газеты» Натальи Сурниной высказался о его творчестве:

«… это ложь и духовная проституция. Но что мы можем сделать? А ничего. Такие явления в какой-то степени объективными, и на борьбу с ними не стоит тратить свою энергию» («НГ», 28.09.2016).

Дирижер Андрес Мустонен сказал, что делать с духовной проституции

«Пусть поет, дело хорошее»

Еще один музыкант, который оказался в центре внимания — преподобный Фотий, победитель шоу «Голос» Первого канала. Когда иеромонах Пафнутий, исполняющий обязанности наместника Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, пожаловались Патриарху на отца Фотия, Патриарх ответил, что делает благое дело:

«Я знаю, как очень многие люди отца Фотия открывают для себя православную веру и православный мир. Вот для того, чтобы ему удалось пройти так что очень непростому пути, надо ему помочь».

Далее между Кириллом и Пафнутием состоялся такой диалог:

«Р.: Это очень обиделся, а потом он в данный момент все время в пути.
К.: вот это для меня новость, не знал. Это плохо.
Р.: А митрополиты, я приглашаю его в свои епархии работать.
Корр.: Но митрополиты-это хорошо!
П.: я понимаю. Просто очень много таких предложений. В монастыре практически не бывает, в службе не участвует.
Корр.: Он делает доброе дело, и дай Бог ему сохранить себя в этой работе. А вот как вы можете настроить его отношения с монастырем, это ваша духовная мудрость и поддержка власть имущих.епископ должен быть. Но то, что епископы приглашают его на прогулку, это хорошо. Он не в ночных клубах, поет, а в семинариях, монастырях» (запись в facebook).

Шостакович — 110

25 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения д. д. Шостаковича: главная памятная дата сентября. Все шли концерты, тв-программы, на «Мелодии» ГАС РТ записал все симфонии и концерты (см. выше). Но на первом месте в рейтинге событий, связанных с Шостаковичем — выход на русском языке книги Джулиана Барнса «Шум времени», в которой персонаж великого композитора выглядит очень противоречиво.

См. также:Великие музыканты почтят память оперной дивы

Взгляд на эту книгу в «МО» — спереди. Но первое впечатление от чтения — бред. Как будто композитора плюнули, оскорбили его в год юбилея. Описание жизни великого композитора стала бульварное чтиво. А профессионалы не по себе от того, что среди немузыкантов оно вызвало интерес.

Первые 150

Большое событие месяца и года — 150‑летие Московской консерватории. МГК занимает место главной музыкальной школы страны. В колледже продолжается реконструкция, которая должна завершиться в 2019 строительством Оперного театра, как раз к 70‑летию ректора.

Но в отпуск как-то «расползся», растянулась аж на два сезона. Школа объявила юбилейными 2015/2016 и 2016/2017, и почти каждый концерт тоже юбилейным (а их консерватории в своих 4 залах, ведет к 100 в месяц, что не снилось ни одной филармонии, кроме Московской!).

Растянутость церемонии привела к тому, что центральный гала-концерт 13 сентября, не получил должного резонанса и статуса. Не было в Г. Н. Рождественский, который ранее согласился дирижировать симфоническим оркестром МГК на главном юбилейном вечере. И оркестр на сцене не было.

Да и не вся программа «тянула» на праздничную: элегическая «Осенняя песнь» Чайковского и «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса в переложении для виолончели и фортепиано в исполнении А. Рудина и Н. Луганского — спорный выбор для этого вечера.

За несколько дней до этого «Россия» в категории «Исторические концерты» был показан концерт к 100‑летию консерватории (24 октября 1966). Вечер 50-летней давности выглядел более торжественным, пафосным и торжественным, с участием хора и симфонического оркестра. Жаль, что по ТВ не показали премьерное исполнение «Вариаций» на темы 16‑й симфонии Мясковского — коллективного произведения 11 профессоров МГК, написанного к 100‑летию университета, которая представляет собой запись концерта на YouTube (звучало это, как раз, под управлением Р. Н. Рождественский!).

Вторая и последняя на сегодняшний день исполнение «Вариаций» состоялось в 2006 году. в ММДМ, в рамках концерта «Три священных коллективных», организованного «МО» (в одном концерте с «10 взглядов на 10 заповедей» и «Посвящением к 100‑летию д. д. Шостаковича» — вот, как сходятся линии и параллели времени и судьбы!). Результат не сохранилась, а сотрудники вычислительного центра МГК восстановили ее по партии, расположенную в консерваторской библиотеке профессора Е. Г. Сорокиной и руководитель. библиотеки Е. Расиной.

Из юбилейных событий пресса отмечала открытие органа БЗК после реставрации и заседание Ученого совета, на котором пяти старейших профессоров (т. Е. Царевой, Н. Шаховской, С. Доренскому, М. Воскресенскому и Р. Рождественскому) были вручены золотые медали и премии в размере 500 000 рублей.

У ректора Соколова кроме вузов есть и другие заботы: год назад (в 2015 г.) был президентом МСМД, по-прежнему обеспокоен проблемами Российского права общества, к которому имеет непосредственное отношение.

Соколов является президентом:

Совета ректоров консерваторий российской ФЕДЕРАЦИИ (с 2008), Совета ректоров консерваторий государств — участников СНГ (2010), Общества теории музыки российской ФЕДЕРАЦИИ (с 2011), Правления Московского музыкального общества (с 2013), Международного союза музыкальных деятелей (с 2015).

Член Совета ректоров российской ФЕДЕРАЦИИ, Совета ректоров Москвы и московской области, Совета и бюро РГНФ, Совета по науке МК РФ, Совета по образованию МК РФ, Патриаршего Совета по культуре, Совета Экспертов МК РФ.

Член коллегии министерства культуры российской ФЕДЕРАЦИИ (с 2016).

В марте 2016 года Соколов избран председателем Совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

«Пассажирка»

В Екатеринбургском театре оперы и балета с 15 по 18 сентября состоялась российская премьера оперы М. Вайнберга «Пассажирка».

Два года мы («МО» и главный редактор Андрей Устинов, куратор проекта) * премьеру, что «уплотняли», умножали ее ожидание, наполняли это время особым смыслом и содержанием, идей и событий: конференции и пресс-конференции, концерты и творческими встречами, созданием сайта и публикации в «МО» и многих других.

Постановка оперы Вайнберга «Пассажирка» на Урале изменила мир театра

Впервые в истории русского театра, мы провели эксперимент.

Только что нам удалось поднять уровень события, и постановка собрала множество ответов. Но сказать, что она стала художественным открытием, было бы преувеличением. Спектакль стал поводом для pr-кампании директора А. Шишкин, раздававшего бесчисленные интервью в роли главного двигателя проекта и главного человека в театре.

Что странно, потому что директор в театре — административная должность, Его роль — быть в тени творческих лидеров: главного режиссера, главного дирижера. А в этом случае и в тени и куратор проекта. Так было и есть всегда и везде. Видимо, в Екатеринбургском театре новинка установлена другая иерархия.

Оперная «продвижение»

После старта в Москве (выступления в «Ла Скала») и Екатеринбурге «Пассажирки» опера сезон бодро двинулся дальше. Прошли сборы команды в столичных театрах. В МАМТе новый директор Антон Гетман. Открыл пост-юбилейный сезон театр им. H. Сац.

27 сентября 2016 туры санкт-петербургского театра «Зазеркалье» в столице начался фестиваль «Видеть музыку», который организует Ассоциация музыкальных театров в России (рук. Георгий Исаакян), Основной целью организаторов является представление в Москве эту музыкально-театральную России, где пробиться на «Золотую Маску», а так, в целом по столице мира практически невозможно.

На фестивале покажут спектакли театров России — от Иркутска до Фотографии, от Краснодара до Екатеринбурга. Заключительным аккордом станут выступления театра оперы и балета в Якутии со спектаклем «Князь Игорь» (реж. Борис), который мы уже видели в Якутске и в Пекине (там состоялась премьера почти год назад).

Приятная тенденция: гастрольная элементом оперно-балетной жизни постоянно растет. Подтверждением этого стали выступления Эстонской национальной оперы в театре «Геликон-опера». Гостей из Эстонии был показан еще один «Фауст» в постановке Д. Бертмана.

«Opera вирус» в Москве побил и Московскую филармонию, представляющий в настоящее время несколько опер и абонементов. Продолжается «итальянская экспансия»: «Паяцы» в «Геликоне», в январе 2017 там — «Турандот», «Манон Леско» Пуччини в Большом театре.

«Фауст» и «Анна»

Первый в новом сезоне московскую премьеру показала «Новая опера» 14 сентября: «Фауст» Гуно. Режиссер Е. Одегова пыталась «скрестить» традиционный сюжет оперы с «Мастером и Маргаритой» Булгакова.

«Слишком много общего между оперой и романом ходить не нужно: если Мефистофель — Воланд, Маргарита Маргарита. Правда, дальше начинаются небольшие проблемы, потому что в романе Воланд Маргарите способствует, а в опере только глумится, да и Фауст на Учителя не похож, но важен не буквализм, а взаимное присутствие романа Булгакова и оперы Гуно в мегатексте московской культуры» (П. Поспелов, «Ведомости»).

Стоит добавить, что «Фауст» сейчас едва ли не самый популярный в России опера сюжет. В 2013 оперы Гуно ставил Р. Исаакян в Ростове, в 2015 И. Василева в Челябинске, в «Геликоне» Эстонская национальная опера показала «Фауста» в постановке Д. Бертмана. в результате с прошлого сезона в Большом театре представлено «Осуждение Фауста» Берлиоза (а еще ранее — в Астрахани).

В этом же ряду, по популярности, пожалуй, «Анна Каренина»: фильмы, балеты, драматические спектакли, мюзиклы (странно, что еще не написана опера по роману Л. Толстого).

В чем притяжение обоих сцен? Наверное, в том, что в них читаются значений времени. Они — зеркало нынешней жизни, с ее страстями и моралью, диагноза и недостатками, предательство и любовь, мыльными сериалами и подглядыванием в отверстия колодца… Этот феномен, безусловно, будет поводом для анализа социологов и политологов, психологов и лингвистов…

Возможно, что такая популярность «Фауста» и «Анны» и какая-то поздняя альтернативой второй паре — героико-патриотические: «Князя Игоря» — «хэдлайнеру» оперных театров на рубеже 2000-2010‑х годах хх века. и неоднократно поставленной в последних двух сезонах «Орлеанской девы»/»Jeanne d ‘Arc» Чайковского и Верди, главная идея которой — в поклонении любви к Родине, Отечеству, Царю (Царь), стыда и угрызения совести тех, кто не понялпорыв героини (отец), в самопожертвовании для патриотических идеалов.

Планы от Гергиева

В последний день сентября маэстро Гергиев объявил о планах Мариинского театра. Среди премьер оперных — «Саломея» Р. Штрауса (реж. М. Гацалов) и «Сицилийская вечерня» Верди (реж. Бернард). Балетная одна — «Каменный цветок» Прокофьева в постановке Ю. Григоровича.

Еще две премьеры покажут в рамках юбилейного, XXV фестиваля «Звезды белых ночей»: оперы «Адриена Лекуврер» Чилеа (предполагается участие А. Нетребко) и балет «Ярославна» Тищенко. На сцене «Мариинки‑3» А. Степанюк поставит «Не только любовь» Щедрина. Как всегда, будет много фестивалей, полусценических спектаклей, детских опер, силами Академии молодых певцов.

Программа «Ведомостей» Г. Садых-Заде называет художественную политику театра Мариинского

«воспоминания-охранительной, пронизанной ностальгией по «золотому» XX века <…> Достаточно одного взгляда на список имен и названий, чтобы казалось, будто ты перенесся на какие-то 30 или 40 лет назад. <…>

Музыка советских композиторов правит; вытаскиваются из небытия не только заслуженно забытые оперы Ивана Дзержинского, но и оперы, безусловно, заслуживают того, чтобы быть снова включены в общественно-музыкальный контекст <…> оперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк» и «Письма Ван Гога» <…> «Ожидание» Микаэла Таривердиева, «Записки сумасшедшего» Юрия Буцко, «Молодожены» Григория Корчмара и «Зинаида» — опера, которая завершит триптих Клиничева».

Все в планетарий!

Непосредственно перед началом учебного года, 19 августа 2016, сменился министр образования и науки. В этот день что-то происходит. В 1991 — переворот. В прошлом году 19 августа был отправлен в отставку ректор Санкт-Петербургской консерватории М. Гантварг. В этом году — министр Д. Ливанов. Что интересно, обоих руководителей, они изменили людей с фамилией Васильевы.

Новый министр Ольга Васильева (род. 1960) — с первого образования, музыкант, дирижер хора, выпускница Московского института культуры. Окончила исторический факультет Московского пединститута, факультет международных отношений в Дипломатической академии МИД РФ. Работала в Центре истории религии и церкви при Академии наук, 2012 — в Администрации Президента, училась в Сретенской духовной семинарии.

Автор более 240 (!) научных работ.

Кандидатская и докторская диссертации О. васильевой посвящены теме взаимоотношений РПЦ и государства в 1940-е годы (не просто в истории этих отношений).

Первой реакцией, как правило, был страх. Затем, после некоторых высказываний и предложения — жду в разумных пределах. Судя по ее речи, и первые шаги, предполагается использовать отечественный опыт XIX–XXI века, традиции русской и советской школы (в частности, восстановить обязательные уроки музыки, внеклассное чтение, участие студентов в уборке помещений, расширение профессиональных навыков и технологических и т. д.), пересмотреть отношение к ЕГЭ, остановить процесс слияния вузов.

В конце концов, пришло время мирного обсуждения с пониманием того, что реализовать эти идеи не будет легко. На данный момент известно о том, что в программе старших классов школы возвращаются уроки астрономии с помощью двух часов иностранного языка.

Под руководством офицеров…

Тем временем разразился новый скандал, связанный с темой «государство, искусство и цензура». В Центре фотографии имени братьев Люмьер была закрыта выставка «Джок Стерджес. Без стыда», которая была около двух недель. Как и в случае с выставкой В. Сидура в Манеже (а ранее в истории с «Тангейзером»), вмешались хранители моральных ценностей и принципов.

Теперь в роли охранителей выступили сенатор E. здоровью ничего не угрожает и новый уполномоченный при Президенте РОССИИ по правам ребенка, мать шестерых детей и Т. д. Кузнецова. А представители организации «Офицеры России» блокировали вход на выставку, а организаторы его закрыли.

В дальнейшей дискуссии, пожалуй, в первый раз была замечена реакция не только охранителей, но и другой стороны. Тех, кто выступил против подобных методов борьбы с искусством, они услышали, к ним не прислушались. Появилась информация, что выставку можно открыть снова, но только в том случае, когда организаторов и участников, ничего не будет угрожать.

А в целом, как и в аналогичных случаях (акции Pussy Riot и Д. Энтео, художника им грозит, свиная голова у входа в МХТ и т. д.), всегда имел свое участие в pr: и Центр, и «Офицеров», и Джона Стреджесу, вдруг стал едва ли не самым популярным персонажем в социальных сетях. А еще — гражданина, который прошел в выставочный зал и облил фотографии, «оскорбляют семейные ценности и провоцирует педофилии», «неизвестной желтой жидкостью».

Значит, как сказал писатель и телеведущий И. Волгин, сейчас «моча — оружие пролетариата». И «коровьи лепешки» — спортивный инвентарь (в пермской области под эгидой Минкульта прошли соревнования по их метанию).

Областной неприятностей

В регионах, где жизнь течет своим чередом, и ряд событий местного масштаба, не привлекающие внимания столичной публики.

Большие проблемы у Тольяттинской консерватории. В июле Рособрнадзор отказался вузов. в продлении срока действия свидетельства по аккредитации. А 26 сентября был прекращен трудовой договор с ректором И. Прасоловым.

Тольяттинская консерватория — крупнейшая в России и в Поволжье. Но она-главное культурное учреждение города и региона Самара, вокруг которого образовалась «профессиональный цикл», начиная от школы изобразительных искусств и колледжа, вуза и трудоустройством его выпускников. По общему мнению, от ликвидации консерватории серьезно пострадает культуры города и региона.

«Кехман-ХОП»

Насыщенным событиями оказался сентябрь в Новосибирске. Город — на самом деле четвертая музыкальная столица России (Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге), которая имеет мощный потенциал и инфраструктуру, с одним из лучших в стране команд, который в этом году исполняется 60 лет.

В день рождения основателя оркестра А. М. Каца, 18 сентября, по традиции, официально открывает сезон НАСО. В этом году этот памятный для ребят день совпал с выборами в Госдуму.

Вероятно, легендарный маэстро Кац еще долго будет магнетически влиять на филармонию и определить ее будущее. (Можно быть уверенным, что это именно он своей энергией стало возможным открытие в зале, который носит его имя).

А на следующий день состоялась отставка директора филармонии и Т. д. Людмилиной. Во время ее назначение не вызвало в филармонии энтузиазм (а это отставка его предшественника А. Назимко вызвала сожаление).

«Накопился целый ряд претензий, которые не были в состоянии решить в порядке,

— сказал губернатор В. Городецкий.

В команде был конфликт».

Директором филармонии назначен Б. Мухамедин (см. стр. 23).

Татьяна Людмилина: «Способность унижать людей, Решетников имеет нежно»

Немного ранее, в Новосибирске побывал министр культуры В. Специалист, который объявил о планах создания культурного кластера.

Четыре организации федерально — opera (НГАТОиБ для Кехмана и НОВАТ с Кехманом), консерватории, НСМШ (колледж) и хореографическое школе — составляли один культурный и образовательный центр, для более эффективного лоббирования их интересов в столице. При этом никто не потеряет ни правовой, ни экономической самостоятельности. Функционирование центра будет под патронажем полпредства Президента РФ в СФО и при поддержке министерства культуры РФ и областного правительства.

«Для выполнения задач образовательного центра, или, другими словами, культуры кластера будет входить координация прием, распределение студентов, формирование учебных программ, распределение финансирования, проведение совместных мероприятий,

— сказал В. Специалист.

Мы поддерживаем эту инициативу руководителей учреждений».

Директор Новосибирского театра оперы и балета даже придумал ему название — ХОП (Сибирский культурно-образовательный кластер, по аналогии с балета Прокофьева «Стальной прыжок»).

Возможно, Кехман, однако, оставит НОВАТ. Сейчас в связи с тем, что он признан банкротом. В. Специалист призвал «не бежать впереди паровоза» и «дождаться результатов окончания всех проводимых юридических процедур» в отношении Кехмана и, в частности, проведенных им в театре ремонтных работ.

Среди журналистов персонаж Кехмана — как и раньше, нерукопожатная. Тем не менее, эксперты «Золотой Маски» посетили НОВАТ и смотрит его выступления для включения в шорт-лист премии.

Эхо конкурсных борьбы

В сентябре завершилась серия историй успеха молодых российских музыкантов на престижных международных конкурсах за рубежом.

В этом сентябрьских лауреатов — скрипач С. Догадин (II премия на конкурсе им. Менухина в Шанхае), пианисты С. Белявский (II премия на конкурсе им. ференца Листа в Будапеште), А. Дубов (III премия на конкурсе в Гонконге), А. Панфилов (И приз в Монца, Италия), певицы и Т. д. Идрисова и А. Весенина (II и III премии в Тулузе). Ранее, в июле, наши вокалисты В. Волков и Е. Стихина завоевали II и III премии на конкурсе Пласидо Доминго Operalia в Мексике).

«МО»

В истории газеты в последние годы, что месяц идет за два. А летом и осенью — через три, а может и больше. 1 августа наша редакция была вынуждена покинуть помещение Союза композиторов, с которым она жила и работала под одной крышей все 27 лет существования газеты.

Кроме того. Новый президент совершил беспрецедентный бестактный, грубый, невежественный, варварский акт, фактически вычеркнув «МО» из истории Союза композиторов. В буклете, который выпустил по случаю своего прихода в СКР, наша газета не упоминает. Забавно было наблюдать, как сотрудники SC грудью защищали нашу микроволновой печи, которая казалась им не нашей. Они ее отбили…

«Музыкальный обзор» просит о помощи

Но жизнь продолжается. Мы выпустили 400‑й номер. Провели два фестиваля в Вологде — традиционные «Кружева» (7 раз) и MusicDocFest (первый в России фестиваль документальных фильмов о музыке).

Продолжаются еще три наших проекта: всероссийский фестиваль «Музыка автостоянка‑27», который в этом году охватил более 30 городов, Фестиваль к 85‑летию Софии Губайдулиной и подготовки к международной конференции «Вайнберг. Возвращение» вместе с Большим театром. Вместе с Московской филармонии мы проводим абонемент «Персона–композитор». В августе участвовали в Хоровой академии в Литве.

27 сентября, в Праздник Крестовоздвижения Господня, прошло шесть лет со дня ухода из жизни Р. в. Меркурьева, одного из основателей «МО». Мы продолжаем работу над сборником воспоминаний о нем. Ждем и надеемся, что он выйдет в 2018 году, к 75‑летию со дня рождения Петра.

Лист ожидания

В октябре и в «списке ожидания» февраль — как никогда много событий, связанных с современной музыкой. Фестиваль «Территория», юбилей С. Губайдулиной, «Московская осень» и «Московский форум», фестиваль «Другое пространство» и открытие 8-го сезона абонемента «Персона — композитор» в Московской филармонии в Санкт-Петербурге — «Звуковые пути»…

Оперные премьеры: «Пиковая дама» в МАМТе, «Билли Бадд» в Большом театре. Фестиваль «Дягилев P. S.». Финал этого музыкального конкурса и Всероссийского балетного конкурса.

Рассматриваются спектакль К. Райкина на съезде РТА. Реакция на него была внешне бурной, с участием популярных медиа-персонажей, которые пытались «поднять градус», но на самом деле вялотекущей. В такие дискуссии уже мало кто из деятелей культуры хочет заниматься. Похоже, созревает понимание того, что происходит какой-то поворот по внутренней культурной политики: в сторону от той, которая декларировалась до последнего времени.

Жизнь продолжается.

Будьте с нами!

Выписывайте и читайте газету «Музыкальный обзор»!

«Музыкальный обзор»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ