В потоке музыки. Памяти Олега Каравайчука

Автор:Аида Воробьёвa

В потоке музыки. Памяти Олега Каравайчука

Олег Каравайчук. Фото: Юрий Белинский

Мифов о нем, о человеке не от мира сего, очень много. Фактов – гораздо меньше. Мы выбрали несколько, но гарантию, что все правда, в случае с Каравайчуком и так никто не даст.

Вундеркинд

«Я внутри очень мальчик, я чувствую, я не чувствую прожитых лет, а, наоборот, как это молодею», – говорил он в одном из последних интервью вечный питер Пэн – Олег Каравайчук. Играл на фортепиано с раннего детства. А когда в возрасте 5 лет он сочинил первую элегию, отец крикнул: «Ты-композитор!» Рассказывают, что в 7 лет Олег Каравайчук выступал перед вождем народов Иосифом Сталиным, и этот концерт спас его от папы лагерей. В консерватории же возник конфликт интересов: профессор учил его играть «как должно быть», а он играл «как чувствовал». Позже он сказал, что да, как учить, вообще не может быть. Чему может научиться абсолют?

Музыка в фильме

После одного из концертов в начале 60-х годов его выступления запрещено на три десятка лет. Единственный путь к жизни – музыка в фильме, как и у другого непризнанного композитора Альфреда Шнитке.

Олег Каравайчук написал музыку почти к 200 конструкций. Часто к нему обращались, чтобы спасти банальный ленты – саундтрек заставил смотреть фильм до конца. А то, что его музыка делала из шедевров кино! О трек к фильму Киры Муратовой «Долгие проводы» Каравайчук говорил: «мне с Богом явилась. Я просто сел и все сыграл. Музыка уже готова. Я так пишу».

Деконструктор

Он был единственным человеком, которому разрешено играть на рояле Николая II в Эрмитаже. А Каравайчуку, одно из главных преимуществ этого Шредера в том, что он нервничает. Это придавало его музыке божественную личность. Для этого каждый, самый заезженный репертуар звучит на расстроенном инструменте, с уникальной интонацией пьяной развязности… А банальную музыку Олег Каравайчук не любил и делал сознательного деконструкцией банальности.

Акционизм

Каждый концерт Олега Каравайчука превращалось в перформанс. Если вы не отменили концерт, это могло произойти в положении лежа или с наволочкой на голове. Уточнили, что он сверхвиртуоз, а простота игры люди обычно принимают за артистизм. Но важно, чтобы не представляют художника, а чистые ноты. Потому что и наволочка.

Однако безартистичный Каравайчук с удовольствием ставил перформанс на стыке музыки и танца. Сам в них участвовал. «Я не чудак, абсолютно. Просто я постоянно пишу. Естественно, на улице, я кажусь немного странным, у меня полиция при советской власти постоянно спрашивали документы. А я просто в данный момент я работаю».

См. также:Новые образовательные стандарты грозят оставить страну без музыкантовГармония

Олег Каравайчук секунду находился в потоке звуков. Он был воплощенной стихией музыки. Он сказал, что ведет «спонтанный момент непрерывной сочинительскости. Без сознания, без работы». Например, какую музыку он слышал в этот момент, зацепившись режиссером Андресом Дуке?

Каравайчук много рассказывал о большой проблема: в Комарове, где он жил, «постоянно-лезвие грохочет железная дорога… Даже во сне ее слышу. Вынужден сочинять к этому гудению, под снг. Не надо бежать от Комаров! Но как я буду ходить в Эрмитаж?»

Канал «Культура»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ