Версия сакральности и ковыряние ран

Автор:Аида Воробьёвa

Версия сакральности и ковыряние ран

«Парсифаль» в постановке Дмитрия Чернякова. Фотографии Рут Имеется

«Парсифаль» в постановке Чернякова был самым интригующим событием Пасхального фестиваля Даниэля Баренбойма и репертуара возглавляемой им Берлинской национальной оперы, из-за затянувшегося ремонта не возвращается на свой родной бульвар Унтер-ден-Линден с довольно близкого Schiller-theater.

Это уже четвертая работа Чернякова с Баренбоймом («Борис Годунов», «Игрок» и «Царской невесте») и первый его западные Вагнер. Поделюсь инсайдерской информацией — не последний.

«Парсифаль» — культ мощей немецкой оперной традиции, даже не опера, а «торжественная сценическая тайна» (Bühnenweihfestspiel), где речь идет о Великой пятнице, и на сцене таинство причащения, превращая театр в храм и заменив каноническое христианство вагнеровской религией. В течение 30 лет по завещанию Вагнера «Парсифаль» нельзя было показывать за пределами Байройта, так что туда, как в Мекку съезжались желающих присоединиться.

Одна из глав, в опубликованном для нового спектакля листе, содержащем также тексты Теодора адорно, Владимира Сорокина и Славоя Жижека, называется «Русский Парсифаль» и список наших соотечественников, которые приехали в свое время на поклон к вагнеровским причастия: Серов, Станиславский, Направник, Гнесин, Стравинский, Дягилев…

Кстати, премьера главного российского оперного режиссера Чернякова, за которые теперь нужно куда-то выезжать за пределы страны, это тоже интересное специальное ритуальное путешествие к все более и более расширяющегося круга посвященных, которые выпали глотнуть воздуха, не зараженного оскорбленными чувствами. Кого только здесь не встретишь — и столичную театральную элиту, и известного кинокритика и художественного Госоркестра, и сплоченной группы поклонников режиссера с «Вконтакте». На пол-дня («Парсифаль» начинается в 16:00 или 17:00) Шиллер-театр превращается в какой-то клуб, и барменша переходит на русский язык.

Выражение «Русский Парсифаль» мигает, и в заголовках нынешних западных газет. Режиссер из России, ставящий главной вагнеровскую оперу в Берлине, это почти фантастика. На фестивале следующего года спектакль будет показан вновь. Через Festtage-2015 прошел четыре раза и до последнего показа, завершавшему фестиваль, было самым гладким образом.

И маэстро Баренбойм, кажется, уже не так настаивал на своих супермедленных и раскритикованных газетами темпе. И, наконец, выздоровела красивая Аня Кампе, исполнитель роли Кундри (премьера спела заболела, второй спектакль вообще пропустила). И идейные премьера букальщики почти полностью были вытеснены обычной берлинской оперной аудитории.

Передо мной сидела семья с девочкой лет 12, смотревшей, может быть, первого своего «Парсифаля»; она, вопросительно глядя на невозмутимую маму в сценах, 16+, немного поспала в течение шести часов ожидания и присоединился в финале к общей стоячей овации. При первом акте на несколько секунд даже было, была полная тишина, и я решила, что мне еще возможность принять участие в священном немецком нехлопании после сцены причащения. Но нет, после убедительной паузы по-прежнему раздавались аплодисменты.

Хотя, конечно, меньше, спектакль Чернякова призывает к благочестивой тишине и что-то подобное. Он весь состоит из версии сакральности и ковыряния раны и в прямом и в переносном смысле. Наиболее выразительный образ — странная жестокая мужская секта, называющая себя «рыцарей Грааля», подперевшая свою неприютную жизнь сомнительными ритуалами. Во имя призрачной надежды на бессмертие под индикатор Гурнеманца в безупречном исполнении Рене Папе они поклоняются прошлым в виде прекрасных старых слайдов на экране-простыне: там бегать эскизы к байройтскому «Парсифалю» 1882 года, и какой-то тусклым, очертания тогдашней церкви присутствует домом горе-рыцарей.

Они поклоняются какому-то железнофеликсообразному лидера в гробу (в первом шаге основатель секты Титурель еще более живой и поет голосом Маттиас Хелле, в третьем — это уже мумифицированная кукла). И в буквальном смысле пьют кровь его собрата Амфортаса (Wolfgang Koch), сжимая ее с его незаживающей раны (на самом деле, понятно, почему она не лечит), разводя водой, очень реалистично, изменив ему припекшиеся бинты и делает все, чтобы во всей этой обычной физиологии страдания погрузить публику в вечерних нарядах.

Это не первый в творчестве Чернякова критический анализ групповых иллюзий, обычно принимаемых за духовное единение, он любит в этом копаться — можно вспомнить и староверов в «Хованщине», и китежан. В этом случае следует понимать, что сострадание и одновременно бессилие, которые реют над толпой затюканных, не известно во что верующих мужчин в давно не стиранных шапках с помпонами, в сочетании с одной из самых мучительно-прекрасных, музыка в мире, и этот резкий контраст породистые шелковой меди в оркестре и гаража-лагерных телогреек на сцене производит очень сильный эффект.

В том числе — в первый раз попадает в это сообщество Парсифаля, молодого очаровательного незнакомца в туристических шортах и с рюкзаком, но не простачка, как вы хотите, чтобы у Вагнера, а также что-то своим искалеченного и подвывихнутого. К счастью, я только что родился новый вагнеровский тенор Андреас Шагер — красивый голос, талант актерский талант и не теноровой (извините) внешним видом. В Берлине спел первого своего Парсифаля с большим успехом, через три года в этой партии уже ждет в Байройт.

О фрейда подоплеках ран его героя, связанных с диктаторской материнской любовью, мы узнаем во втором действии, начинающемся из еще одного потрясающего столкновения музыки и фотографии: под тревожные вагнеровские раскаты, рисующие ад похоти и ненависти, сцена, которая выбеленный, стерильно-больничный вариант того же секонд-хендного храма (как всегда, Черняков — не только режиссером, но и автором украшения), заполняется девушками, девочки и куклы в простеньких ситцевых платьев, среди которых единственный живой человек — Кундри в повседневной одежде.

В цветных девушках нет ни грамма эротики, так же, как и в папочке Клингзоре (Томас Томассон) в стоптанных тапочки, растянутой вязаной жилетке и очках на резиночке нет, наверное, ничего страшного. Но все вместе создает впечатление чего-то фальшивого, больно и неприятно, от этого уже недалеко и до насилия в семье и других фильмов ужасов.

«Парсифаль» — очень сложный и таинственный текст, полный вопросов. И нельзя сказать, что Черняков дает на все ответы. Скорее, ставит новые вопросы. Просвещенный катарсис в финале от него, конечно, ждать не приходится. Он в него не верит и не считает нужным это скрывать. Созревает Парсифаль возвращается в секты Грааля, но вместо того, чтобы выступить в роли Мессии, вынимает из рюкзака когда-то подаренную матерью коняшку с всадником и организует совместно с Кундри, которая, в свою очередь, приносит куклу в цветок платье, сеанс психоанализа.

Зыбкая, запрещена и болезненная любовь Кундри и Амфортаса, на которой режиссер обращается на протяжении всего спектакля, заканчивается их последний поцелуй, обстоятельства передачи их в загробный мир не так важно. А темная мужская масса в вязаные шапки в этот момент протягивает руки к какому-то очередному светлому будущему.

Екатерина Бирюкова, colta.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ