Валерий Афанасьев дал второй концерт в Москве

Автор:Аида Воробьёвa

Валерий Афанасьев дал второй концерт в Москве

Валерий Афанасьев

Валерий Афанасьев – давно уже французский пианист, живущий сейчас в Бельгии, – 25 февраля 2016 года, сыграл в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского концерт Моцарта № 27 для фортепиано с оркестром b-dur Kv 595.

Аккомпанировал ему Госоркестр России им. Е. Ф. Светланова под управлением латвийского дирижера Андриса Поги.

Свое выступление, как и сольный концерт 22 февраля в зале «Филармония-2», Валерий Афанасьев посвятил 100-летию со дня рождения мастера Эмиля Гилельса.

Во втором отделении прозвучала симфония № 4 Иоганнеса Брамса. Интересен был весь концерт.

Осуществлением 27-го концерта Моцарта Валерий Афанасьев подтвердил свои возможности удивлять слушателей неординарностью интерпретации известной классики. Его можно назвать игру экстравагантные, но она не самоцель, а способ познания новых значений известных произведений. И снова, как в клавирабенде 22 февраля 2016, подкупала невероятная свобода ритм его музицирования – не выходящие, однако, за пределы общей формы произведения.

При игре в команде или с оркестром эти рамки жестче, чем в сольном выступлении. Ширина этих рамок, как правило, определяется навыки и – что очень важно – желание дирижера. К сожалению, многие дирижеры хотят настраивать солистов под свой ранжир, не считаясь с тем, что в инструментальных концертах роль солиста, по крайней мере, не уступает роли оркестра, а часто и превосходит их.

В этом смысле тот Факт, Афанасьеву и слушателям очень повезло. Андрис Пога проявил удивительную гибкость и точность в аккомпанементе. Он сразу же ловить все ритмические изыски, предлагаемые солистом.

Со стороны казалось, что дирижер и солист давно знают, что их дуэт разработанные на протяжении многих лет. Но это впечатление оказалось обманчивым. Встреча Афанасьева и Поги была первой и вылилась только две попытки. Высокий профессионализм показал и оркестр, очень тщательно подхватывавший советы руки дирижера.

В рецензии на клавирабенд Афанасьева 22 февраля 2016 я уже писал о его волшебной способностью влиять на время. Это было слышно и в 27-м концерте Моцарта. Но максимальный эффект этот проявился в исполненной на бис Фантазия ре-минор K 397 Моцарт.

См. также:Андрей Ярошинский исполнил для челябинцев произведения Шопена, Листа и Рахманинова

Возникло впечатление почти полной остановки времени. Этому способствовал очень медленными темпами – как правило, эта фантазия длится шесть минут, Афанасьева около семи минут. На таком коротком отрезке времени увеличение времени на минуту очень четко. Увеличили длительность, в основном, паузы между предложениями. Казалось, что Афанасьев разобраны фантазию на отдельные фразы, и во время этих перерывов Афанасьев или пальцами, пальцами каждую музыкальную фразу, или видел ее, прежде чем вставить в нужное место в тексте.

Вероятно, у любого другого пианиста такой темп и бесконечные остановки были бы не только скуку. У Афанасьева они служили накопление внутренних напряжений всей Фантазии.

Для меня эта Фантазия Моцарта была самым ярким впечатлением двух вечеров Валерия Афанасьева.

Во втором отделении концерта 25 февраля Госоркестр им. Е. Ф. Светланова под управлением Андриса Поги отлично исполнил Четвертую симфонию Иоганнеса Брамса.

Московские слушатели познакомились с Андрисом Погой 2 апреля 2015 года, когда он выступил с Лозаннским камерным оркестром на закрытии VI Фестиваля Ростроповича. Пога – единственный лауреат первой премии Международного конкурса дирижеров им. Евгения Светланова в Монпелье 2010 года. (в другие годы проведения этого конкурса первая премия не присуждалась).

Был ассистентом дирижера в Бостонском симфоническом оркестре и Оркестре де Пари. С 2013 года Андрис Пога – главный дирижер Латвийского национального симфонического оркестра.

Выполнения им Четвертой симфонии Брамса было совершенно виде. Она не делится на части, а звучал как один, внутренне устойчивое целое.

Симфония воспринималась как мощный поток – близко к реке Дунай, на которой находится Вена. Дирижера удалось отлично передать широкий вдох, высокое качество симфоническому творчеству Брамса. Очень удачны и сбалансированы были все темпы.

Отлично показал себя в симфонии Брамса Госоркестр, прекрасно сбалансированным в группах. Особо стоит отметить отличное звучание струнных инструментов и невероятно чистый звук медных духовых инструментов.

Размер Четвертая симфония Брамса монументальна, но это сорок три минуты пролетели незаметно, так Андрис Пога и Госоркестр им. Светланова владение вниманием зала.

См. также:визитная Карточка Одессы празднует свое 125-летие

Владимир Ойвин

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ