Оркестр под руководством народного артиста Дмитрия Лисса 5 апреля выступил в Омске в рамках «Транссибирского Арт-фестиваля». Он встретился с журналистами, Лисс открыто заявил: ситуация с «Тангейзером» — это катастрофа для нашей культуры.
«Я с огромным уважением отношусь к должности директора театра Бориса Мездрича: он повел себя как настоящий мужчина, без истерии»,
— сказал народный артист России.
«Эхо этих событий будет еще очень долго звучать. С моей точки зрения, дело в суд и освобождение директора такой причине — неправильная ситуация. Рейдерский захват театра? Это уже конспирологические версии событий, я не знаю, что там под ковром — и не хочу знать, меня это мало интересует. Что бы ни происходило, искусство — не повод для возбуждения уголовных дел, для обращения в прокуратуру, и уж тем более не является поводом для увольнения директора театра».
По словам Лисса, искусство от возраста провоцирует и вызывает столкновение мнений. Для подтверждения своих слов выдающийся дирижер привел в пример знаменитую историю премьеры «священной Весны» Стравинского в Париже:
«Это была такая пощечина общественному вкусу Франции! На спектакле балет не слышал оркестра: в зале были эти крики протеста, что Дягилев, стоя за кулисами, изо всех сил кричал: «Раз, два, три!», — чтобы танцоры не остановился. А сегодня Стравинский — такая же классика, как Моцарт и Бетховен. Может быть, я человек замшелый — не люблю, когда режиссеры под классические работы подкладывают другие, свое значение. Но это не значит, что я отказываюсь им права и говорю, что это нужно запретить».
В конце своей речи в защиту Бориса Мездрича Андрей Лисс рассказал о последнем спектакле в «Ла Скала». Полгода назад в знаменитом миланском театре дирижер посмотрел оперу «Царская невеста» н. Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова, многократного лауреата «Золотой маски». Этот зрительский опыт Лисс стал неожиданным для Лисса:
«Черняков рассказывает совершенно о другом — не о том, о чем идет речь у н. Римского-Корсакова. Но делает это так умело и убедительно, что у меня не было вопросов к постановщику, почему он переиначил классику. А между тем, Меланомы сегодня в России поставить просто не может. Хорошо ли это, когда нашего режиссера приглашают ставить в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке, «Ла Скала» — но не в стране? Только что в Берлинской государственной опере вышел в его постановке «Парсифаль» Вагнера — необычный, спорный спектакль. Вагнер для немцев — храм, а «Парсифаль», в котором речь идет о причастии, — вдвойне. Но ведь никто не сажает Дмитрия в немецкую тюрьму, не подает в суд, и не освобождает с должности директора театра, который это позволил. Так что у меня мнение совершенно однозначное, как и подавляющее большинство моих коллег — режиссеров, музыкантов. Ситуация с «Тангейзером» — это катастрофа».
Татьяна Попова, «Вечерний Омск»
Об авторе