Вокальные сочинения Сергея Слонимского

Автор:Аида Воробьёвa

Вокальные сочинения Сергея Слонимского

Юлия Мазурова

В последнее время часто звучат два композиторских имени: одно – ныне живущего петербургского композитора Сергея Слонимского (ему в августе исполняется 85 лет) и другое – ушедшего в мир иной Моисея Вайнберга.

Почти одновременно поставлены две оперы Вайнберга: «Идиот» (в Большом театре) и «Пассажирка» (в Екатеринбургском театре оперы и балета и в «Новой опере им. Колобова» в Москве). Полуконцертное исполнение оперы Сергея Слонимского «Король Лир» и его же «Реквиема» осуществил Госоркестр России им. Е. Светланова. Несколько концертов камерной музыки содержали сочинения Слонимского и Вайнберга.

«Желанные собеседники» – так назывался один из этих концертов, 13 февраля 2017 года в Камерном зале Московской филармонии.

Первое отделение –восемь вокальных сочинений Сергея Слонимского. Второе отделение – «Северная баллада памяти Грига» для фортепиано С. Слонимского, романсы русских авторов (М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова и П. Чайковского), близких Слонимскому по духу, – и две песни самого композитора.

Вокальная часть программы была исполнена солисткой Большого театра России, лауреатом международных конкурсов и фестиваля-конкурса исполнительского мастерства «Играем Слонимского» Юлией Мазуровой (меццо-сопрано) и заслуженным артистом Российской Федерации пианистом и композитором Александром Покидченко – он же автор программы, её концертмейстер и ведущий.

Идея программы и её название возникли у А. Покидченко во время встречи Сергея Слонимского со студентами и преподавателями Московского института музыки имени Альфреда Шнитке. Своими «желанными собеседниками» Сергей Слонимский назвал тогда нескольких русских композиторов XIX века, близких ему по духу, – в том числе тех, чьи сочинения были отобраны для концерта.

Другим стимулом этой программы стало знакомство Покидченко с Юлией Мазуровой: она, по его мнению, ещё в санкт-петербургской консерватории очень хорошо исполняла романсы Слонимского.

Первое отделение концерта было полностью посвящено вокальному творчеству юбиляра. Сюда вошли: цикл из пяти песен на стихи Марины Цветаевой: «Цельный день мне было душно», «Смотри, чтоб другой дорожкою», «Вот опять окно», «Где слезиночки роняла», «Проста моя осанка»; «Молитва» на стихи М. Лермонтова (не «В минуту жизни трудную», как известный романс Глинки, а «Не обвиняй меня, Всесильный»), «Башкирская девичья песня» на стихи Всеволода Рождественского и «Тесно сердце» из цикла «Три романса на стихи Владимира Соловьёва».

Все эти романсы и песни, написанные на стихи таких разных по стилю поэтов, объединяет одно чрезвычайно важное свойство композитора: чуткость к просодии именно русского стиха. При этом сохранено различие стиля каждого из этих поэтов.

Александр Покидченко

Особо показательно в этом смысле прозвучал контраст первой песни программы – и остальной её части. Александр Покидченко вышел на сцену, без какого бы то ни было объявления сел за рояль и блестяще, в приблатнённой манере, сам спел песню «До нашей эры соблюдалось чувство меры» на слова Владимира Высоцкого. Музыку к ней сочинил Сергей Слонимский, автор тридцати трёх симфоний, восьми опер, трёх балетов и прочей «академии».

Такое начало развеселило зал. Для молодёжной части аудитории это было неожиданностью. А вот старшую её часть такое соседство вряд ли удивило: полвека назад песня Сергея Слонимского «У кошки четыре ноги» из кинофильма «Республика ШКИД» (1966) была известна всем.

Насколько мне известно, «До нашей эры…» единственная авторская песня с «чужой» музыкой, записанная Владимиром Высоцким.

Слонимскому не близка ни патриотическая, ни гламурная песня. А вот песню блатную он любит; считает, по крайней мере, внутренне честной и точно отражающей тот социальный срез общества, внутри которого она бытует.

Песня «До нашей эры…» была написана Слонимским для кинофильма «Интервенция», через два года после «Республики ШКИД». Но в этом виде она в фильм не вошла. Другой текст на эту мелодию спел в «Интервенции» Ефим Копелян.

В первом отделении трудно выделить какой-либо номер. Прекрасно был исполнен весь цикл на стихи Марины Цветаевой. И всё же я бы особо отметил «Смотри, чтоб другой дорожкою» и «Вот опять окно». Очень хорошо была не только спета, но и сыграна «Башкирская девичья песня».

Есть ещё одна причина интереса Александра Покидченко (закончившего Московскую консерваторию по классу композиции) к творчеству Слонимского. Он ученик известного музыковеда Е. Б. Долинской, которая исследует творчество Слонимского и пишет о нём книгу. Елена Борисовна присутствовала в зале, и в конце первого отделения Покидченко её приветствовал, вручив ей букет. Она в свою очередь сказала экспромтом несколько слов о Слонимском, точно подметив, что в своём творчестве он с каждым годом молодеет.

После «Северной баллады памяти Грига» Слонимского, тонко исполненной Александром Покидченко, зазвучали романсы: Грига «Люблю тебя» (стихи Г.-Х. Андерсена), М. Балакирева «Обойми, поцелуй» (ст. А. Кольцова), Римского-Корсакова «Щекою к щеке ты моей приложись» (ст. Г. Гейне в пер. М. Михайлова) и «Вздымаются волны» (ст. А. К. Толстого); П. Чайковского «Смотри, вон облако» (ст. Н. Грекова), «Али мать меня рожала» (ст. Мицкевича в пер. Мея), «И больно, и сладко» (ст. Е. Ростопчиной).

Нельзя не отметить, что романсы были выбраны весьма редко звучащие. Наиболее удались во втором отделении «Люблю тебя» Э. Грига и «Щекою к щеке ты моей приложись» Н. Римского-Корсакова.

Концерт завершили две замечательные песни Слонимского «Уж я с вечера сидела» (прозвучавшей и на бис) и «Змея-мачеха», блистательно исполненные Юлией Мазуровой. Она героически выдержала огромную вокальную нагрузку. Ведь певица исполнила программу каждого отделения без традиционных в таких концертах инструментальных пауз. Всю программу она спела безукоризненно вокально и превосходно драматически.

Великолепен во всех видах был и пианист Александр Покидченко. В первую очередь, он очень удачно составил всю программу и прекрасно, очень эмоционально вёл её. Показал он себя и замечательным, очень чутким концертмейстером с безукоризненным вкусом и блестящим пианизмом. Наиболее ярко качество его пианизма проявилось, естественно, в сольной фортепианной «Северной балладе памяти Грига».

Радует, что эта программа сможет получить и международный резонанс. Как сказал А. Покидченко, на май планируется её исполнение в Вене.

А в Москве 24 и 26 мая 2017 года в Бетховенском зале Большого театра силами Молодёжной оперной программы Большого театра состоится концерт, составленный из редко исполняемых русских романсов первой половины ХIХ века (помимо сверхпопулярных Глинки и Даргомыжского). В программу войдут романсы Александра Алябьева, Петра Булахова, Александра Варламова, Алексея Верстовского, Михаила Виельгорского, Александра Гурилёва. Педагог-репетитор этой программы – Александр Покидченко.

Ах, если бы исполнители обратили внимание ещё на трёх замечательных (увы, уже ушедших) композиторов нашей эпохи: Николая Сидельникова, Николая Корндорфа и Юрия Буцко…

Владимир Ойвин

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ