Светлая неделя XIV Московского Пасхального фестиваля открылась экстраординарное событие — столичной премьера оперы Р. Щедрина «Левша» на сцене московской филармонии.
В Концертный зал им. Чайковского музыканты оркестра Мариинского театра пришли сразу после приезда из московского государственного университета, где во второй половине дня приняли участие в симфоническом концерте из произведений игоря Стравинского и П. Чайковского.
«Левша» — одна из загадочных партитуры Родиона Щедрина, вдохновленная бессмертным сюжетом романа H. Лескова. Мировая премьера произведения состоялась летом 2013 года в рамках международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей». Этап воплощение этого спектакля осуществили: режиссер — Алексей Степанюк и художник-постановщик — Александр Орлов.
Опера была написана Родионом Щедриным специально для второй сцены Мариинского театра и посвящена 60-летию Валерия Гергиева. Кстати, монограмма имени дирижера зашифрована в аккуратный сплетении музыкальной ткани сочинения.
Валерий Гергиев:
«Левша» — величайшее произведение новейшей русской музыки: мне кажется, благодаря уникальной музыки особенности — блестящий оркестр, солидный хоровые и сольные партии, а также опора на мощную российскую литературную сокровищницу. И это не первый призыв Родиона Щедрина к творчеству Николая Лескова, так же как и его старших современников Дмитрия Шостаковича. Все это вместе, надеюсь, делает перспективы нашей работы самые замечательные и перспективные.
Я хочу, чтобы не одно поколение певцов Мариинского театра обращается к данным ролям. Я считаю, что хорошо они сделали, опираясь на собственное убеждение, что невозможно без современных сделать современную историю театра, причем любого театра, тем более такого, как Мариинский. Театр создают лидеры! И премьер-лидер лидеров-это автор — Композитор. Я очень рад, что музыку «Left» сейчас услышала и московская аудитория».
«Левша» вместе с «Очарованным чужой» и хоровой литургии «Запечатленный ангел» стал третьим партитурой Родиона Щедрина, в котором обратился к творчеству любимого им Николая Лескова. Композитор стремился максимально выпуклые передать характеры главных героев оперы-притчи.
Родион Щедрин:
«Левша» — самая известная повесть Николая Лескова. В России знают все. Сочинение предоставляет богатейший материал для оперного сюжета. Уже сама сюжетная линия повествования — гротесковое преувеличение. Что это? Библейская притча, ярмарочный балаганный миф, эпическое повествование?.. Яркие, сочные, контрастные характеры. Русские цари Александр I И Николай I, Зимний дворец, английский королевский двор. Буффонада и трагедия. Смех сквозь слезы…
А если заглянуть чуть глубже, то очевидно, художественное сочетание двух форм существования рациональной британской и иррациональной русской».
В своей опере-притче, в сказе о тульском косом Левше, Родион Щедрин бегут и написал либретто, в котором не раз использовал лексикон Лескова, в частности, такие словообразования как: «мелкоскоп» (т. е. «микроскоп»), или «тугамент» (в переводе на современный язык — документ).
Фабулу сюжета дополняют специально введенный композитором ряд женских персонажей: английские невесты Левши, блондинки и брюнетки — разговорный женщины (солисты оперы и миманса театра), а также Блох, элегантный и комичная Кристина Алиева (колоратурное сопрано).
Левша — пистолет дел мастер превзошел английских мастеров: он сумел обуви небольшой стальную блоху, но судьба не уготовила счастья главного героя. Гений оказался не нужен в своей стране — потому и умер.
В партии Left выступил тенор Андрей Попов — блестящий характерный герой. Художник испытывает особое сочувствие и чувствительность для вашего героя.
Андрей Попов:
«Левша — совершенно русский характер, стереотип русской души. Это произведение и создан для того, чтобы вести куда-то зрителя, поэтому это имеет такой духовным ориентиром. Мне очень приятно, что Родион Щедрин написал специально для меня эту удивительную вечеринку, наполненную духовным смыслом. Левша — тонко чувствует и глубокая натура, русский гений и талант.
Если в предыдущих ролях я играл простых русских мужчин (кучера Селифана в «Мертвых душах», Магнетизера в «Очарованном страннике»), то здесь профессионально, нужно было сыграть роль гения, который создал шедевр».
Родион Щедрин остался в восторге от работы с маэстро Валерием Гергиевым и труппой Мариинки. Композитор вместе с женой, блестящий дизайн и Майей Плисецкой присутствовали на московской премьере «Левши».
Родион Щедрин:
«Артисты Мариинки отнеслись очень внимательно к работе. Весь коллектив — хор, солисты, оркестр и, конечно, сам Гергиев — абсолютный феномен! Мне довелось работать с хорошими дирижерами в своей жизни, однако Валерий Гергиев захватывает результат быстрее всех, буквально вдруг, он все понимает — драматизм произведения, как это все сбалансировать. В общем, я очень рад, что Валерий Гергиев вложил в свою музыку много сил, своего великого гения».
Расширенный состав оркестра Родион Щедрин добавил такие инструменты, как дудук, клавесин, жалейки, домры и баян.
Партитура композиции изобилует языком универсальным и широким спектром цветовых средств. Щедрин, не меняя собственного стиля, находится в русле минимализма, эстетики, неразрывно связанной с архаикой русского фольклора.
Оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым доволен мобильностью и ярким звучанием. Хочу отметить особую концентрацию внимания дирижера в сложной партитуры Родиона Щедрина. В одной из оркестровых интерлюдий, которые выполняют роль комплексного развития действия оперы «Куйка аглицкой блохи на русский лад» — стереофонический эффект достижения устойчивого баланса между хором и оркестром.
Два мира присутствуют и в душе же Левой рукой. С одной стороны он талантливый механик-самоучка, а с другой-его внутренняя сущность рвется на российские просторы. Левше мал и неуютен искусственный мир английского торгового.
Отмечу также отличную вокальную и актерскую работу исполнителей, занятых в концертной версии «Left»: Эдуарда Клеммы в роли лихие воины Атамана Платова; Владимира Мороза в партии российских монархов Александра I и Николая I; экстравагантные Марии Максаковой в роли Принцессы Шарлотты, дочери английского короля Георга III.
В финальной сцене оперы mass Левшей иллюстрирует молитвы хор. Родион Щедрин вводит духовные тексты русских православных песен, как мерцание вечного света через призму истории.
Публика очень тепло и доброжелательно приняла новое произведение Родиона Щедрина, устроив артистам продолжительную овацию.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru
Об авторе