Валерий Халилов: «Духовой оркестр просто не может играть плохую музыку!»

Автор:Аида Воробьёвa

Валерий Халилов: «Духовой оркестр просто не может играть плохую музыку!»

Валерий Халилов

На борту разбился сегодня ту-154 находился Валерий Халилов, главный военный дирижер России, руководитель ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, который возглавлял с составом команды для организации карт новогодних мероприятий на территории авиабазы Хмеймим.

Это отрывки из нескольких интервью, Валерий Михайлович Халилов – о детстве, профессии и вере в Бога.

По поводу крещения и веры

Меня крестили в четыре года. Я вырос в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, и это не просто благочестивая, как все старушки, в те времена, а верующая глубоко, искренне. Часто она говорила мне: «Внучек, не нами дела, мы не должны ссылаться на», потому что Православие и церковная жизнь, мне казалось чем-то совершенно органическим, активным и правильным.

Деревянная часовня, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и в праздники все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседней деревне. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя был маленький: леса наши замечательные, владимирские… поляны клубника, маковки церквушек. Даже сама российская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь, по крайней мере, как часть русской духовной культуры — я вообще не понимаю!

***

Он был дородный, честно говорю, это сейчас я такая худая. В общем, я был такой злой, толстенький, уже был, так сказать, сознательный человек. Отец был коммунистом, и мама, используя такую возможность, что отец работал, а я был в деревне, то бабушка говорит: «Иди, пока не имеет отца».

Но папа не то, что он был против, но знаете, как в те времена? Он был офицером, дирижером он был, как и мой брат, дирижер, и племянник в Севастополе теперь дирижер, кстати. Так, может быть, из-за того, что мама опасалась, если узнают, у отца, может что-то сделать. Короче говоря, меня крестили.

Валерий Халилов: «Я горжусь его оркестром, когда нас принимают с энтузиазмом»

Именно этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крещение. Посадили меня на двор, на дворе, у нас есть деревянный и двор перед избой. В миске жареные с холодной водой. Ну, как это? Отец наклонился надо мной, и я был здоровым таким парнем, а я вцепился ему в бороду. Знаете, как это… Попа за бороду.

Я был крещен в четыре года, а когда в сенях спал, у меня над головой была картина. Не помню, что там было много святых людей на этом фото, но меня это каждый «выход», как теперь военным языком говорят мне, сопровождал это изображение. Когда он ложился спать, мальчик, довольно, что в деревне в этой палате.

Потом она исчезла, потому что были такие часы, когда ходили, собирали картины, иконы. А у нас деревня без охраны, просто взломали и много икон во многих наших, в городе домах, просто… Тогда это было что-то скандал. Эта икона исчезла. Кроме того, у нас такая деревня, такая красивая, такая замечательная, маленькая, такая патриархальная, не верить во что-то там синие это просто невозможно при всей ее красе.

В этой среде я вырос. Все это, как говорится, от Бога. У меня эта русскость, она заключается именно в этой деревне.

Все это побудило меня к вере в Бога. Ну и, кроме того, были случаи, очень интересно… а почему здесь не жил, а потом уже, теперь это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там как раз эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, мне это очень помню.

Мы, молодые люди, мы стоим на подоконниках вокруг церкви, нас полиция туда не пустит. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми, с маленькими – пропускали. Мы можем пойти туда мы не можем, мы молодежь – нас туда не пускают, и я думаю, что то, что они там делают, что они там делают, почему нас не пускают.

Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, и ты это знаешь, свечные, все, кресты, таинство какое-то. Это так заводиться. Вот чем больше запрещено, тем более я там в этом смысле тоже тянуло.Какие-то незамечаемые мелочи, а потом анализируешь: а почему так сделал? Да потому, что эта мелочь на вас повлияла, так что к Богу идет, каждый в свою, конечно, дорогая, и дороги ведут какие-то, может, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знаки? Не знаю. Но это привело, слава Богу!

О выборе профессии

Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И важный военный дирижер племянник, лейтенант, моряк в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семьи династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, и она вошла в Москве военной музыкальной школы. И, честно говоря, регистрируясь, я не понимал, зачем я туда пошел. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого колледжа.

Валерий Халилов

А все, что было присуще военной хранилища бытия: подъем, отбой, зарядка, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения – 7 лет, поступив в 11, закончил в 18 лет. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила меня это обучение, которое я до сих пор пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

О музыке духовной и военной

Я часто думаю о внутреннем характере, казалось бы, противоположных сфер военной и духовной музыки. Ведь военная музыка невероятная сила, и она, вопреки стереотипам, не агрессивная.

Мне больно, когда люди говорят, что выполнение марши — это шаг к милитаризации всей страны. Нужно, как мне кажется, думать категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция также: главная особенность нашей российской, военной музыки — в особом мелодизме, в ее фольклора, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимают классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек, открывая красоту классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с детства?

В душе каждого из нас место, открытая всему высокого и хорошего — открытая соответствующей музыке. А правильной музыкой я называю то, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к лучшим акты творения, создания. И если так называемая «легкая» музыка может служить в качестве ненавязчивого фона, это классика — никогда. Слушать классика — работа души.

Люди во все времена — одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А это значит, что мы должны воспитывать в силу своих способностей. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большой зал Московской консерватории, Концертном зале Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки.

И мы раздавали бесплатные билеты, независимо от того, что все законы коммерции люди как будто охотнее идут на мероприятия, когда купил билет за свои кровно заработанные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить в зале, но у нас люди на ступеньках сидят, только чтобы послушать музыку! И как тогда можно говорить, что современный человек не в состоянии воспринимать классику?

Мы мечтаем отдать духовую музыку для парков, для людей. Потому что люди сегодня особенно не хватает чего-то настоящего… на работе, в доме, и мы стараемся выполнить эту настоятельную потребность музыкой, красивыми мелодиями.

Вот приходит на концерт, типично городской человек: слившийся с городом, не думая о жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к комфортной жизни. И вдруг слышит звуки военного духового оркестра, погружаются в другой мир и… оттаивает. Спроси его в этот момент, о чем он сейчас думает, и скажет тебе: о любви, о детях, о доме, о Боге.

Валерий Халилов

Знаете, я заметил странную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют — и так эта музыка завораживает, даже некоторые звуки передаются плохо. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но каждое время года красиво!

Так же и духовая музыка: сама природа, сама ее дыхание — чистые, просторные. Наверное, именно в этой плоскости военная музыка, или просто классика — и пересекается с духовной жизнью. И я бы очень хотела, чтобы моя работа воспитывала в людях только моральные.

***

У меня шутка такая. Я говорю людям религиозным: «А ты знаешь, у меня есть товарищ, который написал диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства».

Это шутка, но, конечно, на самом деле, и снова я говорю всем об этом: техника развивается, но люди пытаются где в урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что происходит на дорогах – куда ты идешь? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр – это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если игра примитивная, даже ребята играют, любительский оркестр – это те простые мелодии, этот примитивизм даже, в некотором смысле, но подача этих звуков, этих природных, и снова я говорю, на уровне генов заставляет людей слышать.

Вокруг – раз, будет, я не хочу говорить, какие это люди всякие, может быть даже странно, но они идут, потому что, видимо, это наша музыка, это уже каким-то образом влияет на кору головного мозга. Собирают. Даже если плохенько играют – толпа собирается вокруг духового оркестра.

О молитве в военном походе

Скажем, марш «Генерал Милорадович». Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела школы и будучи уже на пенсии он написал книгу «Генерал Милорадович», зная, что я пишу музыку, позвонил мне и говорит: Валера, написать музыку о генерале Милорадовиче, я дам тебе книгу почитать, а ты под впечатлением от этой книги написать марш.

И вот после прочтения этой книги я понял, что судьба этого генерала, совершенно необыкновенная и не только забыты, но и в понятийном смысле-это просто хитрый.

Генерал Милорадович, командуя аарьергардом не позволил противнику в нужное для него время, чтобы встретиться с нашими войсками. Герой войны 1812 года.

В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он пришел на Сенатскую. площадь войска, узнав, начал падать на лицо. И один из декабристов, бывший лейтенант Каховский, видя, что теперь произойдет прорыв в восстании, он вызванный из пистолета в затылок нанес смертельной раны Милорадовичу, от которого он умер.

Так вот, улица Каховского в санкт-Петербурге, а вот улицы Милорадовича не. Да и вообще фамилия Милорадович, была создана после того, как король призвал к себе Храбреновича, его предка, и он сказал: ты мне очень мил своей смелости, вы будете Милорадовичем.

И в этом походе в первый раз я использовал молитву, а музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога не имеет. А если послушать марш внимательно, можно представить себе и светская жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, а возвращение этих российских солдат. Все это с хором.

***

Кстати, в марше, в нашем российском и советском, это в первый раз – введение молитвы в марш. Это я сделал на основе того образа, который мне деньги сам генерал Милорадович, потому что он был, безусловно, православным, верующим человеком, и потому, что войска уходят на поле боя, это всегда было богослужение.

Так вот эта молитва я сделал – я в Евангелии с помощью верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как правило, делают музыку. Ты услышишь эту молитву в середине шествия. А потом вы услышите триумфальное шествие, возвращение под салют наших войск с поля боя, и снова, чтобы услышать первую часть, вновь вернуться к общественной жизни. Это в течение, не знаю, по-моему, пять или четыре с половиной минуты, перед Собой вы видите жизнь, как бы этого славного генерала Милорадовича.

Это марш, марш, я написал. Нет в нем ничего такого плохого, касаемого, как говорят, извините за выражение, обуви – не бывает. Это очень такой светский, очень хороший, мне кажется, марш. Его, кстати, многих дирижеров полюбили и часто выполняют, хотя и трудно.

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/Valeriy-Halilov-Marsh-General-Miloradovich.mp3О военных музыкантов России

Наша страна единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За рубежом ими становятся люди, которые уже имеют высшее музыкальное образование и последних экзаменов по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов.

Сначала среднее образование — Московское военно-музыкальная школа принимает девятиклассников, после окончания они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает вам специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри.

Приходит в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно влияет на способности наших оркестров. Например, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов на память играют около 40 песен. Иностранцы удивляются синхронности и красоту выполнения.

Валерий Михайлович Халилов – начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, народный артист Рф, генерал-лейтенант.

Родился в семье военного дирижера. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московское военно-музыкальной школы (в настоящее время Московское военно-музыкальная школа) и Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени Чайковского. После окончания учебы был назначен военным дирижером оркестра Пушкинского высшего военного коллектива школы радиоэлектроники противовоздушной ОБОРОНЫ.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – был преподавателем кафедрой дирижирования Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переехал в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где он служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера, заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года на 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации – главный дирижер.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Валерий Халилов – руководитель музыкальный следующих международных военно-музыкальных фестивалей, как «Спасская башня» (Москва), «Амурские волны» (Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России. Его творчество, как композитора, в основном, связанные с видами оркестр оркестровой, хоровой, вокальной и камерно–инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, северной кореи, Ливана, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Трагически погиб 25 декабря 2016 года. в результате авиакатастрофы самолета ту-154 RA-85572 Министерства обороны России, направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирии.

На основе материалов: Фома, Московский комсомолец, газета «Культура», радио «Вера»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ