Василий Ладюк. Фото – Моника Шульц
С одним из лучших в мире баритонов – Василием Ладюком – корреспондент «ВМ» встретилась в саду Эрмитаж, перед спектаклем в «Новой опере».
Андрей готовился к выходу в партии графа ди Луна в опере Верди «Трубадур».
– Василий, каким он был для вас 2016 год?
– В жизни я оптимист и стараюсь на все смотреть с юмором. Год ходил по-разному. В принципе, хорошо. Большое счастье, что в декабре состоялся Третий фестиваль «Орега live», художественным руководителем которого я являюсь.
– В прошлом году у меня было несколько больших премьер, не так ли?
– Сбылась моя мечта – исполнить партию графа ди Луна в опере «Трубадур». В этой сложной партии я шел долго. Он работал над ним много лет. Эта партия для певца – как на войне, тяжелая артиллерия, или, как в небе – фигуры высшего пилотажа.
Надеюсь, что в будущем эта партия занимает серьезное место в моем репертуаре, как когда-то заняла роль маркиза в «Дон Карлосе». Сбылась еще одна моя мечта – в Москве, на сцене Концертного зала им. Чайковского, в том же составе, что и в Турине 2015 года, мы выполнили оперы Шарля Гуно «Фауст».
А состав замечательный: Ильдар Абдразаков – Мефистофель, Ирина Лунгу – Маргарита. Фауста была петь Чарльз Кастроново, но он заболел, и я очень благодарен Сергею Романовскому, заменившего Чарльза. Я, в свою очередь спел партию день святого Валентина.
– – Солист «Новой оперы» уже 14 лет. Несмотря на то, что ты поешь на ведущих сценах мира, оставаясь верным театру, где он начал свой путь в Москве.
– Театр «Новая опера» – мой дом. Практически живу в нем. Каждый солист необходимо для одного театра. Я – солист «Новой оперы», выступающий на сценах других театров мира. В частности, много работаю в Большом театре. Кстати, приглашаю всех на спектакли в Большой в этом году: «Евгений Онегин» (19 и 21 января), «травиата» (3 и 4 января), «Иоланта» (22 февраля).
– Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали для вас новую песню о любви. Когда премьера?
– Песня написана, и пока не дойдет до ее представления – раскрывать секрет не буду. Возможно, что премьера состоится в День космонавтики. Да, песня о любви.
– На ваш взгляд, опера нуждается в продвижении?
– В последние годы опера в конце концов, стала возвращать свои прошлые позиции и к ней появился интерес не только у «хранителей» наследства Лемешева, Козловского, Мазурока и Лисициана, а и у очень молодой аудитории. Это не может не радовать!
Но она не превратилась в попсу. Судя по заполняемости концертных залов и театров, opera – популярный жанр, и говорит о том, что opera гаснет, сегодня уже не действует. Наоборот, этот жанр быстро развивается, появляются новые режиссеры, идеи, постановки. Кстати, наблюдается возврат к традиционной опере.
– Мы знаем художников, которые подавали большие надежды как оперные исполнители, но они пошли на эстраду и, что называется, не вернулись. Вряд ли можно говорить об их профессиональном музыкальном роста?
– Это возможно в любой профессии. Фестиваль «Опера Live» поставил задачу – показать публике лучшие постановки, лучших исполнителей, чтобы у молодежи были правильные ориентиры. Имеет знак качества»: Анна Нетребко, Ильдар Абразаков, Хибла Герзмава, Дмитрий Хворостовский.
Надеюсь, что Василий Ладюк – «знак качества». С одной стороны, наш фестиваль приглашает оперных исполнителей мирового класса, которых все чаще можно услышать в Нью-Йорке, Вене и Лондоне, чем в Москве. А с другой стороны, является своего рода творческой лабораторией для молодых оперных артистов.
– Москва стала для тебя, детка?
– Я живу в Москве уже 30 лет, и за это время стала и родной, и любимый. Это место, куда все время хочется вернуться. Я люблю Москву со всеми ее пробками, снегами. Варшава – это город, который меня принял, любит и уважает как исполнителя.
– У вас редкое имя Андрей?
– В переводе с греческого «царственный». Меня назвали в честь деда. Даже не думал, что меня могут звать по-разному. Конечно, я люблю свое имя.
– Вы любите путешествовать?
– Художники путешествуют по работе. А отдыхать я люблю в тишине, в кругу близких людей
– Почему с такой яркой и богатой текстурой не снимаетесь в кино?
– С нами, оперными солистами, режиссерами кино и драматического театра – трудно. Мы не любим слепого послушания. Фильм – это задумка режиссера и сценариста, а opera – идея режиссера и художественная интерпретация исполнителей.
Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва»
Об авторе