В Москве открылся оперный фестиваль Динары Алиевой

Автор:Аида Воробьёвa

В Москве открылся оперный фестиваль Динары Алиевой

Динара Алиева

Почти сто лет назад — 27 марта 1917 года в Theatre de l’Opera в Монте-Карло состоялась премьера удивительно и странно оперы Джакомо Пуччини «Ласточка», — о вечном выборе женщины между живой, романтической любви, при которой необходимо жертвовать, или деньгами и статусом, которые дают свободу.

В марте 2015 году «Ласточка» была режиссерским дебютом мексиканский тенор Роландо Виллазона (Вильясона) на сцене Немецкой оперы в Берлине с Динарой Алиевой в титульной партии.

И вот эта «Ласточка» Виллазона (концертный зал), сейчас (7 марта) открыл Второй фестиваль Алиева OperaArt в Большом зале московской консерватории — с тем же составом исполнителей, что был и в Берлине.

Не знаю, как кому, но мне жанр концертного исполнения (тем более, если в акустике БЗК), иногда ближе, чем на пышное пиршество другой оперы: в аскетизме концертной сцены певцы становятся тонкими художниками психологического жанра, здесь каждый значения штрих, каждый поворот головы, полуэмоция — на вес золота, и в «Ласточке» эта внутренняя свобода легко существовать внутри оперы, понимание ее подтекстов, возможность быть одной актерской семьи — появились в москве….

«Ласточка» была играют, а не поют, и изображение уходящей в финале Магды-Алиева с ее неземной «стон ласточки» ярко врезается в память…

Пуччини в свое время с «Ласточкой» достаточно помучился. На самом деле, как до релиза, так и после. Еще в 1913 году некоторую комическую оперу ему заказал Carltheater в Вене; композитор, оттачивая характеры своих персонажей и их мотивации, работал два года.

Я понимаю, что на немецком либретто Альфреда Вильнера и Гейнца Рейхерта (в переводе на итальянский Джузеппе Адами) было особо не разгуляться, потому что действия как такового нет, словесные дуэли-перестрелки: все начинается в Париже, в элегантном салоне известной куртизанки Магды-де-Сиври (Динара Алиева); поэт Прунье (Джованни Андреа, тенор) бросает о — «а в Париже последняя мода — на сентиментальную любовь…».

На сцене БЗК, между тем, находится Российский национальный оркестр, за пультом — молодой дирижер Янис Лиепиньш (служит в Латвийской национальной опере). Это измеряется, это страстное течение музыки из прорыва и длинными духовыми соло, с неожиданными переходами в вальс, танго, чем это было чтение детектива, ни финал которого остается не ясным, ни даже для самих героев — их общая нравственная характеристика (любовь не знает морали)…

И это имеет историческое объяснение, потому что завершение оперы переписывалась же Пуччини не раз: допустим, что в одной из версий, он хотел оставить Магду в одиночестве. Но нет, в нашем случае, бросая любимого Руджеро (Винченцо Костанцо, тенор), Магда возвращается к простившему ее банкира Рамбальдо…

Пуччини мучился и с голосами (уже после показа в Монте-Карло): тот же поэт Прунье у него с тенора превращался в баритон, а затем обратно в тенор; и вот эта «живая кухня» — это чувство постоянной творческой неудовлетворенности, как будто отражение в берлинско-московской премьере в том смысле, что на сцене все проистекало очень естественно, без лишнего флора «оперности», классичности. И никаких дешевых эффектов.

Он был прав Альфред Бруно, говоря, что

«лирика и реализм — это два двигателя, постоянно используемые композитором, извлекающим из этих якобы противоречивых элементов, эффекты удивительной силы и воздействия».

Постановка мало того, что отводит оркестровой начинку приоритетную роль, так еще и очень вкусные визуально — ведь партии главных солистов чередуются с ариями солистов хора (был приглашен большой ансамбль «Мастера хорового пения»), — здесь важно было выдержать столь сложный материал тонально, и хором с этим справился на твердую пятерку, не теряя при этом — повторяю — совместной импровизации атмосферы…

В целом «Ласточка» был первоначально введен в 2015-м на Динару Алиеву, и одно ее появление на проекте, как кажется, оставил оперу-оперетту полукомедию-полудраму от возможной чрезмерной сентиментальности, бесцветности и бесхарактерности: каждый персонаж, каждый поступок приобрел вес и значение, так вышло, — успех или неудача «Ласточки» очень зависит от силы художественного коллектива.

Не известно — в грязь, не будет веры персонажа. Здесь был выстрел в десятку: и мощный в своих деяниях Алиева, и неожиданные (горничная, певица в кабаре, это любимый поэт Прунье от имени Лизетта) Марина Зятькова, который не в состоянии даже в полутонах открыть для себя удивительный шарм.

Это редкий случай, когда сосуществование оркестра, хора, дирижера и солистов следует так органично: в этом, на самом деле, основная идея фестиваля OperaArt — «убежденность в том, что именно в музыке-это главная сила воздействия оперных произведений».

Это неописуемое чувство, когда дирижер ловит взгляд того же Джованни Андреа, первая скрипка сразу же сбавляют темп, Андреа (Прунье), опираясь на «спину» дирижерского помоста он спорит с Лизеттой, сразу интригуя Магду, а смотрит как бы сквозь них, и эта непрерывная игра между строк» отражается в музыке — местами конкретного, даже программной, качественно, а местами уносящейся на волю фантазии. Тем более, что «Ласточка» постоянно соединяет прошлое с будущим, хотя бы воспоминания Магды о ресторане разновидности Бюлье, где шампанское лилось рекой…

Это удивительно, как действие основано на психологическую игру, потому что первые два акта до перерыва это только гостиная в доме Магды, а затем ресторан полный людей (то есть хористами — «художниками, студентами и просто пьющими»).

Второе отделение — уже Лазурный берег Франции несколько месяцев спустя. Все очень схематично, даже местами нелогично, и тянуть эту интригу со страстью Магды молодом команда Руджеро, а затем их прибежище можно только жгучая натуральность Алиева, которая придает образ надежности: да, она-Магда так могла бы это сделать, да, такой поступок в ее Магды природе.

Щемящий финал (расставание с Руджеро) мгновенно меняется жанр повествования с легковесно-комедии трагического, а тем более это попадает в аудиторию, когда каждый из героев остается со своей правдой и болью.

Отрадно, что фестиваль убивает двух зайцев одним выстрелом — и знакомит московскую публику с новыми современными западными работами, и привозит в столицу молодых звезд мировой оперной сцены, и это не только «звезды-звезды», но в случае с «Ласточкой» очень сыгранный коллектив, аккуратно доводящий до аудитории тонкие смыслы на сложном материале.

Ян Смирницкий, «МК»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ