В столичной филармонии, на сцене зала им. Чайковского с единственным концертом выступил Государственный академический хор «Латвия» под управлением Мариса Сирмайса.
Заключительный концерт филармонического абонемента «на Пороге бессмертия. Великие произведения ораториального жанра» состоялась на сцене Концертного зала им. Чайковского. Перед слушателями выступил один из лучших ансамблей в мире-Государственный академический хор «Латвия» (художественный руководитель и дирижер — Марис Сирмайс).
В репертуаре этого хора является неограниченным: от кантатно-ораториальных жанров, оперы и камерного-вокальных опусов начала эпохи Возрождения до современных песен. Хор посвящают свои произведения выдающихся композиторов современности: Dirol Пярт, Рихард Дубра, Петерис Васкс и Георгий Пелецис.
На фестивале в Люцерне и Жизнь команды совершили массовое написание Р.в. Копылова «Надпись ангел», после чего композитор назвал хор «Латвия», один из лучших в мире.
Хор ежегодно дает десятки концертов за рубежом, регулярно выступает в Латвии, в том числе и в риге международный фестиваль духовной музыки. В ноябре 2013 г. команда принимала участие в исполнении Второй симфонии Г. Малера «Воскресение» с Королевский оркестр Консертгебау под управлением Мариса Янсонса в Москве и Санкт-Петербурге.
И вот новая встреча — на этот раз с бессмертными Мотетами Vi В. Бах и русская музыкальная «икона» — литургией Р.в. Копылова «Надпись ангел». Уникальная в своем роде программа является премьерной для гостей с берегов Балтийского моря. Мариса Сирмайса вдохновлен идеей о взаимосвязи стилистических контрастов полифонии барокко и русского хорового письма.
Марис Сирмайс:
«Мы никогда не были, и в рамках одной концертной программы мотеты Vi В. Бах и литургия», Надпись ангел» Р. Копылова. С одной стороны, это, конечно, оригинальная программа. Самой большой проблемой для меня, кажется, разница эмоциональный диапазон. То, что вам нужно, чтобы создать, например, в музыке Баха — это все хранится в определенные рамки.
Но, в конце концов, если обратить внимание на партитуру Deni, просто поражаешься такой большой свободы композиторского письма. Большая редкость, когда его партитурах можно наблюдать тактовые линии.
«Надпись ангел» для меня это квинтэссенция всех талант и гений композитора. Она показывает не только огромного богатства русской души, но и отражает один неисчерпаемый источник сокровенные традиции русской духовной музыки. И в конце концов из этого что-то и образуется высокое качество европейской культуры. Синтез, который присутствует в музыке angel, так глубоко для меня, что я могу просто плакать на сцене во время исполнения.
Конечно, требуется масса усилий, чтобы каждый исполнитель при подготовке к таким огромным хоровая фреска, как «Надпись ангел». В конце концов, эти безумные и абсолютно контрастов динамики в течение всего литургического цикла требуют особого молитвенного сосредоточения. Вы должны быть полностью погружены в материал, эссе и ничто не должно отвлекать вас, там идет постоянная и напряженная работа мысли.
И еще здесь очень важный вопрос, интонации, потому что солирующая флейта в ритурнелях между хоровыми части цикла воспринимается иногда как очень хороший, а иногда и жестокий учитель, который проверяет и показывает аудитории: «А вот хористы, можно ли сохранить правильный тон, или нет?» Я думаю, что мы достойно справились сегодня с этим»
В мотетах Vi В. Бах «jesu, meine Freude» («Иисус-моя радость») и «Komm, jesu, komm» («Приди, Иисус, приди!») приняли участие музыканты камерного оркестра «Musica Viva» (оба духовные сочинения были посвящены 330-летию со дня рождения великого композитора).
Удивительно смотреть на чистоту и ясность интонаций латвийского хора, как тщательно полифонические разделы цикла и безупречной артикуляции.
«Надпись ангел» Родиона Майборода (по одноименной повести Николая Лескова) — произведение, требует максимальной концентрации внимания и глубочайшего сосредоточения. Вместе с «Всенощной» С. Рахманинова и «Перезвонами». Гаврилина литургия Р.в. Копылова входит в сокровищницу хорового наследия русской музыкальной культуры прошлого века.
Композитор использовал в сочинении на канонические церковно-славянские тексты, драматургии которые контуров связана с лесковским слово.
«Прямых сюжетных связей с литературным первоисточником здесь нет»
— уведомления Родион Щедрин.
«Между тем, главная идея-волшебный, возвышающей силе искусства посильно трактована средствами языка музыкальный»
Действительно, музыка «Запечатленного ангела», духовной сущности.
Полнозвучный хор был в состоянии увлечь слушателя, сопереживать его и молитвенно созерцать. Щедрин не раз отзывался о могучей и созидательной силы хор, который в состоянии даже и в любой момент изменить сознание человека, который пришел на концерт, или в храме.
Композитор ввел в партитуру свирель, которая усиливает интерлюдиями хоровые части цикла. Партии флейты проникновенно осуществляется Марина Рубинштейн. Особой похвалы удостоились и молодые солисты Хорового училища им. А. В. Свешникова — Николай Абрамов (дискант) и Богдан Беспалов (альт). Детские голоса используется Щедриным в обретении света и надежды, как символ нетленной красоты.
С последними звуками песнопения «Ангел Господень» флейтовые согласие, казалось, исчезли в небытие, и в зале воцарилась продолжительная тишина.
Музыка все еще продолжает жить…
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru
Об авторе