Владимир Юровский: «То, что Госоркестра до сих пор не имеет своей базы, – несерьезно»

Автор:Аида Воробьёвa

Владимир Юровский: «То, что Госоркестра до сих пор не имеет своей базы, – несерьезно»

Владимир Юровский. Фото: Вячеслав Прокофьев/ИТАР-ТАСС

Редко исполняемый аллегорический балет Стравинского «Поцелуй феи» прозвучит в Светлановском зале Московского международного Дома музыки 29 марта 2016 в исполнении Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) имени Светланова. Кроме того, Алена Баева в сопровождении ГАСО исполнит Концерт для скрипки с оркестром Чайковского.

Владимир Юровский, один из главных интерпретаторов современной музыки, в октябре будет отмечать свое пятилетие в качестве художественного руководителя коллектива. В преддверии концерта он рассказал о сотрудничестве с ГАСО, выборе редких программ для концертов и новой записи, которая должна появиться в оркестре.

– Изначально на концерте в Доме музыки была составлена другая программа, на мой взгляд, гораздо более интересная. Что случилось?

– Да, изначально это должна была быть программа для юбилейной даты Мусоргского, и я согласился. Была идея на игру его неоконченную оперу «Свадьба» и дополнить ее чем-то другим, менее известных оркестровках. Но в связи с моим трудоустройством на фестивале » Земля, где я сейчас нахожусь, не было в Москве, до 28 марта. Так что практиковать такой программы у меня нет времени, а перепоручать ассистентам не хочу.

Я был готов отдать этот концерт кого-то другого, но Дом музыки настаивал, а потом предложил, чтобы повторить то, что уже игранного и добавить какой-то известный трек. Им стал концерт для скрипки Чайковского, который мы будем практиковать сразу же, как только приеду в Москву.

– А раньше были известны тем, что не включили в программу концертов популярных сочинений.

– Я просто меньше давал концертов в Москве и, конечно, избегать слишком известных произведений. Но так как теперь я играю концерты в Москве с определенной регулярностью, совсем их избежать.

Для этого иногда хочет и известен эссе сделать что-то действительно, так сказать. Вкладывать в него время, силы, порепетировать как следует. Музыка ведь отличная. Как правило, такого рода писания, как Первый фортепианный или концерт для Скрипки Чайковского, если репетируются, то только в день концерта, и их просто проиграют. А я так работать не люблю и не умею.

См. также:в Московской Консерватории откроет новый сезон 4 сентября

Например, в прошлом году мы играли фортепианный концерт Чайковского с Дмитрием Маслеевым в Филармонии-2, и у нас очень много в него вложили. Репетиция длилась три часа, и практически все время мы практикуем этот концерт.

Здесь у нас есть даже две попытки на концерт Чайковского. Так что мое желание или нежелание не имеет с этим ничего общего, это, скорее, избыток пиетет.

– В афише также был внесен ваш концерт в Москве, в день рождения, 4 апреля. Теперь из расписания исчез.

– Это не наша вина. Концерт должен был быть приурочен к 125-летию Прокофьева. Специально составили программу: Прокофьев-старший, одно сочинение Прокофьева-внука Гавриила. Это очень красиво и звучало и выглядело.

Но в результате, компании, которая организовывала наш концерт, у нас закончились деньги, другие организаторы не нашли, и контракт отменился. В рамках программы все и так сыграем: 6 апреля, в мгу имени Ломоносова. С университетом нас связывает большая дружба, и они готовы принять от нас любую работу.

Так, что мы будем играть Третью симфонию Прокофьева и премьера его «Наваждения» в оркестровке Геннадия Гладкова.

– Немного жаль, что мировая премьера «Наваждения» в оркестровке Гладкова состоится не традиционно в музыкальной сцене…

– А что я должен делать. Можно было подождать до осени, но мне не хотелось огорчать Геннадия Игоревича, что этой премьеры очень ждет – а так пришлось ждать еще полгода. А других концертов, где можно было взять «Одержимость», в ближайшее время не предвидится.

– Несколько лет назад в Московской филармонии у вас появился свой цикл концертов образования «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает». Будет ли продолжение в этом году?

– Да, будут три концерта в июне. Темой в этом году у всех одна – Шекспир. В один вечер мы представим мировую премьеру оперы Сергея Слонимского «Король Лир».

В другой – театральные произведения Прокофьева и Шостаковича, продолжение того, что мы делали в первый год. Там будет музыка Шостаковича к спектаклю «Гамлет» Театра имени e. wachtangowa и музыка Прокофьева к спектаклю Таирова «Египетские ночи».

См. также:Юровский собирается вернуть в ГАСО уволившихся музыкантов

Третий вечер мы решили посвятить киномузыке Шостаковича, однако, в этом году 110 лет с его рождения. Сначала мы думали показать фильм «Король Лир» с живым оркестром, но, в конце концов, мы выбрали картину Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Новый Вавилон» 1929 года, к которому молодой Шостакович написал партитуру. Мы хотим показать вам весь фильм с живой музыкой.

– Осенью ГАСО будет отмечать две даты: 80 лет со дня основания оркестра и 5 лет, как вы являетесь его художественным руководителем. Вы счастливы с этим пятилетием?

– Моя работа с оркестром мне очень нравится, мне нравится, как работает команда, и у меня очень хорошие отношения с музыкантами, творческие и личные. Но что очень печально, что после этих пяти лет оркестра и отсутствие собственной базы. В конце января, когда я был в Москве, еще раз написали письмо в министерство культуры с просьбой помочь оркестру в поиске постоянного жилья. Ответа пока не пошел.

Это абсурд, что один из главных государственных оркестров в стране по статусу не имеет своей базы. Да, у нас есть помещение в Московском институте стали и сплавов, но мы не в гостях, а это несерьезно для такого оркестра.

Недавно мы получили деньги на наш проект «композитор в резиденции»: нам были добавлены средства, которые мы просили на популяризацию современной отечественной музыки.

Но история с базой оркестра куда серьезнее. Когда он был основан в 1936 году, база была в Московской консерватории. По разным причинам, после ухода из команды Евгения Федоровича Светланова в 2000 году, оркестр в консерватории, уже нет в живых.

Это дает нам возможность тренироваться, у нас прекрасные отношения с консерваторией, и с ректором Александром Мире. Но это не дом. А нам нужно хранить инструменты, постоянно проводить наши попытки в одном и том же месте, и желательно, чтобы оттуда не надо было попасть в зал за тридевять земель.

См. также:Классический музыкант сыграет Девятую симфонию даже «с колес»

Для публики жизнь оркестра выглядит так, как будто он раз в неделю-две, появляется на сцене в хвосты. Но оркестр ведет повседневную жизнь, ее нам привести в никуда. Меня это очень угнетает. Я хочу попробовать обратиться в мэрию, может там нам помогут. Таким образом, с одной стороны, все в порядке, а с другой – это проблема, которая с каждым днем становится все более актуальной и решения пока не имеет.

– А потому что команды нет и главного дирижера?

– Главным дирижером по-прежнему по совместительству, как я. Но у меня очень ограниченные возможности присутствия в Москве. С тем, что как мог, раздвигал свой график, в 2017 году в Москве будет значительно меньше. Поэтому мы хотим ввести в оркестре должность главного приглашенного дирижера.

Это будет парень, с которым оркестр любит работать, который имеет определенную репутацию в польше и на мире, и который будет проводить с оркестром определенное количество программ в год.

Виктория Иванова, риа новости

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ