Новый директор Новосибирской оперы Владимир Кехман дал первую пресс-конференцию в новом статусе. Он сказал, что в театре «катастрофическая ситуация» с прибыли, воплотился в голос Бориса Мездрича, он вспомнил, как был назначен в Новосибирск, а кто является «драматургом» истории с цензурой.
— Первый проект в балете, который мы будем делать, это будет «Медный всадник». Мы сделаем выдающийся, я считаю, балет. Мариинский театр отказался от него, так что это для нас великая история. Зеленский еще об этом не знает, я ему скажу, 12 апреля. Сегодня я разговаривал с Георгием Цыпиным, это художник, которого я приглашаю на этот проект, выдающийся, который делал Олимпиаду, который сделал спектакль-оперу «Манон Леско» в копродукции с «Штаатсоперой», которая делает нам сейчас «Кармен», и он сделал много вещей. Я рассказал ему эту идею, это очень вдохновился, это отличная музыка, сюжет вы знаете, я не буду рассказывать. Я хотел этого объединения Сибири с Петербургом, это очень красивая идея.
«Эпиграф»: Ваш первый запрос был о том, чтобы переименовать Театр оперы и балета в Большой сибирский театр. Будете ли вы консультироваться с новосибирцами на эту тему?
— Значит так, я не знаю, что такое «обратиться в Новосибирске». У меня есть менеджер. Его имя — Специалист, Владимир Ростиславович, министр культуры Российской Федерации. Соответственно, все свои действия я согласовываю только с этим человеком. Поэтому, даже название неправильно сказали, то, что я хотел сделать, а сделать я хотел назвать театр… Вернее, так: это историческое название, когда его хотели строить в 1928 году, его хотели назвать Большой театр Сибири. Кроме того, на сегодняшний день, я завтра лечу в Москву. У Михаила, театр — мы отправляемся туда в Большом театре в «Золотой маске», у меня встреча с Владимиром Георгиевичем Уриным, и мы с ним посоветуемся, потому что бренд принадлежит Большого театра. И если Владимир Георгиевич Урин скажет мне, что он бы не хотел этого, то, соответственно, я этого делать, например, не буду.
«Собака.<url>»: Расскажите подробнее о «Медном всаднике». И комментарий, что вы имели в виду, когда сказал, что Зеленский о нем еще не знает? Какие у вас отношения? Вы друзья?
— Я вам ничего про «Медного всадника» не скажу, это секрет, во что мне сказать. Это балет [советского композитора Рейнгольда] Глиэра. Музыка-это главное, симфоническая, красивая. Что касается отношений с Игорем Зеленским — очень просто. У нас с ним встреча. Мы с ним сядем, я ему расскажу все те идеи, которые у меня есть. Далее их либо примет, либо не примет, и в связи с этим мы можем из них мы найдем те или иные решения. Я его очень люблю, уважаю, он очень хороший, жаль, выдающийся был танцором, много сделал для новосибирского государственного академического театра и театра Станиславского, и теперь будет работать в Мюнхене. Но здесь ситуация в Новосибирске необычная, и мне нужен партнер, который будет работать здесь, жить здесь. Я понимаю, да?
Tajga.info: вы Можете прокомментировать рассказы очевидцев, которые видели тебя вчера после Транссибирского фестиваля в ресторане, где он заявил Анне Терешковой, что не нужно в понимании того, что в Новосибирске происходит, что тебе наплевать на мэра, губернатора, граждан, так как у вас «крыша в Москве»?
— Знаешь, я действительно вчера находился в окружении не только Терешковых, но и со мной был Михаил Мессерер (главным хореографом Михайловского театра — прим. ред.). Два у меня совета в жизни, которые меня спасли в этой профессии. Первый совет дал мне Темирканов, когда он сказал: «Никогда не жди благодарности за все, что делаешь, и тогда все будет хорошо». А второй совет дал мне Махар Вазиев, который сегодня в Ла Скала руководителя балета команды, сказал следующее: «Когда ты с творческими людьми, никогда не разговаривай с ними один на один, потому что они, когда выйдут, смогут превратить эту историю по-своему».
Так вот, все, что касается Терешковой, она не творческий человек, это все ложь, как всегда. И я ей сказал, и повторяю это сейчас. Она предложила мне не ходить сюда, с этого начнем. И сказала о том, что нужно сначала подумать, подготовиться и все остальное — это во-первых. Не напрасно сказал, что я был с Михаилом Мессерером, который уезжает сейчас в санкт-Петербурге, вот и является свидетелем этого, конечно.
Второй момент очень важный, который касается самой миссис Терешковой, и почему возникла у него такая реакция. Я считаю, когда ты либеральной, как она выглядит, либеральной такой особой, как она может работать с мэром-коммунистом? Для меня это загадка.
Это только отступление от того, что у меня спрашивали. Мой ответ таков, что я вообще вне политики, это повторяю и повторяю, я здесь, я пришел выполнить следующие действия: у меня есть команда 783 человека со средней зарплатой чуть более 20 тысяч. Я хочу, чтобы средняя зарплата моей команды была за 50 тысяч на начало, потому что президентские майские указы никто не отменял. Мы должны их соблюдать. Это первое задание, с которым пришел. А все, что касается Терешковой — нужно как можно скорее уйти в отставку, потому что не бьет ситуация, в которой человек с либеральными взглядами работает с коммунистом. Это единственное, что я хочу сказать. Точка.
Tajga.info: Вопрос был не про Терешкову, а не за ее взгляды.
— Подожди. Я ответил на вопрос, далее, если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете прийти ко мне, я с вами поговорю. Спасибо. А вопрос был про Терешкову.
Resfo.ru пожалуйста, Скажите, в каком состоянии находится материально-техническая база?
— Материально-техническая база, что, команды или театр? Ты говоришь о людях или о здании?
Resfo.ru: О людях.
— Все, что касается людей, то, что мне рассказали оперные певцы, я иду сегодня смотреть — это катастрофа, именно катастрофа. Если ТАСС не даст мне камеру, мы идем, и я все это покажу. Все, что касается балета, гораздо лучше ситуация. Все мне жаловались на то, что на третьем этаже, где находится место для курения, где невыносимо курит весь коллектив. И хор, и певцы просто умирают от этого, и просит меня, чтобы я удалил оттуда в курилку. Уберу точно.
Resfo.ru: Сколько инвестиций необходимо, чтобы восстановить материально-технической базы, по вашему мнению?
— Не знаю, не знаю ответа на этот вопрос. На следующей неделе я попросил всех тех специалистов, которым доверяю, и часть из них приедет из питера, часть из Москвы, я им уже сформулировал техническое задание, что хотелось бы сделать, они мне скажут, сколько это будет стоить. Но я уже договорился, что это частные деньги, на которые я это сделаю, потому что физически не в середине года, да и сейчас, выделить финансирование министерства культуры невозможно. Министерство культуры выделило мне заранее бюджет, потому что в апреле было уже платить зарплату команде.
Resfo.ru: вы Можете определить, насколько велик этот аванс, если не секрет?
— Это секрет.
«Сибинформ»: Как вы относитесь к переносу классического материала для современных условий? Один из примеров — «Тангейзер», но есть и примеры в драматическом театре.
— Знаете, а вы вообще следили за тем, что я делаю? У нас в России есть женщина, единственный генерал армии, член совета Михайловского театра, Анодина Татьяна Григорьевна. Она всегда меня учила: «Когда вы идете на встречу с кем-то, хотя биографию его дневники»1. Поэтому в драме, я ничего не понимаю, я тебя разочарую. А все, что касается, в принципе, театра и любой интерпретации классического произведения, — если это сделано хорошо, и не во второй раз, что случилось с «Тангейзером».
«Новосибирские новости: Господь сказал, что обеспокоен уровнем заработной платы и намерены поднять их, по крайней мере, 50 тысяч. рублей, но за счет чего? И значит ли это, что цены на билеты вырастут?
— Ты знаешь, что билетов вообще не понимаю пока. Это только финансирование минкульта. И самое главное, что у нас есть деньги, нужно их справедливо разделить. Пока только в том, что не могу понять. У нас есть грант, самый большой грант региональных федеральных театров. Один из грантов, если его разделить по справедливости, получит… Все хорошо будет. Конечно, это невозможно сделать только за счет государства. У нас в Михайловском театре 60% — это дает город и 40% мы зарабатываем. Здесь катастрофическая ситуация с точки зрения заработка, очень маленькая внебюджетка и размещение — в районе 70%, но это и так очень мало. Нет конкуренции здесь, ой, не у вас, а у нас, извините. Я работаю здесь, вокруг меня, Мариинский театр, музкомедия, филармония на одной площади. (Реплика из зала: «у нас музкомедия» — ок Tajgi.info) Ну, где у вас есть музкомедия? В парке Горького? Что вы говорите. В Центре, это, извините, простите, если кого-то ранит и неправильные имена называю.
«Интерфакс»: у меня два вопроса. Вы упомянули Чернякова, значит ли это, что в обозримой перспективе его спектакли будут на сцене театра осуществлены? И второй вопрос, если вы не против, что ты так резко закрыл из-за Экономии, а объясните, пожалуйста, свои отношения со следственными органами, вам это не мешает в руководстве театром?
— Я объясню, почему я не буду отвечать на вопрос «Интерфакс». Я считаю, что «интерфакс» является абсолютно врага мне организацией по следующей причине. Я накануне всех событий, встретился с руководством в Москве. В частности, с Георгием Георгиевичем Гулией, потому что [главы международной информационной группы «Интерфакс» Михаила] Комиссара не было в Москве. «Газета выборча», позволил себе распространить информацию якобы из источников МВД, что мне должна быть изменена мера пресечения. Поэтому «газета выборча» является для меня нерукопожатной1 организацией, а я ни на какие вопросы «Интерфакс», это я написал Гулии и написал тебе, отвечать не буду.
«Эксперт-Сибирь»: Скажите, пожалуйста, как проходит процедура назначения директора театра, почему назначены в Новосибирск? Насколько я помню, вы единственный выступили на пенсию Мездрича. Это была твоя инициатива?
— Отвечу, это в каком духе. Это значит, что встреча проходит следующим образом. Министр культуры Специалист пишет приказ и подписывает его1, так происходит процедура назначения. Все, что касается моей инициативе, еще раз говорю. Мы были в храме Христа Спасителя на отпевании Распутина, нашего выдающегося писателя. И когда это все закончилось, мы стояли на ступенях храма, и Специалист он спросил меня: «Ты знаешь вообще, что происходит в Новосибирске?»
Я тебе честно говорю, я так и знал, что идет какой-то скандал, но я вообще не понимал, о чем идет речь. То есть я даже информации не было. Кроме того, у меня все ходы записаны, когда я получил 18 марта первый e-mail с этой мерзостью, то, что было здесь с точки зрения плаката, и от этого я, конечно, в шоке был. Я позвонил Мездричу, и я говорю ему: «Борис Михайлович». Это было при свидетелях тоже, милорд епископ Сергей стоял, была элегантная погода, помню, в Москве.
Я к нему звоню и говорю: «Борис Михалыч, слушай, эй. Скажи мне, пожалуйста, что это такое, какое у вас отношение к этой истории с «Тангейзером»?» И так глух, так тихим голосом говорит мне так, приблизительно (изображает голос Мездрича — ок. Tajga.info), дыхание, как обычно: «этот спектакль никому не отдам, я пойду до конца». Я говорю: «Ну, ладно. На данный момент». На самом деле все. Вся история. И тогда я написал то, что написал. Потому что бог поругаем не бывает.
Телеканал «РЕН»: я хотел бы услышать ваше мнение по поводу вчерашнего митинга «За свободу творчества». Как вы думаете, почему протестующие попросили о своей отставке?
— Ну, во-первых, я об этом не слышал. Просили, да? Все, что касается митинга, знаете, я к митингам, в публичные сообщения электронной почты, которые подписывают все эти ценители искусства, отношусь очень, очень отрицательно. Я считаю, что выражение, таким образом, является совершенно неправильным. Особенно в такой стране, как Польша. Это первое. Я понимаю, когда выходят на митинги, когда сосулька убивает ребенка, я понимаю, что эта история, когда в Бирюлево убили, я понимаю, это я понимаю. А когда из-за «Тангейзера» какие-то люди что-то там2… О какой свободе, о какой цензуре? Что за бред? Кто это сказал? Какая цензура? Как вообще возможна цензура в то время интернет? Это невозможно, это смешно.
Это первый момент. Второй вопрос, очень важный, был вчера коллегии министерства, вечером, в министерстве культуры. И мы разговаривали. Были все, от Табакова-Туалетом. И меня подключили к дискуссии, и, знаете, мы говорили обо всем, обо всем говорили, кроме срочных и серьезных проблем.
Например, у нас как-то не обсудили вчера, не затронул этой темы, а именно — возврат билетов перед спектаклем непосредственно. Это огромная проблема в Михайловском театре: покупают много билетов спекулянты, не успеют продать, приходят и отдают в кассу. Нет такого закона, чтобы они имели право не принять. Именно об этом нужно говорить, нужно говорить о том, что на сегодняшний день музыкант каждого европейского оркестра получает от 5 тысяч и выше, евро. То, о чем нужно говорить, и мы говорим не об этом.
Все, что здесь произошло — это провокация. Что делают умные люди? На провокацию не реагируют. Все это, как я отношусь к этому. Это не серьезно, это все раздуто некоторых журналистов, которые в том числе Должанский, драматургов этой истории, которые кричат «цензура». Все это не имеет никакого значения. Мы идем вперед.
Мы подготовили Маргарита Логинова и Анастасия Кораблева, «Tajga.info»
Об авторе