Твердыня гибкости

Автор:Аида Воробьёвa

Твердыня гибкости

Владимир Урин. Фото Дмитрий Лекай

Производство культовых оперных спектаклей этой осенью в Большом наконец-то поставили на конвейер — пока светские салоны, который неделю подряд мыслью о столичном дебют Анны Нетребко в «Манон Леско», а спекулянты удовольствием подсчитывают доходы от продажи декабрьского «Дон Карлоса» с Дмитрием Хворостовским, любители музыки и англофилы обсуждают на премьере фильма «Билли Бадда», безупречного клаустрофобического триллера главного британского композитора XX века Бенджамина Бриттена.

Между тем, с обязательным пост — и предпремьерной шумихи незамеченным осталось очень важное значение для новейшей истории театра дата — прошло три года со дня назначения директора Большого Владимира Урина.

Обстоятельства его прихода на Театральную площадь уже успели позабыться, хотя в 2013-м об этом набора решений, не говорил только ленивый.

Отставка предыдущего директора Анатолия Иксанова тогда однозначно воспринимается как катастрофический финал модернизаторского проекта, реализовывавшегося на Театральной площади с начала нулевых.

Прозападная художественная политика, интеграция в международный центр культуры, рынок, буря и натиск режиссерского театра — все это, казалось, что общество Великой следовало попрощаться раз и навсегда.

Антикризисный менеджер Урин, под руководством которого окреп и расцвел столичный Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-данченко, репутацию мракобеса никогда не владел, но применение в крупных человека, числившегося на хорошем счету в правительственных коридорах, скорее, интуитивно опознавалось как победа конформистской, традиционалистской модели, а первые шаги нового директора эти подозрения как будто только это подтвердили.

Не пугать зрителя

Как будто предчувствуя быстрое начало эпохи импортозамещения, Урин сделал ставку на отечественного производителя — состояние драматические режиссеры старшего поколения от Алексей Бородин для Сергея Женовача и Римаса Туминаса дебютировал в опере схематичными и безличное спектаклей, которые вызвали интерес у аудитории и не нашедшими поддержку у критики.

Между тем, консервативный ролики выжила и вся русская культура в целом: судилище над новосибирским «Тангейзером», скандалы вокруг «Золотой маски», и по сей день неутихающая дискуссия о госзаказе и цензуры – все это изменило акустики театральной сцены до неузнаваемости.

И эти предлагаемые обстоятельства заставили взглянуть на тактику нового директора Большого совсем по-другому.

Три года назад количество патовых ситуаций внутри и вокруг Большого зашкаливало. Кадровая политика-хаос, «дело Филина» и не слишком соответствовавшая духу времени репертуарная политика слились в одно проблемное поле, вызывавшее интуитивно понятное раздражение в нато — по-прежнему источником почти ежедневной головной боли становился главный театр страны.

Новоиспеченному директору не оставалось ничего другого, как быстро нейтрализовать этот «пожар» ледяным душем академизма: — Туалетом было стратегически важно, чтобы избавиться от с мнением Великого как один из наиболее токсичных активов национального наследия рынке.

См. также:Добрый ангел гения

Выстраивая жесткую вертикаль власти и восстановление в России, которые уходят от престижных западных контрактов Махара Вазиева (руководитель труппы балета) и Тугана Сохиева (главный дирижер, музыкальный руководитель Большого театра), новая дирекция едва ли не впервые с советских времен привлекла Большой статус цитадели традиций, культуры, института, в котором все хорошо. В том смысле, что то, что происходит в нем, не в состоянии вызвать общественную дискуссию.

Туган Сохиев: «Большой театр нужно реанимировать»

Вот тут-то и началось то же самое, наверное, интересное. Создавая вокруг Великого алло степенности и добропорядочности, Урин высвободил внутри театра, пусть ограниченную, но важную в современных реалиях зона свободного творчества, неконтролируемых социальных тенденций и политической повестке дня.

Удалось сохранить в планы, задуманные еще прежней командой, совместное производство с европейскими партнерами — с толстыми стенами Великого выросли такие неожиданные в наших широтах хрупкие оранжерейные растения, как барочная опера (прошлогодняя «Роделинда» Генделя) и классики ХХ века (нынешний «Билли Бадд»).

В Большом театре премьера – самая красивая опера Генделя «Роделинда»

На Театральной площади из сезона в сезон работают ведущие российские хореографы и режиссеры, в том числе и Кирилл Серебренников, и осквернили Тимофей Кулябин. Наивно полагать, что контроль над главным музыкальным театром в стране в ближайшие годы ослабнет, но факт остается фактом: консервативный поворот первой и до трех лет позволил Урину получить кредит доверия, который выделил на проекты, мало рентабельные сегодня в России, где-то за пределами Большого.

Последние три года в истории Великой складываются в поучительные притчи о трудной судьбе культуры управления эпохи социально-экономической депрессии.

Жизнь его не позавидуешь: помимо выполнения обязанностей является подробно показать необычные акробатические способности — не бегать на конфликт, но и не дать слабину, балансировать между неотвратимости следования политической и необходимостью защиты интересов доверенного организации.

Владимир Урин возглавляет Большой театр 1001 ночь

В дополнение, окружающая действительность минуту меняет правила игры, сегодня подставляя ногу, а завтра играя в поддавки. Публика, как всегда, хотят хлеба и зрелищ, критика — внятности целеполагания, а на культурном фронте от темна до темна горит война: им бы день простоять и ночь продержаться по возможности не теряя достоинства и не изменяя своей задолженности.

Руководители крупнейших российских театров, музеев и высших учебных заведений, где это еще можно, можно пересчитать на пальцах одной руки: остаться сильный менеджер, который не обратил на эффективного менеджера,— задача чрезвычайно трудная.

Дмитрий Ренанский, «Огонек»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ