Владимир Васильев: «Искусство» ─ это всегда мука, страдание и необычная любовь»

Автор:Аида Воробьёвa

Владимир Васильев: «Искусство» ─ это всегда мука, страдание и необычная любовь»

Владимир Васильев. Фото Ирина Шымчак

Легенда мирового балета, выдающийся танцовщик, хореограф, режиссер, художник, поэт Владимир Васильев в программе «Главная роль» ответил на вопросы Юлиана Макарова.

─ Большое спасибо, что вы пришли. Вы – член жюри проекта нашего канала «Большой балет». Как с твоим темпераментом, удалось спокойно наблюдать с кресла судей за тем, что происходит?

─ Спокойно наблюдаешь за всем за тем, что тебя совершенно не интересует, а когда есть какой-то интерес, вы не можете остаться равнодушным. Поэтому были иногда полярные оценки, а иногда хотелось что-то такое резкое сказать! Но, учитывая аудиторию и учитывая замечательные, восторженные глаза людей, которые принимают в этом участие, не поворачивался язык. Но чаще хотелось еще похвалить. Потому что когда люди молоды, им так важно доброе слово. Потом уже привыкнуть ко всему, иногда даже привыкнуть и хороших слов – это хуже всего.

─ А у вас был такой момент, когда можно приучать к хорошим словам?

─ Нет, у меня, к сожалению, не было. У меня это, кстати, было стихотворение:

Привычка к славе охлаждает
Со временем и в дальнейший путь,
Когда ему несут на блюдце
Все, что его душа желает.
Но не рождает образы творца,
Их лень медленно побеждает.
И тогда ему – конец.

Так что я не хотел никогда себе до конца, и поэтому никогда этого не было.

─ Какие замечательные слова – предостережение для всех участников «Большого балета», это абсолютно правильно. А ты знаешь, что за кулисами проекта, я разговаривал с одним человеком, и, глядя на вас, этот человек сказал мне: «Ну вот, Джулиан, в 60-х годах один товарищ на олимпиаде прыгнул в длину – и рекорд в 50 лет не был избит. Да и Владимир Васильев – его танец не можете сделать лучше» – это его слова. Было впечатление, что так, как твои замечательные танцевала – вы, ваши близкие, коллеги, – это действительно что-то не достижимо?

См. также:26 января 1850 года в санкт-Петербурге Жюль Перро и Мариус Петипа возобновил балет «Жизель»

─ Нет, никогда не было. Конечно, нет. И более того, несомненно, каждое новое поколение технически, конечно, что-то будет лучше, чем предыдущий. Но господь сказал: «твои замечательные танцевала» – это ключевое слово: танцы. Танец не должен исчезать. И в нашем поколении это было главное. А для меня это вообще было самым-самым – это и вкусно, сочетание всех компонентов. Потому что трюки, которые вы можете придумать, придумать, как сделать их как-то по-другому.

Хотя, как ни странно, в смысле пируэта, мы в нужное время каждый день оставались после занятий и вертелись на количество – до 13 до 14 пируэтов, а сейчас этого нет. На сцене это невозможно сделать. Хотя я помню, как в записи смотрю – о, и это правда, 11 пируэтов! Сейчас это невозможно, никто не делает. Но это все относительно. Конечно, никогда не надо успокаивать себя, прежде всего.

Я никогда не имел перед собой какой-то шаблон, в который я мог бы причалить всю жизнь. Потому что мне всегда казалось, что я могу сделать гораздо больше. Это даже не Эверест, потому что Эверест по-прежнему имеет свой конец. А ты идешь, как на горизонте маячит – это схватишь… но нет, мираж. И снова дальше – огромное пространство. Это у меня всегда было. У меня никогда не было какого-то одного примера, который я хотел бы подражать и быть таким, как он. Но брал у всех – признаюсь совершенно честно.

─ Принимали лучшие?

─ Только самое лучшее, да.

─ Я смотрю, конечно, не получится у вас отдохнуть, – я помню ваши слова, что сейчас закончится карьера, и я буду только отдыхать. А почему не выходит? Почему, перефразируя ваши слова, хочет, чтобы «утопать в строках» и «рисовать для забвения»?

─ Не знаю, у каждого ведь по-разному складывается. Как правило, после выставки говорят: «Да, по-прежнему талантливый человек талантлив во всем». Это неправда, конечно. Потому что я не пою и не хочу, потому что, когда я слышу себя – это страшно, это совершенно невозможно, сам понимаешь. Но иногда хочется спеть. Кстати, о себе, когда я рисую, то все время что-то «мычу». Но не более того. Так, что просто страсть, и эти хобби сопровождает меня всю жизнь.

См. также:В Уфе XX Международный фестиваль имени Рудольфа Нуреева откроется премьера спектакля в постановке Владимира Васильева

И каждый раз, одно, второе, третье. Я думаю, что это потрясающий иммунитет от любых неудач – скажем, стихи пошли именно тогда, когда мне было очень плохо, что меня уволили, сделали свет в эти периоды. И сейчас тоже – они не приходят, когда хорошо. Да и когда хорошо, я не хочу этого делать – ты рад тому, что перед вами: разговорами или, типа, или что-то еще.

─ Страдания?

─ Да, конечно. Потому что искусство-это всегда мука, это всегда страдание, и это необычная любовь. Любовь, всепоглощающая. Но любовь, как обычно, всегда идет в тесном контакте со страданием.

─ Когда мы с тобой говорили несколько лет назад, помню, была цифра, что живописных работ (в том числе акварель, пластическое искусство) – около четырехсот. А ты ведешь какой-то каталог, систематизируете, сколько написано?

─ Не верил в это все, но я думаю, что теперь подбирается к двум тысячам. Это тот вид творчества, без которого практически ни одного дня не оставляю пустым. Я, конечно, рисую, и это для меня самое главное на сегодняшний день. Хотя огромное количество проектов, совершенно огромная. Например, «Мастерская Васильева» – она не такая, как все другие семинары, потому что всегда хочется сделать что-то подобное, непохожее на то, что происходило перед вами. Я просто беру в этой мастерской пять-шесть хореографов, которые мне нравятся, и на определенную тему, мы собираем спектакль.

В Воронеже был о – Платонов, в Красноярске – Астафьев, на открытии конкурса «Арабеск» имени Екатерины Максимовой в Перми будет семинар на тему Гоголя», а в Барнауле этим летом меня ждет мастерская произведений Шукшина. Я не вхожу туда, я только задаю тему, а дальше я собираю спектакль с того, что мы уже сделали. Для меня это большое счастье, потому что люди невероятно талантливые. Для меня очень важно сочетание изображения с музыкой, и, конечно, когда за всем этим стоят именно такие имена: да, Астафьев – да, Астафьев, его невозможно спутать ни с кем, Гоголь – Гоголь.

См. также:Нина Шарубина: «Каждый раз, когда я изо всех сил стараюсь доказать, что я стою на сцене по праву».

tvkultura.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ