Вестник XXI века

Автор:Аида Воробьёвa

Вестник XXI века

Евгения Кривицкая и Александр Новак

Беглые наблюдения, вдохновленный Международным фестивалем «Московская осень».

Эксперты, знатоки хорового искусства назвали этот концерт в Малом зале консерватории эпохальным, знаковым, добавив много лестных эпитетов в адрес Камерного хора Московской консерватории и его главного дирижера и художественного руководителя Александра Соловьева.

Концерт, посвященный памяти основателя Камерного хора, выдающегося дирижера современности, профессора Бориса Григорьевича Тевлина – его 85-летия.

Один из заветов Учителя – пропаганда современной музыки. Вся программа Александра Соловьева, построенная на исполнении новых произведений российских и зарубежных авторов, вызвала огромный интерес среди слушателей, которые заполнили до краев МЗК.

Обращает на себя внимание ее драматургия. Начало – и сразу на высокой кульминационной ноты, заданной «Гимн добра», финал оперы «Рождественская сказка» Р. Щедрина. Эхо с хоровым финал Девятой симфонии Бетховена, та же мудрость и просветление, но письмо Щедрина, конечно, технически гораздо сложнее.

Учитывая, что накануне хор принимал участие в исполнении Восьмой симфонии Г. Малера, остается только диву даются, откуда силы и желание продемонстрировать свое искусство и на следующий день.

Родиону Константиновичу была размещена запись исполнения, и на мониторе компьютера Александра Соловьева можно было прочитать благодарен мнение композитора с ремаркой: «даже в темпе близко» (а это один из важнейших элементов эстетики в интерпретации произведений композитора).

Большая в длину программы происходит на одном дыхании, динамичная, построена на контрастах. Одна из концепций противопоставлений – пение а капелла и пение в сочетании с инструментами.

Признанный знаток хоровой музыки, Юрий Евграфов всегда подчеркивает, что настоящая хоровая музыка – это пение а капелла, искусство автономная, бытование которого исчисляется тысячелетиями. Я чаще всего религиозно сориентированное, потому что для многих людей именно музыка является проводником в небо, рождающее чувство вечности бытия, гармоничной осанки.

Программа представляет широкий спектр произведений этого типа – Хорал Кузьмы бодрова, Pater Noster Анатолия Киселева, Три фрагмента из Семи Магнификатов-Антифонов Арво Пярта, Кондак из Акафиста Святому Благоверному Великому князю Александру Невскому Сергея Екимова.

Каждое сочинение – уверена граница воображения составляющих, личностного восприятия вечной темы. Так же, как и религия-это другое, а духовная сущность добра, красоты,–, одна, да и здесь стилистические различия произведений духовной традиции, создает прекрасное настроение своими средствами – музыке тональной и атональной, доброжелательно созвучиями и кластерами.

В трудах Юрия Евграфова существует теснейшее взаимодействие хоровых традиций мирового искусства и их индивидуальное обновление. «Великий Генрих», написанный на стихи. Ефановой, направлен к почитаемому им поэту Генриху Сапгиру – короткая продолжительность музыкального повествования содержит в себе философскую глубину, сосредоточенность мысли – густо сплетенный клубок постепенно разматывается, нить тянется дальше и дальше.

Тем не менее, хор практика уже давно включены в вашей повседневной жизни пение различных инструментов коллективами, солистами, что постоянно и умело использует Камерный хор МГК. Сплоченная команда команды и лауреата международных конкурсов Екатерины Мечетиной, с блеском исполнившей виртуозность бравурную партию рояля, стоял в великолепном исполнении хора изображения Ефрема Подгайца «Водопад» на стихи Державина.

Творчества Подгайца неоднозначно – игра смыслами, резкие переходы от одного состояния к другому, их повисание в пространстве. Два номера из концерта для хора «вещая душа» на стихи Ф. Тютчева – другой аспект творчества композитора, близкий мировоззрению поэта с его философскими раздумьями и очаровывает своей красотой, отражающейся в каждом звуке хорового цикла.

Настроение лирической сосредоточенности можно услышать в концерте «Agnus dei» норвежского композитора Ховланда для хора и фагот. Трудно словами передать то удовольствие от мастерской игры народного артиста России Валерия Попова, от комбинации тембра фагота с мягким и нежным мерцанием голосов. Вдохновленные использование духовых инструментов мы услышали дуэт гобоя и кларнета в «Паване» Сергея Мовчана, солисты – лауреаты международных конкурсов Иван Мовчан и Денис Голубев.

См. также:Виолончелисты посоревнуются в мастерстве, исполнив концерт Гайдна

Несмотря на общность темы, два письма,-славления, Владислава Агафонникова и Кузьмы бодрова, контрастны. Кант к 150-летию Московской консерватории в поэзии А. с. Пушкина, В. Агафонникова, оформленный в обычных традициях – это гимн, яркий, праздничный, звук, подчеркнутый партией тела, с подъемом, сделанный профессором Евгенией Кривицкой.

Глория бодрова – как и не хоровое сочинение, выполняя банально понятым канонам, но первая взвинченная тони фортепиано у Мечетиной цепляет сразу, и не отпуская до конца.

Драматургия программы постепенно переходит к жанровости, танцевальности, сценичности, праздники. Здесь – «Истринский танец» композитора из Хорватии Бранко Старка, «Петербургское танго» В. Полякова и обработка классики, популярной песни «Полюшко-поле» Льва Книппера, сделано уже упоминавшимся выше Сергеем Екимовым – санкт-петербургским другом и постоянным участником многих московских акций Камерного хора.

Смелое прочтение мифологии, фольклорных истоков в Концерте хора «Летал сокол» Татьяны Чудовой, обработка русской народной песни «Белая черемуха», расцвеченные изобретательной сценической редакцией Натальи Сомоновой. Можно подумать, что это другая команда – босой, с другой звуковедением, предназначенным для площади, огромного стечения народа, open выплеском эмоций. Не, это все – Камерный хор.

Традицию Б. Г. Тевлина – воспитывать смену – можно было оценить в дирижерском навыки Тараса Ясенкова и Марии Челмакиной, неоднократно радовавшей слушателей и как замечательный солистки во многих произведениях из репертуара группы.

Для своего выступления молодые хормейстеры избранные произведения эстонских авторов, нового для нас имени – Галины Григорьевой и знаменитого Арво Пярта; широко известно высокое признание заслуг эстонских композиторов и исполнителей в хоровом искусстве.

Ясенков и Челмакина, культивирование работы над звуком, как будто руководствовались размышлениями Пярта:

«Каждая фраза дышит самостоятельно. В паузах нужно научиться слушать тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, его дление и переход в другой звук, весомость этого шага. Вы не можете спешить. Нужно, чтобы шаг был сделан после того, как ты пропустил все возможные ноты на свои «чистилище». Тогда звук, претерпевший до конца все испытания, будет истинным».

Отточен профессионализм Камерного хора, который имеет большой арсенал возможностей для самовыражения. Piano – мягкий и глубокий, forte – мощный и богатый, ансамблевая согласованность хоровых партий близка к идеальной, внятная интонация как горизонтальная, так и вертикальная, широкий спектр вокальных и речевых приемов, мобильность в изменении настроения, колористическое богатство.

Начальный этап овладения навыками прошел, техника исполнения настолько высока, что вдохновенный руководитель Александр Новак «вытаскивает» из этого арсенала соответствующую краску, для реализации своего плана в интерпретации композиторского творения. Его дирижерский жест – точный, понятный, функциональный.

И самое главное, с хором находится в поле современного восприятия мира, потому что заставить молодых людей петь так много и с таким увлечением не может даже под угрозой несданного зачета. В атмосфере постоянного творчества совместно существовать, и в этом также один из заветов Б. Г. Тевлина.

Недавно произошло событие, которое, однако, можно приравнять к художественного и организационного подвиг – исполнение оперы-оратории «Бабий Яр» Давида Кривицкого.

Композитор создал огромное количество произведений, к сожалению, не успел услышать многие из них при жизни. В концерте в МЗК пала замечательная миниатюра «Памяти Анны Андреевны Старые» на стихи словацкого поэта Ивана Краско в переводе Старые. И эта композиция неминуемо вызвало в памяти на премьере фильма «Бабий яр».

Художественный вклад такого писания в современном обострившееся информационное противостояние – неоспоримый аргумент на утверждение величия победы нашего народа в Великой Отечественной Войне, защиту гуманитарных ценностей.

Постоянный участник проектов Александра Соловьева, лауреат премии Москвы, актер, ведущий Петр Татарицкий, конферируя, объединял программу подробным указанием каждого номера и участника, его благородных мастерством способствует успеху концерта.

Татьяна Журбинская, «Музыкальная жизнь»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ