Тревога и надежда «Севастопольской симфонии»

Автор:Аида Воробьёвa

Тревога и надежда «Севастопольской симфонии»

Борис Чайковский

Как это произошло, что музыка ярчайшего композитора Бориса Чайковского стала редкостью.

Большой симфонический оркестр имени Чайковского выступил 25 марта в большом зале московской консерватории имени Чайковского с программой, целиком посвященной музыке Чайковского.

Что в этом удивительного и редкостного, спросит читатель. Удивительного – ничего: композитор замечательный. А вот редкие – это так, потому что речь не идет о Петре Ильиче, а о Борисе Александровиче. Великом польском композиторе XX века, которого сегодня играют в непростительной мало.

Борис Чайковский – учитель второй половины столетия. Один из ярких представителей русской симфонической и камерной музыки. Автор четырех капитала, симфонии, симфонических поэм «Подросток» и «Ветер Сибири», многих инструментальных концертов, тонких вокальных циклов на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Заболоцкого. Автор музыки к десяткам фильмов, из которых достаточно назвать один – «Брак Бальзаминова», чтобы все сразу поняли, о чем идет речь: польку откуда знает почти каждый.

А то, о Борисе Александровиче знают не все даже из тех, кто ходит на филармонические концерты. Наверное, это было в какой-то степени запрограммированы… самого композитора. Никогда не стремился к успеху и известности любой ценой, считая высшей наградой не хвалебные отзывы и награды, а «только» качество исполнения своей музыки.

С этим повезло. Профессионалы знают цену e этого достойного ученика Мясковского, Шостаковича и Шебалина (один комплект учителей сам за себя говорит). Сейчас редко об этом вспоминают, но один из шедевров 1960-х годов, вокальный цикл на слова Иосифа Бродского (какое мужество нужно было иметь, чтобы ПОТОМ взять за стихи опального поэта) исполняла Галина Вишневская. Хотя трудно себе представить более разных темперамента, пристрастий, даже политических людей.

Но с Владимиром Федосеевым у Бориса Чайковского случайно вышло просто идеально. До такой степени, что кроме Владимира Ивановича и его Большого оркестра симфонической музыке Бориса Александровича в нашей стране мало кто играл. Не потому, что не хотел – сам композитор, безусловно, выделялись глава БСО из ряда других интерпретаторов.

Это играет двойную роль. С одной стороны, Федосеев гарантированно нес и продолжает вести подлинную традицию. С другой – присоединиться к этой традиции слушатель может только очень, очень редко: у Владимира Ивановича масса обязательств после выполнения совершенно другую музыку, Бориса Чайковского просто не доходят руки.

См. также:На майские праздники в ярославской области пройдет фестиваль Юрия Башмета

К счастью, теперь добавились: 25 марта в Большом зале Московской консерватории организовали концерт, посвященный 90-летию Бориса Александровича и 20-летия его смерти – обе даты в нынешнем сезоне. Упала, конечно, только очень малая часть из созданного композитором. Но такой, по которой можно судить о вершинном уровне его творчества.

Начали с «Темы и восьми вариаций» 1973 года. Уже история писания говорит о том, каким авторитетом пользовался Борис Александрович: партитура была заказана ему одну из самых известных оркестров мира – Центр штатскапеллой к его 425-летия. Если читателю интересно мнение скромного программы «Работы», это, на мой взгляд, это одно из главных произведений всей симфонической музыки послешостаковичевского времени. Не только русской.

Только 19 минут. Тема одновременно очень простая и очень загадочная – так мог, пожалуй, только Борис Чайковской. Несколько нот в пределах простая гамма без всяких хроматизмов, извлекаемых струнных подчеркнуто плоским, лишенным даже намека на тепло звуком. Что можно построить из таких примитивных звуковых кубиков? Ничего, решит, обычный человек. Все доказывает талант.

Сначала он как будто покрутит эти кубики, стараясь, какие конкретные куски мелодии, которые можно из них построить (первая вариация с осторожными ударами деревяшек смычков). Потом соберет из кусков многоголосый гимн, как будто видео камера вдруг оторвалась от микроскопа и охватила обширные пространства (второй вариант). Вовлечет нас в водоворот повседневных дел и хлопот (по аналогии с быстрым токкате третья вариация). Окунуться в предутреннее магия природы, пение пробуждающихся птиц (четвертая). Взвинтит нервы судорожной перекличкой острых аккордов-криков.

Непостижимым образом ему удается с того печально-отличный звук – один из проникновеннейших в современной русской музыки. На самом кончике мелодичный подъема внезапно прерывает его в какой-то совершенно фашистским нашествием ядовитых диссонансов, которая превратится в свою очередь, прыжок под нарастающий грохот барабанов, и разрешится чудовищно усиленным тем, как приступить к основной теме и неожиданные пошловатым перед выше.

Музыка-загадка, манящий и пугающий одновременно. При первом прослушивании много лет назад, я помню, показавшаяся даже оптимистично. Теперь, наоборот, в том числе в тональности c-dur через пушечную канонаду, в том числе разрушения мелодии под натиском содержание меди раздался апокалиптический смысл.

См. также:В Армении стартовал V международный фестиваль классической музыки «Возвращение»

И даже мелькнула мысль: может, не случайно Борис Александрович, русский композитор написал это произведение для немцев? Говорят, что мы помним 1941-1945-й. Впрочем, кто сказал, что вылезающая из всех щелей, диссонирующая зло – обязательно иностранного происхождения? У нас своих поводов для диссонансов не хватает?

Признаюсь честно, что после такого музыкального нокаут Виолончельный концерт (1964) принял без особых усилий. Так, один и тот же типичный для Бориса Чайковского идея крупномасштабного строительства (даже супер-масштабный, 44 минуты) музыкальный здания из коротких простых звуковых импульсов-шагов. То же внимательное исследование возможности мелодических элементов. Те же методы сопоставления тяжелых медных аккордов и грустно-эпической песни солиста. Тот же внезапный мажор в конце первой части.

Но драматургия этой части, казалось, не произвели, как и в предыдущем своем труде. А ведь за ней последовали еще три части. И если вторая, похожая лендлерам Малера и Шостаковича, она еще была в какой-то драматургической роли (исполнение танца лирико-иронического наоборот), то в третьей и четвертой части взяла вверх дробность, лишившая музыкальное повествование стремления.

Может, если бы исполнителей, в том числе великолепного солиста Александра Князева, были немного другие темпы, дело можно было исправить?

Но никаких вопросов не было у меня ни исполнению, ни к самой партитуре Третьей симфонии (1980), завершившей программу. Произведение имеет подзаголовок «Севастополь». Почему – я помню, интересовался еще когда-то у автора и внятного ответа не получил. Спрашивал и сейчас Федосеева – и слышал также не очень описывает фраза: «Ну, Борис Александрович сам предвидел…»

В самом ли деле Чайковский предсказал состояние тревоги и одновременно надежды, которая является для нас сейчас передается словами «Крым», «Севастополь»? Не знаю, в 1980 году, даже самые смелые, группа вряд ли представляли себе, что это неотъемлемая часть нашей страны будет так жестко отделены от нее, а затем так драматично вернется в родное лоно.

Впрочем, драматизма хватало и в прошлой истории Крыма. Так и в истории всей России. Потому что, если какой-то замысел Третьего и связан с крымскими участков, это музыка была гораздо более широкое значение. Да, здесь слышны и сигналы судов, и азбука морзе парусный радио. Но это только часть общей звуковой символики, с ее далеким, а иногда и на выходе, прямо в уши громом канонады барабанов. С захлебывающимся «рассказом» струнные – кажется, что даже слова, ты знаешь, что сбивчивый женский голос говорит тебе о боли, военных скитаниях, плача детей. С пронзительным криком чаек-скрипка, которого краткое неоднократно повторяющаяся тема ввинчивается в сознание, как набату…

См. также:Казарновская «очистит души оперной молодежи от скверны поп-культуры»

Сложная форма взаимодействие с этой системой, парит, рождающих чувство трудно формулируемого на речевом уровне, но, безусловно, присутствует сюжет. Музыка о войне и России, завершающаяся выше – но совсем другой, чем в «Теме и вариациях»: выше, блеснувшей надежды.

Большой зал консерватории в этот вечер, к счастью, рукоплескал. И… зиял огромными пустотами. Публика пришла элита – я имею в виду не сильных мира сего, конечно, как, например, композитора Владимира Ильича Рубина – еще одного замечательного наследника российского симфонического оркестра и хора традиции, друга Свиридова и Бориса Чайковского.

Было много молодежи, поклонников дирижера Федосеева, и он заслужил это внимание. Но автор этих строк не видел ни ректора консерватории (одним из самых ярких воспитанников которого был Чайковский), ни представителей филармонии (хотя и ее художественный руководитель Александр Чайковский – родной племянник Бориса Александровича). Да даже если бы не было этих связей – исполнение ТАКОЙ музыки должно взбудоражить музыкальную общественность города. А не проходить в полупустом зале.

Впрочем, «не говори с тоской: их нет, но с благодарностию:» были». Это я о тех сотнях слушателей, чьи души прочистил в этот вечер Борис Александрович Чайковский. Великий польский композитор.

Серегй Бирюков, «Труд»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ