Был художник Нидерландского театра танца Селия Амад показала свою работу «Путь паломника». Фото – Стас Левшин
В его программе встретились дебютанты и мощностей.
Фестиваль Open Look, в последнее время обосновавшийся на Новой сцене Александринского театра, на 10 дней превращается в территорию современного танца.
День здесь репетируют, вечер, посвященный спектаклей. Иногда получается пять-шесть, перетекающих один в другой, от почти лабораторных штудий по перформанса в открытых пространствах театра для спектаклей зарубежных ньюсмейкеров.
Open Look с 1999 года. создается медленно и трудно. Его развитие отражает не только сложный путь всего российского contemporary dance. Санкт-петербург, гордящийся своим лидерством в классическом балете, долго не хотел смириться с самим фактом рождения «младшего брата», при приближении к современного танца со своими размерами, своим авторитетом и силой подавляя любые проявления индивидуальности нового жанра.
Open Look, были созданы в образовательных целях, и много лет провел в заповеднике, он выглядел на флоте, отстреливающимся до последнего патрона.
Можно ли сказать, что 18-летняя борьба закончилась, и фестиваль вышел из нее победителем? В последние годы Open Look образуют сложную структуру, отражающую способ его сосуществования с традициями. В сферу его внимания попадает практически каждый, кто проявляет в санкт-Петербурге интерес к contemporary dance. Это не всегда оптимально для программ, часть из которых заполняется с ученическими работами. Но малоопытные хореографы и танцоры получают возможность на себе почувствовать силу таких гигантов, как Нидерландский театр танца – II (НК), приезжавший в прошлом году, и увидеть их работу вблизи.
Open Look и создает условия и пространство для дискуссий о процессах, идущих в современном танце. Если считать почти 30 спектаклей из программы, то обращает на себя внимание то, что они эстетически красивые – их объединяет эстетику, элегантность формы, хорошая хореографическая подготовка танцоров, что не всегда является решающим фактором в contemporary dance.
Отличалось и проекты молодого хореографа Ксении Михеевой, созданные для петербургской компании «Каннон данс», а также перформанс «приЛЕСтницы» до 17 танцовщиц, обыгрывающий лестницы Новой сцены Александринки, и постановка «Путь паломника», созданная бывшим танцором НК Селией Амад и музыкант Марко Сантос, и даже «На краю времени» Кари Хоааса для квинтета брутальных норвежских мужчин.
См. также На телеканал «Россия» послания приходят с откликами на кончину Святослава Бэлзы
Эта постановка, на первый взгляд, погружающая в атмосферу мрака и отчаяния, тьмы, отсутствия цвета и, кажется, воздуха, открывает собственный салон красоты – в ритуальности отношений, сила эмоций и, собственно, пластической красоте, которая смягчает даже насилие.
Особым событием фестиваля Open Look стал спектакль «Признак», созданный в сотрудничестве испанского танцовщика Хавьера Мартина и композитора и пианиста Олега Каравайчука. Этот проект родился год назад, и сразу был показан в посольстве сша в Испании. За две недели до петербургского отображения Каравайчука не случилось, но спектакль было решено не менять.
Танцор, который имеет в бэкграунде профессия физика и обучение в испанских классических танцев, превратился в часовой спектакль в метафизическое путешествие, сеанс в визуализации памяти. Его пластика, в которой особую мягкость фламенко и его четкий ритм в сочетании с спонтанность современного танца. Двигался под странный ломающийся ритм, сохраняя при этом беспристрастность в его изменениях, гибкая в ответ на него.
В том представлении, в котором они были, и курение ладана, и внезапное распахивание окон, и утопающие в молоке белых ночей петербургские крыши, импровизационность танца оказалась плотно насаженной на фонограмму музыки, теперь принять окончательную форму. И питерский Open Look сочетает в себе спонтанность сегодняшнего дня с петербургской природой, стремящейся к совершенству и вечности.
Анна Галайда, «Ведомости»
Об авторе