В Связи композиторов торжествует «Красота»

Автор:Аида Воробьёвa

В Связи композиторов торжествует «Красота»

Настасья Хрущева исполнил сольную партию в своем искусстве. Фотографии Алиса Егорова

Симфоническая музыка молодых авторов услышали в четырех городах России.

Осень в Москве для любителей современной музыки мы урожайной.

После насыщенного «Московском форуме» (четырехдневный концертно-просветительский марафон в консерватории) филармония проведет фестиваль «Другое пространство», который войдет в историю рекордным количеством премьер культовых европейских музыка второй половины ХХ и начала XXI века.

Свой скромный вклад в этот процесс внес финальный концерт Фестиваля симфонической музыки молодых композиторов России – свежая инициатива Союза композиторов.

Все давно привыкли, что в этом ньюсмейкеров Союз композиторов не значится. Традиционный фестиваль Московского союза «Московская осень», хотя и открыт для общественности, не первый год проводится в формате «для своих», чему виной как его афиша, как и отсутствие попыток взаимодействия с внешним миром. Больших концертов симфонических там не было больше, чем пять лет.

С приходом на должность председателя Российского союза Рашида Калимуллина дальше задвигалась союзная молодежь, которая с 2009 года стимулировать к творческой деятельности композитор Ярослав Судзиловский.

Результатом первого года работы с новым руководством и стал всероссийский фестиваль симфонической музыки молодых композиторов России. Его география охватывает четыре города – Ярославль, Казань, Красноярск и Москву, что довольно много, учитывая, каких сил и средств стоит проведение любого концерта.

В конце концов, 23 композитора в возрасте до 35 лет имели возможность услышать свои партитуры симфонические, что в большинстве такие годы, как правило, можно только один раз – на выпускном экзамене по композиции в университете. Вот и удивляйся потом, что мало кто умеет писать и пишет для оркестра, потому что сочинять в стол очень грустно и совершенно не практично. И если камерную музыку мы слышим регулярно, symphony форум удалось организовать только при поддержке союза.

Для заключительного концерта в зале музея а. с. Пушкина (литературном, а не ГМИИ) из группы молодых авторов, связанных с европейской выбрали действительно достойных.

Самый успешный на симфоническом области – Эльмир Низамов из Казани, востребованных в стране композитор, резидент Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, которому покровительство дирижера Александра Сладковского дало возможность реальной работы в больших форматах.

Его пьеса «Корабль-призрак» по всем параметрам удовлетворяет в полном объеме популистские художественной политике команды, но сделано профессионально и впечатляет размахом – можно с уверенностью сказать, что одним современным хитом в репертуаре оркестра было больше.

На понятном для широкого слушателя языке говорит и Роман Цыпышев из Екатеринбурга. Его «Триллер-концерт для оркестра и поющего пианиста смотрит в сторону музыки, кино, даром, что название части диптиха были взяты из сериала «Секретные материалы».

Но как наивны сегодня многие темы, популярной в 90-х годах телеэпопеи, в значительной степени наивна и искусство урал композитора, однако, в способности эффективно и правильно обращаться с оркестром, и ему не откажешь.

Иван Абрамов, интересный композитор из Санкт-Петербурга, известный более традиционной части сообщества, участием в фестивале «От авангарда до наших дней», а более радикальная – музыки к спектаклям Мастерской Новой сцены Александринского театра.

С театральным жанром связано и его эссе – вступление к опере «Гимны Вавилон», где современное интернет-сообщество, кажется, автору новым Вавилоном, – заставило вспомнить культовые оперные опусы американских минималистов. Правда, не очень понимаю, зачем выбирать столь сильных соперников, потому что сравнение в этом случае неизбежно.

Московский композитор Ян Писаревский, человек в высшей степени профессиональный и активный, как правило, не ждет милостей от природы: в консерватории, который только что закончился, создал ансамбль современной музыки Mixtum Compositum, вместе с котором выполняет работы коллег, а также имеет возможность совершенствовать собственные опусы.

См. также:Рашид Калимуллин был председателем Союза композиторов России

К сожалению, многие прелести тщательно разработанные партитуры «Deja vu» для терменвокса с оркестром, сидя в гулкой акустике зала, но соло Олеся Ростовская – терменвокс, где звуки появляются буквально из воздуха, будучи в состоянии создать ощущение мистического присутствия чего-то необъяснимого – помогло собрать форму и передать суть замысла.

Но проблема была не в одной акустике. Симфонический оркестр радио «Орфей», который в этот вечер вел Андрей Яковлев, – не слишком опытный интерпретатор современной музыки. Помимо опыта, кажется, не имеет желания разбираться в этом странном, сложном, неудобном материале.

Но это, по-видимому, в то время как доля молодых композиторов в наших краях, даже если на выпускном экзамене в Московской консерватории симфонические дипломы композиторов исполняет оркестр Министерства обороны – это нарочно не придумаешь. Однако нельзя не отметить, что эта команда каждый год осыпаемый проклятьями авторов, уже попривык, и на самом деле заслужил себе место в том числе опытных исполнителей новой музыки.

В свете этой проблемы разумнее всего выбрать священных подошла Настасья Хрущева – в принципе, главный герой концерта. Живет в Петербурге, работает в Мариинском театре несколько мощных и оригинальных планов, много работает в драматическом театре (в том числе в последних спектаклей – «Фунт мяса» в БДТ) и пишет совершенно не похожую музыку.

Ее «Красота» для голоса с оркестром принесла то, что ты идешь на встречу с каждым современным искусством, – встретить художника с собственным лицом, которое возникнет в тебе миллион мыслей, оставит вас в замешательстве.

«Красота должна уязвлять»,

– говорит Настасья, и ей это удается.

Она отвечает на вопросы, разгоревшейся после концерта дискуссии в Интернете о том, как важно для новой музыки, собственно, новизна музыкального языка. Если разобрать на кости – все в этой игре, кажется, просто: и трехсоставный текст (лапидарный манифест о красоте Александра Артемова – Дмитрия Юшкова, пара четверостиший лидера группы «Оргазм Нострадамуса» Алексея Фишева и наивные стихи Владимира Антипова), и музыка.

По своему усмотрению, Настасья, которые прошли этап увлечения новой сложности, теперь экспериментирует в области новой простоты и ищет красоту в штампах. Но это простое «Красота» обезоружила всех, даже оркестра, которые в начале насмешливо переглядывались, а уже в середине тихо, и они сделали все (ну, почти все).

Из-за обстоятельств соло придется самой Настасье, но это было очень символично:

«Я, Я, Я – Красота. Я-уникальное явление природы. <…> И к тебе у меня только два предложения: первое – быть со мной и стать частью меня, второе – тотальное беспощадное разрушение».

Это удивительно, как сильная внутренняя воля этой маленькой, хрупкой девушки, и как именно искусство отражает личность ее музыки: бескомпромиссная и безжалостная красавица, которая просто берет тебя в плен и не отпускает, даже если ты этого не хочешь.

А разве не в этом заключается один из главных свойств этого искусства?

Наталья Сурнина, «Независимая газета»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ