Вечер встреч и вдохновения

Автор:Аида Воробьёвa

Вечер встреч и вдохновения

Дмитрий Шишкин, Михаил Плетнев и РНО на сцене Концертного зала им. Чайковского 15 ноября 2016. Фото Ирина Шымчак

15 января 2016 в Концертном зале им. Чайковского Российский национальный оркестр открыл свой абонемент.

Открыл концерт супер, и на первый взгляд нелогичным – кажется, что можно объединить в одном приложении ii a-moll концерт Гуммеля для фортепиано с оркестром и две мощные прозрачные, но мрачные симфонические вещи Сибелиуса?

Впрочем, это противоречие кажущееся, и позволяет ему с легкостью личность художественного руководителя и главного дирижера Российского национального Михаила Плетнева.

Любовь Плетнева к Сибелиусу-это широко известная, и к Иоанну Непомуку Гуммелю, как оказалось, он тоже любил. Как, впрочем, и в целом – к музыке, незаслуженно забытые и редко исполняемые.

Johann Nepomuk Hummel – личность в истории музыки небанальная.

Мое знакомство с его творчеством состоялось благодаря интервью с Дмитрием Шишкиным, в конце лета, в свою очередь, Дима увлек этим концертом сам Михаил Васильевич.

Дмитрий Шишкин: «Игра на фортепиано можно учиться всю жизнь»

Так что, в конечном счете, Плетнев в очередной раз стал просветителем (забегая вперед, скажем, что не только для меня).

Списки обычные «австрийский композитор, пианист, педагог и дирижер» о Иоанна непомука смысла не имеет.

Чтобы заинтересоваться этим человеком, достаточно упомянуть, что Хаммел – ученик Моцарта, Гайдна (который, кстати, специально для него написал Сонату a-dur) и Сальери, дружил с Бетховеном и Шубертом (который посвятил ему несколько стихов), и женился на певице Венского придворного театра Элизабет Реккель, той самой, которой, как говорят, Бетховен посвятил песню «к Элизе»…

Разгадана тайна Элизы

Человек, общавшийся с лучшими людьми своего времени, впитал самые животворные и трепетные начало в классической музыке, и он всем своим творчеством один из первых мостков будущему романтизма.

Влияние Гуммеля четко видны в ранних произведениях Шопена и Шумана. Не случайно именно 2-й концерт Гуммеля был особенно любим польским гением.

Странно, что в наше время произведения австрийского композитора практически не производятся и мало кому известно, а ведь когда-то его называли «великим хранителем печати старого искусства»….

Великий хранитель печати

Впрочем, возвращаясь к ноябрьскому вечером в Зале Чайковского, где один из самых известных российских пианистов, который занял, правда, в этот вечер место за дирижерским пультом, радушно встретил своего коллегу, молодого, но уже очень много добившегося Дмитрия Шишкина. Именно ему Плетнев доверил место на пианино в исполнении второго-ля-минорного концерта Гуммеля.

О Михаила Васильевича говорят разное, приписывая ему и полную потерю интереса к тому, что происходит на современной музыкальной жизни, и борьба за закрытие связано якобы с личным выбором.

Концерт 15 ноября, и то, что ему предшествовало, ясно доказывают отсутствие подобных изобретений – Плетнев всегда поражал широта его кругозора и вниманием к деталям. Просто, вполне возможно, что не все события и процессы находятся в его душе положительный ответ. А вот появление на музыкальном олимпе пианиста Дмитрия Шишкина – явно нашло.

Дмитрий Шишкин. Фото Ирина Шымчак

У оркестра с Плетневым и Шишкиным готовилось не один спектакль: 2 ноября программа, доставшаяся Москве 15-го, был торжественно показывает в Красноярске.

Трудно сказать, хорошо или плохо, что Москва получила повтор, но то, что внимание обращали на подготовку к лету, это несомненный плюс. Плюс это не только абсолютный, но и очень ощутимый – готовность и дирижера, и солиста, и оркестра, которую они продемонстрировали во время исполнения, заслуживает самые высокие оценки.

Впрочем, так ли Михаила Васильевича может быть по-другому (это, скорее, отдельные исключения только подтверждают правило)?

Классика изнутри: музыканты о кровавых мозолях, дирижерах и rock-n-rolla

Таким образом, первое отделение было отдано Гуммелю и Шишкину. Над залом висела плотная атмосфера ожидания: Дмитрий уже имеет довольно внушительную армию поклонников, а у Российского национального всегда был довольно большим. Но вот, наконец, раздались первые такты длительного вступления и зал замер.

Сам по себе второй концерт Гуммеля удивительно. Настоящая мастерски чудо, как отметил Андрей Шишкин. Эклектика живая музыка, сложная, полная энергии музыка, в которой ключевую роль композитор отдал пианист, заставляя продемонстрировать весь свой потенциал: и технические навыки и видение музыки и способности насытить акустические производятся компаниями, холст, яркая эмоция. При этом не забывал и о оркестра.

Музыканты РНО. В центре – Андрей Шамиданов (фагот). Фото Ирина Шымчак

Кстати, оркестр. Каждый раз, становясь свидетелем, как РНО в восторг – slave, как правило, строго-сдержанный Плетневым, начинает создавать на сцене удивительные по красоте музыки холст – нельзя не восхищаться. Казалось бы, пора привыкнуть. В конце концов, это нормально – когда на сцене царит живая музыка в исполнении профессионалов. Так и должно быть. Но, к сожалению, как это часто не случается.

См. также:Юношеский конкурс пианистов имени В. И. Сафонова состоится в Пятигорске

Вход – когда пианист вошел в оркестровую ткань полностью естественно, повышение линию мелодии, на одном дыхании с оркестром, вызвало ошеломление, и дальше это состояние сохранялось вплоть до последних тактов.

Поражали удивительная легкость и уверенность 24-летнего пианиста. Сложные участки отыгрывались Дмитрием с виртуозным блеском, исполнение было технически безупречно, но при этом свободное, оставляют пространство для самовыражения пианиста. И что особенно восхищало – это то, как он взаимодействовал солист, дирижер и оркестр.

Дмитрий Шишкин и Михаил Плетнев на поклонах. Фото Ирина Шымчак

Ни одной щели, ни малейшего расхождения, ни тарифы, ни в общем понимании того, что они делают на сцене. И, в конце концов, светит, всепобеждающее, фантастическое исполнение, сорвавшее залом бешеную овацию и принесшее Дмитрия целую гору цветов.

Отдельным удовольствием было наблюдать за улыбающимся Михаилом Васильевичем – такого Плетнева аудиторию (и не только зрители) не видит часто.

Перерыв у зрителей был занят обсуждением опыта. Тоже картина довольно редкая.

А вот второе отделение отличается от первого, как земля от неба.

Кардинально отличающихся друг от друга части программы: первая – это прекрасный праздник красоты, триумф счастья, вторая – серая, мощная волна загадочных эмоций…

Михаил Плетнев и РНО. Фото Ирина Шымчак

Посерьезневший оркестр, как правило, строгий Плетнев, симфоническую поэму «Финляндия» яна Сибелиуса.

Зарождавшаяся как музыка к спектаклю, стихотворение, был переработан и, получив самостоятельность, зажила своей жизнью. Мрачный пафос, тема борьбы, надежды и победы заканчивалась сильной радостного всплеском.

Пронзительно-мощный трубный голос и тревожные барабаны, закачивается кульминации вместе с контрабасами, создал плотную волну звука, а затем аккуратно вводить деревянных духовых инструментов, переплетающихся с шелестящими струнных и финал – арка tutti.

Солист РНО Алексей Серов (валторна). Фото Ирина Шымчак

Как Sibelius не ставил перед музыкантами сложные задачи, но, тем не менее, музыку создал весьма сложную, требующую совершенного воплощения и закономерности взаимодействия, прежде всего между медью и другими. И это, как Русский национальный старый Михаилом Васильевичем, осуществил замысел композитора, заслуживает наивысшей оценки.

Это было вдохновенное исполнение «Финляндии», прозрачное, благородно-сдержанное, но при этом полны динамизма и жизнеутверждающей силы.

Нельзя не отметить удивительные соло Алексея Бруни (скрипка), Александра Готгельфа (виолончель), Максима Рубцова (флейта) и работу всех групп духовых. А контрабасы с Рустемом Габдуллиным…Конечно, я вспоминаю мою любимую группу альтов, во главе с Сергеем Дубовым.

Впрочем, какая группа, неважно – все они были великолепны.

Алексей Бруни: «За эти две недели мы сделали чудо»

Переход к Седьмой симфонии наступил мгновенно. Седьмая Сибелиуса – произведение легендарное. Не опасаясь избитых слов, можно с уверенностью сказать, что это вершина не только творчества, но и всей жизни композитора, хотя «король скандинавской музыки» он написал ее в 1924 году, то есть за 33 года, до самой смерти.

Не случайно Кусевицкий называл Vii симфонии «Парсифалем» Сибелиуса. Одночастное произведение – в соответствии с планом, эпическая поэма – в реализации.

В этот вечер Плетнев манипулировал приливами и отливами волн Седьмой сдержанно, почти без жестов, казалось, силой мысли. Драматургия постоянного нарастания эмоций им и оркестра была создана отлично.

Как Михаилу Васильевичу это можно сделать, вытащить смысл из сырой формы, найти кульминационные точки, и подавать их, как на блюдечке, для нас, простых смертных, всегда было загадкой.

Стихия на северо-неброской и неприступно красивой музыки Сибелиуса была подчинена лаконизму и скупому жесту дирижера безоговорочно…

А завершило концерт горькие посвящение, выполненный в виде encore.

Ушла из жизни доктор искусствоведения Полина Вайдман

«Сцены из журавли» яна Сибелиуса из музыки к пьесе Арвида Ярнефельта «Смерть» Плетнев посвятил памяти покинувшей нас в эти дни Полины Ефимовны Вайдман, известного музыковеда, до последних своих дней дарившего миру новые страницы из жизни Петра Ильича Чайковского.

Это и так был этот вечер – вечер контрастов, вечер встреч, вечер вдохновения.

Ирина Шымчак

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ