Владимир Урин
Генеральный директор ГАБТа Владимир Урин — о премьерах будущих сезонов, гонорарах артистов, старых моделях и вредных амбиций.
Большой театр вступил в юбилейный год. О прошлом и будущем главного театра страны,-сказал генеральный директор ГАБТа Владимир Урин.
— У Большого театра за 240 лет великой истории. Первый театр в России, один из лучших в мире. Будет ли он столь же эффективным в следующей 240-летию?
— Это зависит от того, что будет происходить в театре. Марка сама по себе ничего не определяет. Он только позволяет сконцентрировать возможности, силы. Наша цель состоит в том, чтобы в Значительной шли не только «вверх», «здание», а, прежде всего, на спектакль.
С другой стороны, мы занимаемся делом, где предсказать успех невозможно. Все, казалось бы, состоит: и режиссер, и художник, и дирижер замечательный, и кастинг хороший, и работали вроде бы с интересом, а я прихожу на последние проходы, и я понимаю: не складывается.
Или другой случай — блестяще проходит премьера, а потом спектакль начинает сдуваться. А бывает, в силу производственных обстоятельств, мы производим еще не существующий спектакль, но дальше он внезапно начинает дышать…
Есть спектакли, интерес к которым длится и год, и два, и три. Это для меня самое ценное. Это что-то не так. Потому что это будет успешный спектакль, или нет, решают зрители, конечно. Даже специалисты на 90% положительный рейтинг.
— Так определили свою последнюю премьеру — «Вечер современного танца».
— Да. Прием был великолепный, и в театральных круга говорят, что это интересно. А будет или не будет этот спектакль принят публикой, посмотрим. Пройдет время, и мы это понимаем.
Еще совсем недавно на одном из концертов современной хореографии в Большом — я тогда еще работал в Театре Станиславского — такие «бу» доходили с горы, такие реплики… При этом на сцене было довольно интересно, с моей точки зрения.
— Зритель Великого стал более продвинутый?
— Зритель Большого очень разные: от очень консервативного — это люди старшего поколения, наиболее приверженные традиционному классическому оперному и балетному искусству, и для современных молодых людей.
Недавно зашел на «Герой» («Герой нашего времени», балета Юрия Демуцкого. — ред.) и увидел, что половина зала составляют те, кто до 30. Такого вообще не характерно для оперному театру на Западе. Там в театр ходят люди, которым за 50.
— Что из наследия Большого театра, вы хотите восстановить? Взять с собой в будущем?
— Я бы очень хотел вернуть те времена, когда Большие, собранные со всего Советского Союза лучших: в одном спектакле все было одновременно 4-5 звездных имен. Но эта эпоха безвозвратно ушла. Так же, как все прошло театральное время — в том смысле, в котором оно было в Советском Союзе в 1960-1970-то есть Это объективные театральные процессы.
Но осознание того, что мы живем в XXI веке, нужно сделать все, чтобы самые талантливые из тех, которых рождает Россия, имея возможность выступать по всему миру, выступали в Большом театре. Чтобы здесь ставили самые талантливые режиссеры — и наши, и зарубежные. Чтобы он не боялся рисковать, доверяя постановки и должности молодым.
Вспомним, сколько лет было Юрию Григоровичу, когда был назначен главным балетмейстером…
Я, быть может, я говорю общие слова, но в любом случае, для меня это важно. В самом деле, 240 лет — фантастический персонаж. И сцена Большого театра-это действительно особенная. Здесь какая-то удивительная аура, которая показывает все талантливые.
См. также:Мария Гулегина: «самое главное в опере – музыка, энергетика, фраза, чувства, голос»
— Что нужно сделать, чтобы переданная в Большом не иссякало?
— Интересно, если не интересно работать в Большом — это единственная конфигурация, необходимо талантливого человека. Сегодняшний мир открыт. И как только в молодежной оперной программе, например, появляется способный певец, скажем, имя и фамилия Иванов, максимум через полгода о нем становится известно агенту всего мира. Заставить Иванова работать в Большом театре, если ему не интересно, не возможно.
— Вопрос оплаты вторичен?
— Сборы, которые платит Большой театр, абсолютно сопоставимые с европейскими. Более, чем намного театр, тем меньше платит артистам. Потому что певица выступает зависимость — для него становится важным спеть именно в этом театре.
— От чего вы хотите отказаться в следующем 240-летию?
— Я бы не хотел, чтобы туда пошли амбиции, имеющиеся у некоторой части людей. Их непогрешимость, уверенность в том, что они поймали птицу счастья. Этим людям интересно все — положение, деньги, титулы, роль, но не репетиция, а не спектакль как таковой.
Я не могу принять, когда интересная работа — творческая, принципиальная, — быстро сходит со сцены, потому что зритель к ней отнесся трудно, так сказать, а театр не сделал ничего, чтобы сохранить спектакль, — пусть он не часто, но ходил и собирал свою аудиторию.
Я бы не хотел, чтобы сохранились некоторые особенности проката спектаклей. Вот, например, доступна премьера, на ней находятся лучшие силы, а приходишь на десятый, пятнадцатый шоу — и выяснить спектакль не можете. А нужно, чтобы и эти выступления выглядели как премьера.
Ранее в Большом театре, так и было. Жаль, что позиции потеряны и вернуть их при этом количество спектаклей, что мы играем на всех наших сайтах, очень сложно. Особенно при сегодняшней организационной и финансовой модели.
— В чем ущербность этой модели? Почему хуже петь и танцевать?
— Эта проблема чисто оперная. В балете мы ориентируемся на собственную труппу. А в опере большинство певцов, которые еще недавно пел в спектаклях Большого театра, были гостями. Кроме того, составы постоянно менялись — сегодня художник имя и фамилия спел, а завтра, когда идет один и тот же блок, у него контракт в другом театре. В спектакль вводится новый исполнитель, часто не один, а, следовательно, и нарушения художественная целостность производства.
Изменить эту систему мы сейчас пытаемся. Я согласен с певцом, что в ближайшие 2-3 года обеспечит спектакль, мы стараемся максимально спланировать — если раньше было планирование на сезон, то сейчас-на два или даже три. Все, что будет в сезоне 2016-2017 году, я уверена. А все, что будет в сезоне 2018-2019, — премьерам.
Это первая сторона вопроса. Вторая — укрепление собственной труппы. Нужно, чтобы выпускники программы » молодежь приходили работать в Великобритании. И только тогда, когда они свободны от обязательств, в своем театре, ехали работать в другой. Но это очень медленный процесс. Работа селекционная.
На опыте Театра Станиславского я знаю, что действительно Александр Титель (главный режиссер МАМТа. — ред.) собрал труппу для «Войны и мира»: все 70 страниц, которые есть в этой опере, обеспечивали певцы театра. Для этого понадобилось без малого 20 лет работы.
См. также:Полицейские известная оперная певица Ирина Жизни
— То есть, оперная труппа Большого в данный момент не собирает?
— Я бы сказал по-другому. Есть моменты, когда вся группа исполнителей вырастает в поколение. Так в Театр Станиславского пришло поколение «Богемы», как я это называю. Они выросли в очень серьезных певцов и стали уже средним поколением, во многом определяющим стиль театра.
Даст ли это поколение собрать в Большом, будет ясно лет через десять.
Хотя, конечно, сегодня в Крупных производств там много очень талантливых людей разных возрастов: и Анна Нечаева, и Агунда Кулаева, Игорь Головатенко, Андрей Жилеховский, Светлана Шилова, Ольга Кульчинская.
Всех мне не назвать. Список огромен. Кто-то уже в состоянии работает, кто-то поет, как приглашенный вокалист, кто-то еще в молодежной программе занимается. Но при этом сказать, что труппа сегодня ясно собственное лицо, свое поколение, я бы так не смеялся. В отличие от балета, где поколение есть, и можно проследить, как меняются. А на оперу, я уже знаю, мы выдадим невероятные усилия.
— Так медленно идет процесс пополнения труппы?
— Судите сами. За то, что я здесь, с Туганом Сохиевым приняли семь человек. Не только тех, кто закончил молодежную программу, но и тех, которые были приглашены из других театров. Это сейчас, в конце сезона намерен пригласить трех певцов — с моей точки зрения, очень талантливые.
— В театре сложилась управляющий конфигурация в составе, руководителя музыкального Тугана Сохиева и руководителя балета Махарбека Вазиева. Право главного художественного решения принадлежит директору?
— Я никогда не приму решения (даже будучи убежден в его справедливости), если музыкальный руководитель и директор балета протестуют.
Вот пример. У нас уже был целый ряд репертуарных кортах, когда мы объявили, что на должность руководителя балета займет Махар Вазиев. Сейчас взял на работу, безусловно, внесет свои предложения, и уверяю вас, что все их прикрывать…. Безусловно, следует согласиться.
Творческие дела — вопрос общего обсуждения. Я могу настаивать на каких-то решениях административных, но и в этом случае мы работаем вместе, не обязательно соглашаясь на позиции.
— Раньше в Большом был арт-директор балета. Теперь только руководитель. Это понижение статуса?
— Ни в коем случае. Руководитель балета начинает сотрудничество с учителей-воспитателей, заботится о пополнении и воспитания коллектива, обеспечивает как репертуар, так и выпуск премьер. Но применять понятие «художественное руководство» в отношении человека, который сам не ставит спектакли, мне кажется не совсем правильным.
Руководитель балета в большей степени администратор, который организовывал работу. Она включает в себя и творческую часть — формирование репертуара. Но, несмотря на все, что организационная составляющая здесь важнее.
— На сайте театра представлена блок премьер текущего сезона — пять российских и пять иностранного происхождения. Этот паритет является случайным, или тенденция?
— Совершенно случайно. Может так быть, что вообще весь сезон будет русским, а следующий сезон — западном. Главное здесь — совпадение материала и авторов: режиссера, дирижера.
Когда мы говорим о какой-то титул, всегда возникает вопрос: кто может это дать? Вот возник проект «Герой нашего времени», и очень тяжело, в борьбе и спорах сложилась постановочное трио: Кирилл Серебренников — режиссер, Юрий Посохов — хореограф, Илья Демуцкий — композитор.
См. также:В Гостином дворе санкт-Петербурга, отреставрированные помещения Академии Елены Стандартной
Когда выпустили спектакль, это, кажется, на себя уже смотреть не могли. А сейчас они планируют новую работу. Не знаю, какой будет результат, но идея удивительно — мы ее поддержали.
— Кого еще планируете пригласить?
— Я веду переговоры с Полом Лайфутом и Соль Леон на тему эксклюзивных выпуска. Я согласен с Джоном Ноймайером о сотрудничестве с Гамбургским балетом. В сезоне премьера состоится в Гамбурге, и в Москве.
В следующем сезоне с Екатеринбургом мы сделаем совместный проект, посвященный операм Моисея Вайнберга. Екатеринбургский театр поставит «Пассажирку». Мы привезем этот спектакль в Москву и к этому времени приурочим еще события — премьера «Идиота» и конференцию, посвященную творчеству композитора.
Есть планы работы с Дмитрием Черняковым — речь идет о сезоне 2018-2019 году. Теперь вместе с ним мы ищем материал.
— Свою книгу о Большом театре представила Соломон Волков, и при этом присутствуем. В музыкальных кругах имеет репутацию человека, склонны к искажению фактов. Тебе это не мешает?
— Чем больше наборов, тем лучше. Я не принадлежу к людям, которые говорят: давайте создадим монументальная работа о Большом театре и дадим некоторые усредненные оценки. Глубоко убежден, что в деле театра должны быть представлены разные точки зрения.
Теперь би-Би-си сняли фильм («Вавилон Великий» Марка Франкетти и Ника Рида. — ред.). Когда меня спрашивают, разве не правда, отвечаю: нет, это правда автора. Из таких прав истин, пусть и состоит история.
— Вы не устали от Большого театра?
— Иногда я наблюдаю за артистами, особенно, балетными. Вот он танцует последний акт, и кажется, что сил уже не осталось. А потом выходит на аплодисменты: один раз, второй, третий — и, получая энергию благодарного зала, меняется на столько, что я уверен: он снова готов танцевать этот спектакль от начала и до конца.
Со мной происходит что-то подобное. Усталость появляется в моменты отчаяния, когда что-то не выходит. Хотя положительного больше. Веры и надежды на больше, чем неверия. Хотя бы потому, что Большой театр является уникальным с точки зрения возможности организационных, финансовых и, конечно, творческих. Здесь работают удивительно талантливые люди.
Хотя, повторяю, иногда случается день, когда просто опускаются руки. А потом состоялась премьера, все удалось — и думаешь: ну, в общем, все в порядке…
Светлана Наборщикова, «Известия»
Об авторе