Роман Минц
Разговор с одним из отцов-основателей фестиваля камерной музыки «Возвращение» скрипачом Романом Минцем.
От 6 до 12 января 2016 года в Московской консерватории пройдет очередной, 19 — й по счету Фестиваль камерной музыки «Возвращение». В Москве снова приедут со всего мира, артисты, выступающие на лучших сценах мира, лауреаты престижных премий, солисты ведущих западных и российских оркестров, педагоги и профессора отечественных, европейских и американских вузов. Стены Небольшого зала, они опять будут с трудом вмещает всех желающих, а программа фестивальных концертов – интриговать и возбуждать умы столичных любителей музыки.
Фестиваль «Возвращение» – это всегда четыре концерта, в том числе шедевры камерной музыки, редко исполняемые произведения великих композиторов, российские и мировые премьеры отечественных и зарубежных авторов. Традиционно один из вечеров «Концерт по заявкам», программа которого составляется с учетом пожеланий самих исполнителей.
Остальные три концерта – темы и темы, их всегда оригинальные. Собранные в каждом из них по принципу коллажа писания создают уникальный цикл с собственной внутренней драматургией. Раскрывает заявленное название с точки зрения различных исторических, философских, стильных, индивидуально-творческих аспектов, и дает каждому слушателю возможность увидеть глубинные взаимосвязи и пересечения художественных явлений, делая на этой основе собственные выводы и открытия.
Среди этих последних лет – «Песни о родинах», «Салон», «Ночная музыка», «Путешествия», «Война», «Серенады», «В гостях у сказки», «Исход». Новое в решении каждого из указанных вопросов обеспечивает железный принцип фестиваля – ни одно сочинение в рамках форума не может звучать снова, каждый год программа состоит только из сочинений, не исполнявшихся в предыдущих концертах.
Накануне открытия фестиваля мы задали несколько вопросов одному из отцов-основателей фестиваля скрипачу Роману Минцу.
– Какие премьеры и раритеты ждут каждого, кто придет в Малый зал консерватории на концерты фестиваля? Чем удивить завсегдатаев «Возвращения»?
– Честно говоря, в какой-то момент я перестал следить за этим. Очень трудно было определить, играете ли вы на российскую премьеру. Поручиться только за первые исполнения новых произведений. Но по-прежнему мы предполагаем, что в первом концерте фестиваля, который мы назвали «Вариации», прозвучат две российские премьеры. В любом случае, из тех музыкантов, с которыми я говорил, никто этой музыки у нас ничего не знал.
Это «Вариации для слона» голландского композитора Гезы Фрида, который будет отвечать Григорий Кротенко, и Вариации на тему Паганини Джозефа Горовица – это вещь, написанная для брасс-квартета, но у нас будет звучать решения для четырех саксофонов.
На втором концерте все произведения менее известные – кроме «Цыганского романсеро» для хора и гитары Кастельнуово-Тедеско, он его не назовешь, часто исполняемый.
В программе третьего концерта («Шуберт») у нас будет редко Харбисон и тоже вряд ли когда исполнявшиеся у нас «Три военных марша» Шуберта – Франс.
Что касается «Концерта по заявке», то там очень часто редкость. Вот, например, «Камерная музыка № 1» Богуслав Мартину – это отличается тем, что, во-первых, соседствуют арфа и фортепиано, что случается очень редко; во-вторых, тот факт, что, несмотря на свой номер, она первая и единственная – составить «Камерную музыку № 2» Мартина уже не успел. Другие замечательные произведения Де Фалья Концерт для клавесина и камерного ансамбля. Это сочинение Бориса Филановского, которое называетися «Шмоцарт» – я тоже в Москве еще не звучало. Ноты музыки балета «Сотворение мира» Дариюса Мийо тоже искались с большим трудом. В общем, будет много интересного.
– А как можно собирать все эти редкие ноты?
– В принципе, для издательств. Теперь, когда есть интернет, все началось, конечно, значительно легче, но, если ноты найдешь, закажешь – все это занимает какое-то время. Кроме того, об их существовании тоже еще нужно знать (улыбается).
– Расскажите о новичках «Возвращения»-2016. Как их втянуло в орбиту фестиваля?
– Это пианист Андрей Гугнин выступит у нас впервые. Контрабасист Михаил Шевнин, альтист Тигран Суджиянц. Многих новичков будет среди духовиков – моих Елизавета Вилковыская, например. А есть музыканты, которые по разным причинам пропустили несколько наших фестивалей, и вот снова они возвращаются – например, певица Юлия Корпачева, альтист Максим Рысанов, виолончелист Евгений Тонха. Клавесинистка Ольга Мартынова выступала на первом фестивале – и вот теперь во второй раз. Так, что все по-прежнему происходит соответственно названию фестиваля.
– Это уже второй год собрать деньги на организацию фестиваля-с помощью краудфандинга. Как вы оцениваете этот опыт?
– Очень хорошо! Нам снова удалось собрать нужную сумму и даже немного превышать ее (цель проекта-750 000 рублей, собрано 753 100 рублей. – Ок. редакцию). Crowdfunding-это красиво, а то, что создает определенный шум, а люди, о которых ты даже не знал, что у них есть деньги и они не прочь с ними расстаться, вдруг они найдут тебя сами. За несколько дней до окончания проекта мы собрали около 54% от нужной суммы, но тут вдруг появилась наша бывшая однокашница Ира Озниева, о которой уже очень давно ничего не слышал, и покрыла недостающую сумму.
Было еще несколько доноров, которые сделали свой вклад не Planeta.ru но узнали о нас именно оттуда, например, легендарный дирижер Лев Маркиз, который живет в Голландии. Здесь вообще была замечательная история. Он написал нам, что хочет передать определенную сумму – но переводить он ее не может, нужно, чтобы кто-то эти деньги у него забрал. Я начал искать человека в Гааге.
Через некоторое время появляется еще одна наша одноклассница, которая живет именно в Гааге. Сообщить Маркизу, что вот, когда деньги придут такие-то. А имеет двойное имя, вторая замуж, и Маркиз, видя это имя, вдруг говорит: «Так это, наверное, жена такого-то, я его 30 лет знаю!…» Это означает, что много лет они живут в том же городе, но, возможно, так и не встретились, если бы не наша crowdfunding! Вот такие интересные истории случаются. Ну и вообще, ощущать поддержку-это очень важно.
Полина Харитонова, «Частный корреспондент»
Об авторе