Василий Ладюк: «Фестиваль «Опера Live» – прежде всего фестиваль друзей!»

Автор:Аида Воробьёвa

Василий Ладюк: «Фестиваль «Опера Live» – прежде всего фестиваль друзей!»

Василий Ладюк. Фотографии канал «Культура»

Василий Ладюк – российский оперный певец (баритон), ведущий солист театра «Новая Опера». Начиная с 2007 года. – приглашенный солист Большого театра. Принимает участие в постановках лучших театров России (Мариинский театр, Михайловский театр и т. д.) и в мире (в Metropolitan Opera, La Fenice, Шведская королевская опера, и т. д.).

Сотрудничает с выдающимися дирижерами и артистами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Пласидо Доминго, Джеймс Конлон…

— Прежде всего, поздравляем: третий фестиваль-это много стоит! Раз фестиваль провести – это очень сложно, но третий-это уже что-то значит. Поэтому я поздравляю.

— Спасибо большое.

— А теперь я хочу задать вопрос: почему у Вас родилась идея фестиваля? Скажите, пожалуйста!

— Фестиваль родился – я уже боюсь даже представить когда (улыбается) – четыре года назад. Я был в Осло в постановке «Богемы».

Норвегия – захватывает дух красотой страна, но не только зимой. Зимой там почти полярная ночь: выходишь утром на работу – темно, идешь в театр, в котором нет ни окон, ни дверей (современное здание), вечером выходишь уже в четыре-пять часов и снова видишь всю ту же ночь… Накрывает ужасная депрессия, и появляется повод задуматься.

Дополнительным поводом стало то, что фестиваль родился в процессе, так сказать, некоего вакуума.

Это потом, в течение следующих трех лет, появилось множество фестивалей и «Опера априори», и фестиваль Динары Алиевой, и тогда единственным фестивалем, который проходил один раз в Москве и имел отношение к опере художников, был «Хибла Герзмава приглашает…». Остальное время фестиваль проходил у нее дома.

И еще, видимо, пришло время, когда нужно было выход моей энергии. Организаторские способности у меня с детского сада: в пионерских отрядах был и прапорщик, и командир отрядов, в самом деле, не мог построить, структуры и заставить повиноваться все какого-то логического правила. Вот так родился фестиваль.

Приехав в Москву, я поделился идеей со своим самым близким другом, в настоящее время директором фестиваля, Владиславом Агафонниковым. Сам я бы не справился.

Все, что я могу сделать, это в голове нарисовать какую-то программу художественного смысла фестиваля, обсудить эту программу с концертными площадками, где она состоится. А дальше там финансово-экономическая деятельность, которую без посторонней помощи провести практически невозможно.

Первый фестиваль состоялся не благодаря, а вопреки, без денег – у нас не было ни копейки, были исключительно договорные отношения с концертными площадками, которые продавали билеты. За заработанные деньги мы можем в какой-то мере покрывали расходы приглашенных артистов. Никакого дополнительного финансирования у нас не было.

Мне стыдно сказать, но на каком-то первом концерте артисты получили по пять тысяч рублей. «Ребята, ну нет больше денег!» – сразу предупредили, что все это на будущее. И слава богу, что есть настоящая дружба среди художников.

Но, тем не менее, как недавно Ильдар Абдразаков рассказал в интервью каналу «Вести 24» (и абсолютно правильно сказал!), когда мы встречаемся с незнакомыми людьми, и хотя бы раз мы проводим с ними время на какой-то постановки в течение двух-трех месяцев, мы обращаемся все в одну семью.

Ильдар Абдразаков на сцене и в жизни. Беседа с певицей в опере, и не только

Посмотрите, у каждого на странице в Facebook » – три тысячи друзей. Если это блоггер – это только подписчики. А если оперный исполнитель, то, скорее всего, из этих трех тысяч, как обычно, две с половиной – это люди, которые знают его лично, с которыми хоть раз в жизни где-то под клубом, и он остается какая-то ментальная связь.

Поэтому фестиваль-это, прежде всего, друзья: за три года в этом фестивале не было ни одного случайного человека. И у художников есть правило трех совпадений: музыка, компания и деньги.

Когда два из трех такие же (деньги не всегда являются в той которой рука об руку), то в случае свободного времени, мы можем собрать на одной сцене, подарить зрителям радость общения с музыкой, и в ответ зарядить аплодисментами и потоком счастья и радости, которая бывает после хорошей и качественной работы. Это дорого стоит.

— Как Можно создать программу? Как решить, кого приглашать?

— Каждый год мы находим какие-то изюм, открываем новых исполнителей.

Сначала рождается идея. Потом под нее подбирается определенный состав исполнителей. Но если сольный концерт, то все зависит от исполнителя.

На следующий фестиваль планируется сольный концерт Альбины Шагимуратовой. Работать она будет с Владимиром Федосеевым.

Владимир Иванович сам по себе персонаж важен и имеет свое видение программы, но я думаю, что с Альбиной отлично продержится, и будет радовать зрителей настоящие шедевры в лучшем исполнении.

Уже обсуждается программа следующего года. Нас интересует сделать «Гершвин-гала», в котором была бы концертная версия одного из его произведений в академической манере исполнения – и это было бы, так сказать, классической частью концерта. А во втором отделении выступили бы приглашенные звезды джаза, чтобы это был музыкальный джаз-фейерверк.

В те времена огромное количество ведущих солистов Большого театра постоянно выступал с оркестром народных инструментов Осипова. И только в этом году мой друг, замечательный тенор с мировой известностью Андрей Корчак выступил в зале Чайковского. А для этого в моей памяти, это было в концертном зале Академии наук Ирины Архиповой.

Я тоже принимал участие в этом концерте. Мы играли под аккомпанемент Осиповского оркестра. Это был 2004 или 2005 году. И это все! Точно так же, камерные программы: никто из художников на сегодняшний день практически не исполняет камерный репертуар.

— Это точно. Видимо, это сложно.

— Да, мало кто берется за это. Романсы мы слышим только на экзаменах. На самом деле это очень трудно: нет ни костюма, ни украшения, ни режиссерской работы, лишь эскизы…

Я расскажу смешной случай, который произошел 5 декабря у нас в Концертном зале Чайковского с Екатериной Мечетиной.

Мы делали вечер, посвященный Сергею Васильевичу Рахманинову. На бис был роман «Сон» – это первый выпуск нашего encore оказался последним.

В третьем такте я «съел» одно слово, и дальше уже не мог петь. Я начал ползать на фермату, и я понял: ну, выползу на фермату, ну и что? Роман с двух сторон, и первую страницу уже скомкали.

Я остановился и говорю: «Катя, стой!» Она: «А? Что?» Я Говорю: «Стой!» Она: «Ну, пожалуйста, та-та». Я говорю: «Подождите, дайте мне посмотреть слово, которое «съел»». А все потому, что огромная программа была уже отработана, и дальше мозг расслабился – ну, все уже бисы. И вот она, заковырка.

Екатерина Мечетина и Василий Ладюк

Романсы – это огромное количество текстов, огромное количество изображений, которые меняются каждую секунду. А самое сложное – миниатюрные романы, которые написаны в одну сторону. Для нас это был замечательный опыт совместного музицирования.

До этого выступления не слышал меня гениально сыгранных последних страниц – у Рахманинова практически в каждом романсе есть еще отступление на фортепиано. А с Катей, я нашел такой же баланс: она сумела не только слушать меня, но и дать волю своим эмоциям в дуэте вставками.

— Слушая Вас, понимаешь, что не Нужно особенно беспокоиться о деньгах, создающих интересные программы и приглашая талантливых исполнителей, – аншлаг обеспечен. Я, кстати, проверила: билетов уже нет.

— На последнем концерте зал был забит битком. И это Концертный зал Чайковского на 1550 мест!

Мы очень благодарны Московской филармонии, особенно Алексею Алексеевичу Шалашову, с которым нам удалось найти общие интересы. Они сами делают фестивали и не пускают к себе ни одного фестиваля, но пускают нас – «Опера Live».

И еще: Алексей Алексеевич говорит, что в концертном зале Чайковского вместе с большими концертными программами должен звучать камерная музыка, независимо от того, что. Даже если в этот момент будет какой-то звездный состав в Большом театре работать, и общество будет разделять ваши интересы.

За это ему от меня низкий поклон и большое спасибо.

— Не факт, что аудитория может быть. У вас есть планы поехать в регионы со Своим фестивалем?

— У нас была одна попытка в прошлом году, которая с финансовой точки зрения, закончилась крахом.

Мы поездка в Санкт-Петербург с особой миссией: открытие фестиваля (в прошлом году он проходил в Москве и в Санкт-Петербурге). Один и тот же гала-концерт, с одним и те же составом участников и солистов, солистов – лауреатов разных лет конкурса-Образцовый.

Концерт был приурочен к его памяти, а собранные средства должны были пойти на изготовление мемориальных досок, как в Москве и в санкт-Петербурге. Как вы думаете, мы собрались-то?

— Не думаю, если ты задаешь этот вопрос.

См. также:Московский двор, верите в чудо

— Если вы в Москве, у нас просто удалось покрыть расходы на проживание, перелеты и пребывания гостей, при условии, что все люди работали за бесплатно, никто из них не получил гонорара в Санкт-Петербурге у нас был большой минус.

— Странно. Уже не первый раз слышу, что любовь не находит поддержки в сердцах слушателей. Я не понимаю, почему…

— Я думаю, что при формировании программы на следующий год у нас все еще появляются несколько мероприятий, которые будут проходить как в Москве, как и, скажем, в Нижнем Новгороде. Понятно, что далеко это сделать вряд ли удастся, но, по крайней мере, хотя как-то так. Может быть, Казань свяжет.

Конечно, я бы был счастлив, если бы фестиваль приобрел такой же статус, как и Спивакова. Есть стоящие концертные залы и в Омске и в Перми, и в Казани, и в Нижнем Новгороде. Надо просто работать, вот и все! И мы стараемся и работаем.

— Получается, что несправедливо: в Москве трудно выбрать, а регионы малой части этого не имеют.

— К сожалению, это правда. Мы с Катей Мечетиной перед концертом, который был 5 декабря, специально прилетел в Мурманск, чтобы московскую программу обкатать. Были счастливы!

Наш концерт стал официальным открытием зала филармонии после ремонта – великолепный зал на 560 мест, с великолепной акустикой. Директор филармонии, замечательная женщина, все отлично организовано – был полный зал, и все были счастливы.

— А теперь говори, что нас ждет в ближайшее время. Я имею в виду следующий фестиваль.

— Да, третий фестиваль подходит к концу, и, вероятно, 25-го после концерта мы спокойно в состоянии избавиться и приступить к более детальному обсуждению следующего фестиваля.

Но, конечно, мы останемся верны своему принципу: это, безусловно, будет спектакль оперу. Я очень бы хотел, чтобы в следующем году это была новая постановка, премьера спектакля.

— Это постановка?

— Это инсценировка. В этом вопросе сейчас трудности. Я не буду называть, что именно мы хотим поставить. Может быть, это будет новая постановка «Евгения Онегина» (быть может!).

— У меня даже Татьяна…

— У меня есть почти все: начиная от режиссера, художника по костюмам и художника в мир. В этом проекте должны быть необыкновенные люди: например, такие, как Вячеслав Окунев, Дамир Исмагилов, Иркин Габитов – это мой друг, кстати.

Но на это нужно большое финансирование. И деньги нужно искать.

— А вы хотите, чтобы положить на основе Новой оперы?

— Это мой собственный театр! В Большой театр еще не пойдем, нам еще слишком мало лет. Я думаю, что когда нам будет десять лет, то тогда мы сможем попробовать начать общаться с Большим (улыбается).

Что касается вкуса, то я надеюсь, что проект таки будет, и мы будем делать один из эксклюзивных концертов: выполнение двух опер вместе с «Виртуозами Москвы» – опера Чимароза и оперу Телемана.

Весь шарм в том, что в роли проводников выступают певцы – баритон и бас соответственно. Если это удастся объединить (и это должно объединить все в один вечер), то это будет самый гениальный проект будущего фестиваля, потому что этого никто никогда здесь не происходило.

Ирина Лунгу: «Как сделать не то, что всегда нужно делать»

— Почему ты так говоришь? Вдруг кто-то захочет сделать то же самое? Название опер писать не буду! Кто-то помогает финансово?

— На самом деле мы существуем случайно. Как-то я принимал участие в одном концерте в зале Чайковского, после которого я познакомился с Нелли Юсуфовной Алекперовой. Она очень тонкий и музыкально образованный человек, работая около сорока лет на радио «Маяк» главным музыкальным редактором, сейчас возглавляет благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ».

В общем, мы встретились, и мне удалось услышать ее идея о том, что у нас уже второй фестиваль, но по-прежнему не имеет поддержки.

Ничего не просили у нее. Я просто сказал: «Нелли Юсуфовна, если Вам понравится, и вы будете иметь возможность, мы будем рады любой помощи». Она сказала эти слова: «Ты так меня поразили огнем своих глаз, того, как вы говорите о том, что вы планируете, его с ума, и все на голом энтузиазме… я подумаю».

Буквально в тот же день мы получили сообщение, что поддерживает фестиваль. Спасибо ей за помощь, без нее было бы гораздо сложнее воплощать идеи в жизнь. Видимо, хорошо у нас идеи!

Так вот, после какого-то концерта в ноябре подошла ко мне и сказала: «можешь считать, я тебя поддерживаю и в следующем году тоже». И теперь мы всю эту историю, которую мы рисуем на бумаге, мы представляем ее и мы просто пытаемся не быть заурядными.

— Судя по отсутствию билетов в кассах, это можно! А Ты говоришь слушателям о Своей программе, о произведениях, которые в нем звучат?

— Кстати, это очень хорошая идея: очень не хватает интерактива.

— Хотя фестиваль уже заканчивается, еще скажи, что, по Вашему мнению, было или будет самым интересным на нем?

— Фестиваль «Опера Live» – прежде всего фестиваль друзей! И все, кто принимают в нем участие, занимают часть моего сердца.

Первыми в этом году приняли участие наши прославленные музыканты и дирижеры Владимир Спиваков и Владимир Федосеев, с которыми мне на протяжении многих лет совмещает профессиональную работу и настоящая дружба!

Состоялся творческий союз с Екатериной Мечетиной, который был открытием для нас обоих и нашел теплый отклик среди аудитории в потрясающем посвящение Сергею Рахманинову.

Ну и, конечно, мировые звезды – бас Ильдар Абдразаков и сопрано Ирочка Лунгу, которые прилетят в Москву, чтобы нам вспомнить вместе о прекрасном времени, которое мы провели год назад в Турине в постановке оперы Ш. Гуно «Фауст». Именно этот состав завершит музыкальный фестиваль «Опера Live» и передаст эстафету в следующем году.

Алина Петрова

На этом фестивале всех превзошел Алина Петрова, прекрасное меццо-сопрано из Санкт-Петербурга – не только в очередной раз удивила зрителей своим участием в фестивале, но даже мне удалось сразу заменить на концерте, когда я заболел, и мне пришлось отменить свое участие в фестивальном версии «Песни о земле» Малера.

Публика очень долго не могла понять, в переполненном Светлановском зале ММДМ, как это вместо баритона Василия Ладюка будет петь меццо-сопрано Ева Новак? Конечно, не все знали, что Малер писал все свои циклы и вокальные произведения сразу для двух голосов.

Буквально на днях, 10 декабря, грандиозно прошел «Реквием» Верди памяти Виктора Сергеевича Попова, где Алина Ковальская принимала участие.

Я получил много сообщений в разных посланников о том, какая она прекрасная певица. А ведь она на самом деле не все так хорошо прошло – она прослушалась Мариинского театра, и ее не приняли!

И не случайно, принимая участие в концерте мини-фестиваля «Памяти Елены Образцовой» в Санкт-Петербурге, Ильдар Абдразаков устроил ей прослушивание, и буквально за неделю стала солисткой Михайловского театра.

— Если обобщить 2016 года, о чем, кроме фестиваля, я хотел бы сказать?

— В общем, – это значит провести определенную черту под чем-то, что уже произошло. Мне больше нравится, окинув взглядом то, что было, смотреть с мечтами в будущее (улыбается).

Каждый успех, каждая победа – это ступенька вверх к покорению вершины. Однако, я считаю, что на следующий день должно быть понимание, что нужно начать все заново, так как это этап снова превратилась в нулевую точку отсчета – и так до бесконечности!

Василий Ладюк: «я не делю партии на любимые и нелюбимые»

Мой дорогой и любимый друг и учитель, выдающийся музыкант и дирижер Виктор Сергеевич Попов учил так: «ты никогда не можешь быть доволен своей работой на сто процентов, так как это происходит – прекрати жить и заказать гроб: ты потерян для творчества».

Всегда помню эти слова, которые, можно сказать, стали для меня своего рода девизом в жизни. Всегда должно быть сомнения и поиск – только тогда вы музыкант, который развивается и может быть интересным для аудитории.

— Как вы собираетесь встретить Новый год?

— Новый год – это веселье, праздник и радость! Я постараюсь найти время для всех своих друзей, с которыми я так редко вижусь, кроме театрах и концертных залах.

Очень жду этого, потому что если здоровье – это первое, что должно быть у человека, дружба идет следом в этом списке… От всего сердца поздравляю всех с Новым годом! Здоровья, спокойствия, радости, тепла, любви и счастья всем желаю! С Новым годом!

Беседу вела Ирина Ширинян, «MusicSeasons»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ