Персонажи оперы Генделя держат друг друга под замком и смотрят через монитор. Фото – Дамир Юсупов
Британско-российский проект поддержал престиж Великого в качестве европейской оперы в доме.
Постановка «Роделинды» был задуман еще руководством Большого театра – когда директором был Анатолий Иксанов, а оперы планированием занимался Михаил Фихтенгольц. Сегодня их план был воплощен в жизнь – почти так, как мы ожидали. Новое руководство театра ведет себя по-европейски: ничего не применяются уже – это правда, скорректировало время.
«Роделинда» – копродукция Большого и Английской национальной оперы. Не перенос готового спектакля из Лондона в Москву, а именно копродукция: например, российская сторона принимала макет еще в процессе подготовки к лондонской премьере. Ее играет весной 2013 г., а за год планирует играть в Москве – но московскую премьеру Большой решил отложить на нынешний сезон, в результате чего почти полностью сменился состав исполнителей. Лучше или нет – трудно сказать: во всяком случае, одну из главных партий в московской «Роделинде» исполнил знаменитый контратенор Дэвид Дэниелс, и это одно уже говорит о мировом уровне проекта.
Одна из самых красивых опер Генделя, написанная во время его лондонского расцвета (1725), длится три с половиной часа (спектакль, идущий с двумя антрактами, заканчивается в 11 вечера) и вся состоит из красивых арий, по своей природе отличаются друг от друга значительно, это в масштабе. Либретто, в отличие от первого источника – трагедии Корнеля «Пертарит, король ломбардцев» – ставит в центр героиню, что нехарактерно для оперы seria.
Роделинда, королева лангобардов, хранит верность низложенному и, как она думает, убитого короля, мужественно отвергая посягательства на его честь тирана, захватчика престола. История, между тем, далек от схематизма: tirana, оказывается, не чужды сомнения; он ведет себя так правильно, несмотря на уговоры злого окружающей среды, что в финале законный король, восстановил трон, даже спасает ему жизнь.
Спектакль поставил Ричард Джонс, выдумщик с большим оперным стажем, а декорации создал Джереми Герберт. Акция проходит в форме воронки, где глава миланской мафии устанавливает свои правила и ритуалы: одним из них является татуировки. Татушки на спине и руках, содержат имена и фамилии тех, кому их владельцы клянутся в страсти и верности.
На сцене редко возникает персонаж: чаще всего рядом с героем, исполняющим свою арию, находится еще один, два, а то и шести других, каждый из которых играет свою собственную сценическую историю. Если бы Гендель имел в виду подобную плотность отношений между персонажами, его опера состояла, вероятно, из одних терцетов, квартетов и секстетов – но в эпоху барокко принято отмечать ариями.
При этом постановщика чистая. была в невнимании к музыке, а тем более глухоте. Что стоит, по крайней мере, мимическое представление бессловесного князя Флавия: арии матери мальчик разыгрывает мизансцену на тему «если бы я был палачом», причем в полном соответствии с партитурой Генделя.
Еще одним важным преимуществом режиссера Джонса – он умеет сочетать различные подходы к материалу. Например, в финале второго акта-это единственный в опере дуэт супругов – простой и грустный. Их конденсатором – может быть, перед смертью; две половинки украшения медленно разъезжаются в стороны, увозя от друга мужа и жену, – простой и сентиментальные сцены не имеет никакого крючка.
Однако, если мы возьмем арию тирана, который не наберется решимости казнить плененного царя, это ее постановка проникнута черным юмором: во время арии гангстером инвестирует в неопределенной руки тирана-это топор, молоток, дрель, и затем доставляет ее к связанному пленнику. Режиссер понимает, что за судьба короля зритель ничего не беспокоит, поэтому позволяет себе развлекаться на полную катушку.
Пародийные режиссерские решения чередуются с серьезными. Часто они кажутся необязательными, тем не менее постановщику не откажешься, способность держать в напряжении интригу – эстетика Ричарда Джонса может не нравиться, но нельзя не признать, что это настоящий оперный профессионал.
Точно такой же специалист – дирижер Кристофер Мулдс, которого мы давно знаем и, в Принципе, театра и Филармонии. Результат, который достиг Мулдс в «Роделинде», просто гениальный. Оркестровая яма повышение на сцене, стала участником презентации. В группе континуо на клавесине играл сам дирижер, аккомпанируя речитативам. Терпкое звучание оркестра придавала старинная теорба. В некоторых ариях запах барокко дошла блок-флейта и старая флейта. Тем не менее, все остальные инструменты, он был современный, за исключением старинных смычков у струнников.
Живого, динамичного звучания оркестра Мулдс достиг, собственноручно проставив в партиях инструментов, многочисленные вилочки, которые строго соблюдались, и привыкнуть оркестр Большого к безвибратному стиль игры. Скрупулезность не отменила вдохновения: опера шла грациозно и властно, ничего не провисая, – художников с Мулдсом тоже не было легко.
Среди художников не было никого из солистов Большого – только приглашенные. Это не значит, что в России нет кому петь Генделя – набрать второй состав с их было бы задачей вполне можно, но готовить оперу с двумя элементами-дело слишком долгое. Весь премьерный блок из четырех спектаклей поют европейцы, среди которых задает тон Дэвид Дэниелс, чувствует себя как рыба в воде, и в музыке Генделя, и режиссуру Джонса. Его теплый, искренний тон образ изгнанного короля подходит; пасторальная ария с ответами-эхо у инструментов звучит тонко и нежно.
Главный герой под стать другие – точный по вокальному и сценическому изображения William Towers в партии верного слуги короля, темперамента, породистым голосом, Руксандра Донозе в роли его сестры. Негодяя гениально поет баритон-комик Ричард Буркхард, впрочем, его персонаж, как будто попал на спектакль из оперы Россини.
У Пола Найлона, изображающего незлого тирана, тенор, скорее характерный, но с проблемами партии справляется.
Двойственное впечатление оставила главная героиня. Дина Кузнецова, под названием россия, и в школе американка, оказалась в составе, как будто случайно. Я помню, что была замечательная Татьяна в «Евгении Онегине» Михаила Плетнева. Но она вовсе не специалист от стиля барокко – отсюда много потерь в звуковедении и орнаментике. Впрочем, художница взяла характером, статью и харизмой. Пусть с оговорками, но в Большом театре спели настоящего Генделя.
Петр Поспелов, «Ведомости»
Об авторе