Владимир Федосеев и Александр Соколов открывают бюст Д. Д. Шостаковича
Обзор музыкальной жизни в Москве прошлой осенью.
Чем больше холод дует от политики, тем теплее греет музыка. Первая половина нового сезона просверкала гигантский калейдоскоп. Мы восторгались искусством, смеялись, ссорились и снова мирились. И оказались выше всех политических пугалок.
Шостакович таинственный
110. юбилей величайшего композитора «Геликон-опера» отметила его редко звучащими опусами. В сатирической мини-опере «Антиформалистический раек», среди других докладчиков, публично читает нотации и доволен собой «музыковед» Сталин (очень похоже как на фото Дмитрий Скориков).
И все заканчивается канканом сорвавшихся с цепи комсомолок, раскидывающих свои ботинки (режиссер Илья Ильин). И этот «пейзаж после битвы» под страшную музыку «Пассакальи» из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» (дирижер Валерий Кирьянов) становится местом для выполнения цикла «Из еврейской народной поэзии».
Еврейская тема у Шостаковича был вызов безжалостному государства. Не раз в его музыке вдруг отчаянно слышать фрейлахс. В 1944 году закончил оперу своего погибшего на фронте ученика Вениамина Флейшмана «Скрипка Ротшильда». Летом 1948 года композитор отметил на выставке книжку еврейских песен, собранных И. Добрушиным и А. Юдицким (фольклорист Иехезкель Добрушин в 1948 году. был арестован и погиб в лагере).
И Шостакович создает цикл, до исполнения которого, ранящего, проникновенного, обязательно нужны исполнители высочайшего класса, а таких в «Геликоне» много. Ведь это не только 11 песен или романсов — это драматические сцены с трюками, колыбельные, рассказами о необходимости и расставания…
Из театра я пошла в Большой зал консерватории на открытие бюста Шостаковича. Я познакомилась с его внуком Дмитрием Максимовичем, фотохудожником, и правнука — Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, 11 лет отроду. Бледный подросток выглядит на свой своего деда в молодом возрасте: высокий лоб, острый подбородок. И… постоянное смущение.
Потом мы слушали Десятую симфонию в мастерском исполнении Большого симфонического оркестра. Таинственная, почти все, как у Шостаковича, который только что отсюда, с Десятого, посылает нам именно СОУС, ваши зашифрованные монограмма D-eS-C-H… D-eS-C-H…
Дирижер Владимир Федосеев перед концертом сказал мне, что рассматривает эту симфонию, как печаль автора по доброте. Какие своевременные чувство в озлобленном мире!..
Под ветром Моравии
«Лучше иметь мало свободного времени, так что воспоминания не мешает», — заметил как-то Шостакович. Вот и я стараюсь бывать на концертах, впитывать музыку, которая меня поддержать. Иногда сама жизнь идет на встречу. Например, я люблю чешскую музыку. А у нас это только пару хитов, почти не проходит.
И вдруг — вокальные циклы Антонина Дворжака в «Новой опере». Да еще на чешском языке! Он не легкий, но это родной язык автора.
Пианисты Татьяна Сотникова и Михаил Сегельман разучили с солистами театра «Песни о любви» (пела Екатерина Миронычева), созданные в США «Библейские песни» (Артем Гарнов), «Цыганские мелодии» (Георгий Фараджев) и дивной красоты «Моравские дуэты» (Виктория Шевцова и Анна Синицына).
Музыкальные деликатесы преподносились с такой любовью, что просто диву даешься: а что, собственно, мешает художникам чаще петь эту яркую, от сердца через музыку? В нее можно положить столько личного — от простого восхищенья природой для молитвенных обращений к небу!
В конце концов, оба пианиста играли в четыре руки ми-бемоль минор «Славянский танец» Дворжака, признанного залом сразу. И зажег в глазах слушателей особую искру, как будто долетевшую от костра, каких-то пастухов на зеленые пространства Моравии… поэтому приятно уносит фантазия в холодные дни под музыку расчудесного Дворжака!
«Yamaha» с чудесами в решете
В московском центре «Yamaha» провели более необычные мастер-классы. Представьте себе: фортепиано в Нью-Йорке, в отеле royal в Москве, экран видео. Все, что происходит на одном инструменте, синхронно воспроизводится на другом — на другой стороне океана. Но как! На фортепиано перед вами молоточки бьют по струнам; сами себе, как в мультфильмах, нажимаемые клавиши; ходит вверх и вниз на педаль, как будто на нем играет человек-невидимка. Страшно даже как-то. При этом прекрасно сохраняются все качества игры музыкантов из-за океана.
Какие возможны трансляции с каждого континента! Как говаривали наши бабушки, чудеса в решете.
Но было что-то интересное. С российскими студентами, находящимися в московском центре, из Америки работал Byron Janis — кажется, последний оставшийся в живых ученик Розины Левиной, в 1958 году, предъявившей миру Вэна Клайберна.
Левин-Бесси училась у великого русского пианиста, дирижера, педагога Василия Ильича Сафонова (1952-1918), и было очень любопытно посмотреть, что осталось в подлунном мире от легендарной русской фортепианной школы.
Дженис родилась в США в семье Янкелевичей — эмигрантов из России. Владимир Горовиц, услышав его в 1943 году, предложил ему свои занятия. Сегодня 88-летняя Дженис, как вы можете видеть по рукам, страдающие от артрита, виден жесткий корсет под костюмом.
Тем не менее, он бодро корил наших мальчиков за то, что терпит наши современные консерватории: за неумение объединить четыре ноты на одной линии (потому что это сначала надо сделать в голове!), за глупые ненужные акценты, из-за отсутствия выразительной интонации. По тонким замечаниям мэтра можно было убедиться, что игра наших пианистов (играть на фортепиано перед ним в Нью-Йорке «человек-невидимка») донесена до него в мельчайших деталях.
См. также:Большой театр. Эпизоды из истории
Есть вопрос, у кого бы он сам взял на вооружение такой технологии, и Байрон, немного подумав, ответил: у Рахманинова.
Такой красивый кусок стали музыкальной древности неожиданно представил нам «Yamaha».
Татьяну признали не сразу
Как всегда интересно, на консерваторском фестиваля «Московский форум»! Там можно сидеть с утра до вечера, перебиваясь студенческих перекусом. С утра — выступления и переговоры, вечером — на три концерта подряд!
Этот фестиваль целиком и полностью посвящен современной музыке, дорога, которая до слушателя не легко.
Уже первая программа сделал честь для каждого международного форума: «Гимн для восьми виолончелей» Эдисона Денисова, «Пилигримы» Губайдулиной и двух только что найденных неизвестных кубики из оперы «Нос» Шостаковича, а это уже мировая сенсация.
Сама конференция была посвящена теме восприятия новой музыки от Чайковского до наших дней. И что? Получается, что опера «Евгений Онегин» при жизни Чайковского в начале казалось, певцов слишком сложно для исполнения и мало согласуется для восприятия. Когда ее поставили в Большом театре, наибольший успех имели… комические куплеты Трике!
А сцена письма Татьяны не произвела впечатления «из-за затянутости». А Онегину — Павлу Хохлову в арии пришлось добавить верхние f, чтобы сорвать какие-то аплодисменты…
Это отказ от новой музыки всегда было, что можно сделать.
В другом зале молодые композиторы жаловался, что у нас мало проходит, новых произведений. Но я не согласен. На «Форуме» за 4 дня сыграли 40, что не на современных позиций; затем в Филармонии пошел фестиваль «Другое пространство» — 10 концертов в течение пяти дней; и так там уже 38-я «Московская осень», где премьер-министр всегда минимум двести! Вход свободный. Только здесь, в зале никогда не вижу этих молодых композиторов. Видимо, еще в том счастливом возрасте, когда упиваешься только собственной гениальностью.
Дорогие мои далее
«Вы меня похищаете?» — с удивлением поет красивая девушка.
«Похищает любовь!» — отвечает ей пылкий влюбленный…
Неудивительно, что объявления давно кричали: «Самая ожидаемая премьера Большого театра!» Как правило, реклама нещадно подвирает, но здесь речь шла об опере «Манон Леско» Пуччини, с Анной Нетребко в заглавной роли в постановке Адольфа Шапиро.
Удивительно, что самые большие (я помню, например, во время пресс-конференции Мэрил Стрип или Монтсеррат Кабалье) с журналистами ведут себя просто, изображением не беспокоиться. Анна вышла на пресс-конференции перед премьерой в черном брючном костюме, скромно причесанная, она ответила без жеманства.
К ужасу директора Большого театра, сразу сказала, отвергая никакой дипломатии:
«Акустика Большого сложная. Когда Юсифом в первый раз вышли на сцену — охрипли оба. Потом привыкли».
– Не пугают вас сцены, связанные со смертью своих героинь?
– Я пою это спокойно. И я даже знаю певиц, которые это любят. Но я — нет. Я, конечно, вхожу в положение, у меня стресс, это отражается на организме.
– Что труднее: умереть, как Манон Леско, или жить, как Татьяна Ларина?
«Трудно хорошо спеть»,
— без колебаний, тихо произносит Нетребко, остроумно предупреждая от чрезмерного идентификации художника с его героями.
И вот, спустя несколько явных неудач Большого театра на Исторической сцене появился, быть может, алмаз.
Сценография Марии Трегубовой необычные. Многих раздражила гигантская сидит на сцене кукла, почти милая, наблюдающая за беспечным поведением Манон в дом банкира. Кукла стреляет глупо круглыми глазищами и медленно качает головой, в смущении отвернувшись от сцены любовной…
Преувеличение, скажете. Да, намеренно, но только в начале. Постепенно обстановка как будто иссушается, и до конца остается голая сцена — пустыня где-то в Америке, где ссылается Манон. Из глубины на зрителя без сил идут два беглеца — студент-горемыка, и красивая, и тупая, попали в безысходный переплет. И это, как памятник достоинство маленького человека, его подлинные чувства.
Все последнее действие — тяжелое испытание для певцов-артистов. Голоса гаснут, а интенсивность переживаний полностью увеличивается. Но в равной степени прочный и Анна Нетребко с Юсифом Эйвазовым, и пара второго состава — Айноа Артета и Риккардо Масси.
Итальянский дирижер Ядер Биньямини весь вечер играл держал в своей власти оркестр, который звучал как-то страстно, надрывая нам душу, он с изумляющей нежностью и прозрачностью. Звуки оркестра, как будто ткались в воздухе спектакля, обеспечивая певцов условия наибольшего комфорта.
С комком в горле из-за симпатии к какому-то, казалось бы, далеких от меня молодым разгильдяям XVIII века в доме сразу же бросилась искать на пыльной полке книгу аббат Прево. И с дня на три захватила меня полностью из жизни их любовь.
Наталья Зимянина, «Алеф»
Редакция «Classicalmusicnews.ru» поздравляет Наталью Зимянину с получением награды от Международного союза музыкальных деятелей — медали «За выдающийся вклад в развитие музыкального искусства».
Об авторе