На сцене Международного дома музыки состоялась опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток» в концертном варианте.
Этот способ представления музыкального произведения, такие как опера, диктует свои особые условия. Вот, что сказал на эту тему, баритон Василий Ладюк, исполнитель партии Белькоре, в интервью для ТВ «Культура»:
«Для художника, конечно, мне интересно выходить на концертную сцену, когда нет декораций, нет костюмов, но при этом сохранить смысл, вложенный композитором, и передает этот смысл своим действием, работой с партнерами».
Можно добавить, что в концертной версии оперы каждый художник перед зрителем, как на экзамене, когда перед ним чистый лист бумаги. Такого рода ситуация добавляет особые требования к исполнителю.
Что это было? Конечно, следует сказать о составе, о всех и каждом, о международной элементом исполнителей, что особенно важно для нас сейчас. Но, несмотря на все это, главное, что? И здесь я хочу начать с конца, с того состояния зрителей, которое объединило всех, заставило радоваться, просто так сделал, что все были довольны. Как это случилось? Каким образом это было достигнуто?
Зал был захвачен, пленен с самого начала тем, что происходило на сцене. Вот вышел дирижер, маэстро Джампаоло Мария Бизанти, италии. Он прошел к пульту легкой походкой, слегка улыбнулся залу, и очень дружелюбно обратился к оркестру. Зазвучала волшебная музыка Г. Доницетти. Выдающийся наш оркестр, а это Академический симфонический оркестр России имени е. Ф. Светланова, как легко подчиняется дирижера, наполняя зал чарующими звуками. Приятно было наблюдать на протяжении всего спектакля сотрудничество дирижера с солистами, хором, со всеми музыкантами, а, следовательно, со всеми нами, со зрителями. Это была основа той атмосферы, в которой возможен был большой, триумфальный успех исполнения оперы.
В центре сценического действия оказались Неморино — Андрей Корчак и Белькоре — Василий Ладюк. Певцы, братья артистическому происхождения, оба окончили Академию хорового искусства, оба учились у тех же учителей, В. С. Попова и Д. Ю. Вдовина. Для любителей вокального искусства этот дуэт известен давно. Я хотел бы спросить великого педагога, музыканта В. С. Попова о том, когда и почему пришла ему счастливая мысль объединить в дуэт тенора Дмитрия Корчака и баритона Василия Ладюка?
С кем бы не пел и один, и второй, но такого звучания, такой гармонии в сочетании голосов, если они находятся рядом, у них ни с кем не случается! Конечно, в зале было много тех, которые знают и ценят этот дуэт! Ожидания не были обмануты.
Голоса исполнителей заворожили зал, поразил зрителей красотой звука. Это и мягкие, подвижные, серебряный, переливающийся на тембр голоса тенора Дмитрия Корчака, особенности голоса, которого выдающиеся европейские критики писали, что такую красоту тенор никогда не слышал. А уже баритона Василия Ладюка был создан с потенцией, мерцал гармоники, ударил природной красотой и был в соответствии с тем, что мы называем бархатным голосом. Перед нами были чемпионы, вполне зрелые музыканты. Именно так можно их назвать, потому что управлялись они своими голосами как ценными инструментами.
Деревенский парень Неморино был представлен тенором Дмитрием Корчаком в тумане романтического флера, как будто не из этого мира, как очень по-своему, не повторяя никого, не подражая никому. Сцены, в которых Неморино оказался уже под воздействием волшебного напитка, были проведены художником изящно, без перебора, но как-то очень по-французски, можно сказать. Как и здесь, хотелось, и связаны друг с другом: и Париж, и русский исполнитель, а теперь те, кто были на этом шоу в ММДМ присоединились к нового эстетического опыта.
Это удивительно, как исполнители главных партий за несколько нажатий, можно сказать, минимальными средствами можно описать характеры персонажей, настолько разные между собой. Вот и Белькоре — Василий Ладюк предстал перед аудиторией как вальяжным сержантом, знающий себе цену, может быть, и перезаряда. Все эти нюансы создавали какой-то подтекст в интерпретации характеров персонажей, давая возможность зал более лаконично воспринимать музыкальное произведение.
Безусловно, перед нами были мастера очень высокого класса! Это было не только красивое пение, bel canto, но и многосторонняя обрисовка характеров, дающий пищу для размышлений зрителей. Можно говорить о том, что певцы представляли собой редкий тип художников, которых можно назвать выдающимися интерпретаторами, с очень высоким уровнем работников культуры.
Между тем, спектакль приближался к своей кульминации, кульминации. Так, знаменитая ария Неморино «Una fortiva разорвать…»! Можно, конечно, сказать, что это «запетый хит». Здесь каждый может воспринимать это шедевр по-своему, но в многих исполнителей, доступных для прослушивания, мы находим такие имена, как Энрико Карузо, Марио Ланца, Лучано Паваротти, Николай Гедда… Список можно продолжить соответствующие, конечно, названием. Таким образом, прикосновение к этого известного продукта для многих обязывает.
Не вдаваясь в анализ чисто вокальных особенностей исполнения этой арии Дмитрием Корчаком, которые были безупречны, совершенны, как никогда ранее, скажу о реакции зала. Слушали певца в абсолютной тишине, замерев, а потом взорвались дружной овацией с криками «браво». Зал никак не мог прийти в себя, и тогда певец повторил арию, но уже в другой редакции, подтверждая свой статус интеллектуального исполнителя.
Кстати, премьера этой оперы состоялась на сцене оперного театра, партию Неморино тогда исполнил тенор Николай Иванов, российский певец, который жил в Италии. Об этом мы узнаем уже после спектакля из комментария Дмитрия Корчака, исполнившего на «бис» знаменитый романс Неморино в авторской версии, написанной Доницетти специально для тенора Николая Иванова. Кстати, именно в этой редакции он исполнил партию Неморино Андрей Корчак, на сцене Оперы Бастиль в Париже. Удивительно, как здесь все устроило и связаны друг с другом: и Париж, и русский исполнитель, а теперь те, кто были на этом шоу в ММДМ присоединились к нового эстетического опыта.
Это был не просто успех, это был триумф, который состоялся певец, музыкант высочайшего мирового класса!
На партию Адины была приглашена Людмила Миранда Бауэрфельд, сопрано (Бразилия — Италия). Певица, титулованная и именитая, поет по всему миру на лучших оперных сценах.
Она провела свою партию легко, очень изящно, игриво, умело пользуясь своим обаянием и женственностью. Певица представила артистическую и вокальную рентабельности в этой партии и завоевала благосклонность зрителей, ответившей ей теплый прием.
В партии фермеры Джанетты выступила сопрано Светлана Скрипкина, солистка театра «Новая Опера». Роль второго плана скромной девушки Адины, было сделано очень свежие, создавая привлекательный образ милой сельской девушки.
Ее голос, гибкий, теплый, в тембральном плане, деликатный способ представления характера своей героини — все это оставило у зрителей приятное впечатление.
Доктора Дулькамару представил испанский бас Симон Орфила. Стиль, предложенный исполнителем, вероятно, более других характеров вписывается в повседневную реальность нашего времени. Дулькамара напорист, уверен в себе, не привередливы в выборе средств для достижения главной цели: заработать любой ценой, не гнушаясь никакими методами. Этот персонаж, конечно, в красоте своих заклинаний, для чего внес свой вклад в его красивый бас, шустрая, местами жесткие. Дулькамара в исполнении Симон Орфила, наверное, несколько выбивался из общей концепции интерпретации характеров персонажей оперы, а с другой стороны, должен выделяться своим пройдошистостью, создавая нужный контраст для всех остальных. Все это определило успех певца у публики, оценившей безусловно, вокальные и артистические данные исполнителя.
Следует отметить необычное звучание Камерного хора московской консерватории, руководимого Александром Соловьевым. Приглашение этого коллектива в реализации оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» можно отнести к числу удачи организаторам этого мероприятия. Замечательный состав высококлассных певцов, музыкантов тоже заслуга организаторов этого спектакля!
Зрители расходились в приподнятом настроении, с просветленными, добрыми людьми. А в интернете уже опубликованы фотографии, восторженные комментарии тех, кто побывал в этом замечательном концерте, любительское видео фрагментов оперного спектакля. Интернет-пространство уподобилось безграничной концертному залу. Появилась и публикация самого Дмитрия Корчака. Привожу ее слова:
«Дорогие друзья! Спасибо за этот арка, горячий прием! Какое счастье петь для вас!!! Спасибо!»
Всегда есть желание сделать что-то лучше, добиться большего успеха. И как тут не коснуться вопроса о наполняемости зала? Были расхождения в отражении на табло продажи билетов в системе «on-line» и реальной ситуацией в аудитории. И это очень печальный факт, так как, например, не смогли попасть на концерт, студенты, для которых в электронной системе продажи билетов не было доступных по цене мест, а в зале эти места были пустые. А ведь среди зрителей было очень мало молодежи! Сейчас по всему миру идет борьба за зрителя, особенно для молодого зрителя.
Я думаю, стоит и у нас принять реальные шаги для того, чтобы среди зрителей было больше молодых людей.
Людмила Краснова, доцент ФГП мгу имени М. В. Ломоносова, член Союза журналистов России, музыкальный критик
Об авторе