Норина – Венера Гимадиева, доктор Малатеста – Игорь Головатенко, Эрнесто – Сельсо Альбело. Фото – Дамир Юсупов / Большой театр
Тимофей Кулябин поставил в Большом театре оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале».
Читатель ждет уже рифмы «Тангейзер»? На, возьми ее быстро: комическую оперу Доницетти разместить на главной сцене страны один и тот же режиссер, спектакль, который год назад был волею Минкульта разрушен в Новосибирском оперном.
В прошлом году новое руководство изменило в «сибирского Колизея» стулья и сделал лобби красивеньким; Кулябин за этот год завершил в «Красный факел» долгую работу над «Тремя сестрами» – они стали самым важным событием сезона в драматическом театре.
Сейчас вышел «Дон Паскуале», постановку которого директор Большого Владимир Урин заказал режиссеру еще до всех сибирских сражений.
«Дон Паскуале» – гораздо менее радикальный опыт, чем «Тангейзер», прежде всего, в музыкальном смысле: если в Новосибирске режиссер определенно разламывал музыкальный текст, нажав на перерыв, он разделил партию, предназначенную героя, на две части и вручил эти кусочки различных исполнителей, в Москве никаких революций в музыке не создано.
И дирижер Михаил Клауза ведет оркестр гладко и спокойно.
Сюжет тоже, кажется, не оставили же: это пожилой мужчина, который решил на старости лет жениться, это его племянник, что он предпочел бы, чтобы дядя давал ему деньги, а не гипотетической жене, и это розыгрыш, организованный врача старика (и вроде бы его другим).
Джентльмену предлагается невеста-скромная, которая сразу после подписания (вымышленные – о чем не знает главный герой брачный договор превращается в само мегеру. Смысл розыгрыша в том, чтобы дон Паскуале (имя незадачливого жениха и названа опера) я понимаю, что никакая жена ему не нужна и, благословив племянника, зрелый выбор, которого до сих пор не выносил. Именно все это вроде бы и происходит сейчас на Новой сцене Большого – правда, действие из дома, дон Паскуале перенесена в старинный университет.
Герой (в премьерный день большую партию исполнял любезный и насмешливый Джованни Фурланетто) был президентом Римского университета Святого Иеронима, известного археолога. В первой сцене, университет готовится к юбилею – и на экране появляется «любительский фильм, подготовленный к празднику.
См. также:Денис Мацуев вручил стипендии юным музыкантам
В нем мы сначала видим героя младенцем, а затем мальчик-юношей, молодым мужчиной, и всегда (за исключением «ясельной» фотографии) — это человек с книгой, человек на бруствере, человек за кафедрой. То есть, на самом деле, этот университет – со старыми панелями, которые приходят к высоченному потолку – его главный и единственный дом; ну, разве что, где-то ночует, но «дом» для него – именно это место. Его аудитории. Его дубовые панели. Его книги.
Когда племянник скандалит с дон Паскуале, это инстинктивно – я думаю, как ранить дядю хуже: начинает кидаться книгами. Правильный выбор.
Вообще-то у Доницетти в опере ровно пять действующих лиц, но Кулябин добавил на сцену «немого» виде: вареные юбилей и переживают все потрясения университета вместе с его боссом надежный проректор по административной работе (Андрей Тимонин), верный секретарь ректората (Каринэ Тер-Ованесян), не перестающий все время что-то крутить и ремонтировать приятно (Андрей Сенотов) и молодой аспирант (Павел Медведицын).
Для всех этих людей придумано реакции на события оперы и артисты настолько точным в своей работе, что два или три года каждый день ходили на работу в древний университет. Они – та свита, что делает короля: и то, что дон Паскуале – настоящий, уважаемый ученый, а не какой-то тип, взобравшийся по административной лестнице, вы увидите в отношении него университетского народа.
Каждый универ зависит от своего президента, и каждый президент почтенных лет (а также директор компании? Главный редактор радио?) может организовать своему универу много потрясений. Дон Паскуале решает жениться и с подачи д-р Малатеста (в спектакле Кулябина стал «специалистом по фандрайзингу», роль мастерски выполнена Игорем Головатенко) подписывает брачный контракт с молодой вдовой Нориной, которую принимают за недавнюю выпускницу монастыря.
Красивая, став официальной женой, не только дразнит старика – эти деструктивные изменения, что в старой опере проходили в его доме, сейчас проводятся в университете.
См. также:В московском театре «Новая Опера» поставили «Трубадур» Джузеппе Верди
В нем меняют мебель (стулья, прежде всего, – госпожа придирчиво срывает изящный чехол). Украшения университетский праздник вызваны две девушки и молодой человек в светящихся костюмах лошадей (Шоу «Всадники Апокалипсиса», вы можете прочитать в буклете).
Еще три девушки – красное платье, золотые саксофоны (Трио «Lady Sax»). Бедный преподаватели и профессора (храбрый хор Большого театра) раздаются помпоны на ободках, что носят на головах болельщиков. Т. е. Норина (гениальная роль Венеры Гимадиевой) наводит в старом uni красоту, как она их понимает. Нашествие хама (здесь – хамки) на академическую территорию – это история того, «Дон Паскуале». Скажи мне, что это неактуальный в нашей стране сюжет.
Понятия о смешном, и о дозволенном меняются со временем – уже много лет режиссеры умирают на «купце», и над «Укрощением строптивой», пытаясь как-то настроить большие и ужасно нетолерантные игра взглядов современной аудитории.
История «Дом Паскуале» вроде бы не так очевидно, неприемлемо: ну, разбушевавшаяся вы сразу влепила оплеуху старому, но это почти клоунская реприза, да? Это только в том случае, когда в других режиссерских версиях Норина в этой сцене немного останавливается, он чувствует себя в некотором роде дискомфорт (все зашло слишком далеко), Кулябина она только ухаживает за собственную руку, которая, видимо, больно после мощного удара – и-ничего сочувствия, страха или сомнения в том, что героини не видно.
Кулябин – очень спокойный человек, год подряд морщившийся от глупого определения «скандальный режиссер» – может быть в важных вещах совершенно диск. Эта Норина – в смятении, и надеяться, что с влюбленным в нее племянник (отличный тенор селсо Альбело) будет вести себя по – другому- нет никакой надежды.
В финале вроде бы все так, как должно быть: старый человек счастлив, чтобы избавиться от гламурные ведьмы, племянник счастлив на этой жениться, сама Норина наиболее воодушевлена в тот момент, когда он узнает, что дядя, племянник получит солидная сумма денег. Но на последние такты дон Паскуале вдруг обнаружил, брошенные в зале портфели – его профессора, его состояние, восстать, не выдержав, в конце концов, улучшений в университете, и вместе они покинули его. Луч света выхватывает на сцене замершую фигуру старика; нет ничего смешного в этой фигуре.
См. также:Фестиваль «Вокальные перекрестки» Дмитрия Сибирцева, посвященный памяти Ирины Архиповой
Только от работы над постановкой в Большом, Кулябин сообщал замка и миру, что для него важным является тот факт, что «Дон Паскуале» Доницетти написал в мрачном состоянии духа, вызванном болезнью и семейными невзгодами. С этими новостями он переборщил – и значительная часть публики ждала перемены оперы-буффа в натуральную трагедию.
Так не случилось: в спектакле достаточно много смешных моментов, и зал ловит питание, и смеется, все более и более свободно. Но тонкая горькая нотка слышно отчетливо, она не перестает звучать, и, в конце концов, улыбка становится грустно. Ну – немного. Потому что Норина из университета все ясно.
Анна Гордеева, «Театр»
Об авторе