Третий «кит» советской музыки

Автор:Аида Воробьёвa

Третий «кит» советской музыки

Дмитрий Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский.

Один из прижизненных советских классиков, чья музыка еще не так давно, постоянно звучала в концертах и по радио, музыка, портрет которого, наряду с изображениями Прокофьева и Шостаковича, несомненно, наличествовал в каждой музыкальной школе.

Говорить о нем трудно, потому что, Кабалевский в каком-то смысле заложником нашего, в значительной степени идеологизированного, отношения в стиле, который вызывает ассоциации с «официальной» советской музыке.

Но сегодня, с расстояния, которое обеспечивает небольшой, но ощутимый временная дистанция, можно увидеть, что мы имеем дело с мощным слоев музыкальной культуры, спаявшим вместе «словарный запас» Глинки, Бородина, Чайковского с окружающим звучанием мировым пространством.

После прохождения через «высокотемпературные режимы» и «кривые зеркала» музыкального модернизма в начале 20 века, этот стиль впоследствии был сформулирован во всей красе в творчестве трех музыкальных «китов» (перефразируя выражение самого Дмитрия Борисовича, ссылаясь на его исследования жанра «геном» академической музыки) – Прокофьева, Шостаковича и Кабалевского.

Кабалевский, Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Кэтрин Скотт (ф-но) и BBC Philharmonic orchestra. Дирижер Василий Синайский:

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/01-1.mp3

Что слышно в этой музыке, что до сих пор делает, что нет-нет, да и поморщиться? Что-то подобное можно увидеть не только в трудах многих «скромных работников культуры фронта» времени, но и у самих Прокофьева и Шостаковича! И это «что-то», будучи опознанным, уже в 70-х годах сразу припечатывалось в кругу более молодых коллег, кусаться словом «кабалевщина».

Если не выступать на искусство наше моральное «ушибленность» советской эпохи (а с исторической точки зрения это так же наивно, как и вменять в вину Бетховена его мощный «марсельезистость») и взглянуть на дело объективно, можно увидеть, что музыка Кабалевского несет в себе многие ценные качества. Такие как:

– в форме, яркость,

– немедленное «прямое воздействие,

– ясность формулировки музыкальной мысли,

– головоломка полированные формы,

– отличная функциональная инструментовка,

– четкое видение композитором получателя: музыка-исполнителя и слушателя.

Но, пожалуй, наиболее важным является отличительной чертой музыки Кабалевского – ее насыщение положительной энергией, ее даже физически ощущается бодрость. Не искусственным, нестандартный, веселый, и настоящий оптимизм. А это уже качество, в значительной степени табуированное с точки зрения музыкальной эстетики 20-го века, второй его половины в частности.

Чтобы писать такую музыку, искреннюю, нужно было быть или Прокофьевым, с его верой в то, что жизнь все-таки прекрасна, или… или очень артистической натурой, в состоянии в любых обстоятельствах конвертировать собственную естественную радость жизни в музыкальные образы. Артистизм Кабалевского – ключ к пониманию не только музыку, но и себя самого композитора.

Дмитрий Кабалевский

Когда я смотрю на фотографии Дмитрия Борисовича Кабалевского, меня не оставляет чувство какой-то странной неопределенности, неуловимости его взгляды.

И речь идет не о свете, а не в очках, которые он носил в зрелом возрасте. Шостаковича и Прокофьева тоже носили очки. Но даже на тех фото, где Шостакович сидит полуотвернувшись и, не глядя в объектив (а таких снимков много), его взгляд по-прежнему остается очень выразительные.

О Прокофьеве и ничего не говорят: при всей прозрачности, у него глаза, прямой и яркий. А здесь, как если бы человек и глаз не прячет, улыбается, а в то же время смотрит не известно куда, или на лоб, то ли на что-то за тебя…

Такой «плавающий» взгляд в детстве часто бывает у подвижных, контактных и злокачественные мальчиков, которым трудно учиться, потому что их внимание с трудом держится на чем-то одном. Но эти дети вырастают быстро, легко и без лишних рефлексий приспосабливаются к обстоятельствам и в будущем часто достигают впечатляющих успехов в жизни.

Именно таким парнем был Митя Кабалевский, по его собственным воспоминаниям, написанный композитором уже в возрасте.

Дмитрий Кабалевский

Кстати, об этих воспоминаниях. Читая их, я обратил внимание на один интересный нюанс. Кабалевский неоднократно упоминает о своем дворянском происхождении, причем в идеологически «правильный» способ. Например, об отце говорит так:

«Одно то, что нарушая аристократические традиции, он женился на моей матери – Надежде Александровне, принадлежавшей к мещанскому сословию, и что он в принципе не вписать меня и мою сестру в «дворянские книги», – говорит о том, что к своему сословному позиции он относился очень скептически».

Звучит красиво, если бы не одна проблема. Дело в том, что, как пишет сам Дмитрий Иванов, его дед, военный инженер Клавдий Егорович Кабалевский, выслужил себе личное дворянство. А это, по законам Российской империи, потомства не было.

Дмитрий Кабалевский

Интересно, почему Дмитрий Иванов так упорно возвращается к теме своего якобы благородного происхождения? Может быть, это связано с тем, что в 80-е годы, когда эти воспоминания были написаны, наличие предков-дворян было уже не является фактором риска, и тем, что можно погордиться? Ну и, кстати, и пококетничать…

Карьера Кабалевского в советское время, сложилась не только хорошо, но очень счастливо. Список его титулов и наград шокирует. Правда, этот список еще не такой длинный, как у Шостаковича, но власти почти не играл с Кабалевским в свои любимые «кошки-мышки»: все, что происходит в стране, партии и правительства остался своим, проверенным и благонадежным.

В повороты отечественной истории он интегрирован с удивительным умением, а зигзаги придется преодолеть серьезные. В зависимости от того, с какой стороны дул ветер с властного Олимпа, надо было это писать музыку, доступную пониманию широких народных масс, создать «новую» симфонию или оперу, превозносить Прокофьева и Шостаковича в качестве столпов советской музыки, это подвергать их уничижительной критике. А потом снова поднять их на щит…

Дмитрий Иванов все делал это совершенно виртуозно. Еще вчера бегал на лоне природы, под руку с Прокофьевым и играл в четыре руки с Шостаковичем, а сегодня уже критикует их с высоких трибун за «формализм». Завтра он им лучший друг, а послезавтра в состав «экспертной комиссии» закрывает для оперы Шостаковича возможность представления в театре.

Еще через несколько лет, светясь энтузиазмом, будет рассказывать юным пионерам-артековцам о гениальной музыке Шостаковича и Прокофьева, а также просит, чтобы не забыть о композиции Кузнеца (того самого, который сыграл ключевую роль в сексуальном многих композиторов-«классовых врагов»). Но и приговорен в 1951 году за «еврейский национализм» Александра Веприка попытается помочь, написав совместно с Шостаковичем письмо самому Берии – не забывайте об этом.

А ведь мог не рисковать карьерой, а, наоборот, пытаются нагреть руки на чужой беде, например, занять «жизненное пространство» сосланного в лагеря Веприка, как это сделал, например, один известный музыковед, из книг, которой мы все учились. Но Кабалевский никогда не позволял себе ничего подобного.

Когда началась горбачевская Перестройка, старыми советскими кадрами она воспринималась как катастрофа, перечеркивающая смысл всей их жизни. Многие пожилые люди впадали в тяжелейшую депрессию, но не Кабалевский! Он и в этой ситуации остался верен себе. В интервью для журнала «Коммунист», посвященной его программы эстетического воспитания учащихся, модное слово «перестройка» было использовано им в десятки раз!

Речь идет, правда, речь шла об изменениях в сфере образования, в связи с его любимым детищем – программой эстетического воспитания детей, однако, Кабалевский не преминул там выдать такую сентенцию:

«Старый не сдает своих позиций, даже потерпев явное поражение. И не это ли одна из причин того, что ремонт у нас в стране идет гораздо медленнее, чем нужно?»

Лгал ли Дмитрий Иванов другим и себе? Притворялся? Как ни странно, я убежден, что в его искренность. Похоже, что и те, кто с ним близко общался – тоже. Потому что и врагов серьезных, он всю свою долгую жизнь не нажил. Позволю себе процитировать здесь один из «Прогулки в интернете» Виктора Лихта:

«Композитор Григорий Самуилович Фрид рассказывает в своих воспоминаниях, как его приятель еще во время «дела врачей», когда по стране бродили зловещие слухи, что евреев будут выселять в Сибирь, мрачно пошутил (цитирую по памяти): «Когда евреи будут отправлять в уровнях, Митя (Кабалевский. – В. Л.), придет к нам и будет нам объяснить, почему наша доставка нужна и благотворна не только с точки зрения большой политики, но и для нас самих. А мы расчувствуемся и даже пожмем ему руку на прощание»».

Да, Кабалевский и в жизни, и в искусстве был талантливейшим актером, который изображал не то или это, а он мог растворить собственную личность до степени полной неразличимости на фоне окружающей среды. Можно осуждать его за это (будучи в относительной безопасности 21-го века), можно принимать его таким, каким он был, как это делает, например, тот же Шостакович.

Этот тип людей, позже становившихся блестящие функционерами, формировался под непосредственным влиянием реалий советской жизни. Молодых композиторов составляли в то время, где не легко.

С одной стороны, чтобы выполнить директивы руководства ВКП (б), они должны использовать в своем искусстве таким языком, чтобы «каждая кухарка», в том числе и управляющий государством, не перенапрягала мозг, пытаясь уловить содержание предлагаемой ее музыки. С другой стороны, их учителя еще держали высокую профессиональную планку и от студентов того же требовали.

В 1920 году среди композиторов было модно участвовать во всякого рода творческие союзы. На узком поле советской музыкальной культуры между профсоюзами велась ожесточенная конкурентная борьба. Наиболее агрессивной организацией была РАПМ («Российская Ассоциация Пролетарских Музыкантов»), одним из основателей и идейных вождей которой был Лев Лебединский, участник Гражданской войны и «красного» студента Московской консерватории.

Лебединский и его сподвижники, по существу отрицавшие достижения «буржуазной» музыкальной культуры, говорили о необходимости рождения нового, пролетарского музыку, а создавать ее надо было с нуля (то есть с их собственного творчества).

Все, что в композициях их современных указывало на преемственную связь с традицией и иметь знания и навыки, особенно, творчество композиторов, входящих в «альтернативные» ассоциации, АСМ («Ассоциация Современной Музыки») квалифицировалось этими славными молодыми людьми, как «реакционность», «буржуазное декадентство», «поповщина» и другие «классовые саботаж».

Все это попадало в прессу, которая в значительной степени была под контролем РАПМовцев. Художественные же качество музыки их не интересовали вообще.

Кабалевский в РАПМе не был, предпочел присоединиться к АСМ, членами которой были «классовых врагов» Мясковский, Мосолов, Шостакович, Рославец и другие. Но так как склонности к русский экспериментаторству не чувствовал, никакой серьезной активности в рамках этого объединения быть не мог.

Между тем, его общественный темперамент требовал выхода. И Кабалевский вступил еще в ПРОКОЛЛ, «производственный коллектив» студентов московской консерватории, в значительной степени, которые были разделены идейные установки членов РАПМ, но делавших упор на «позитивные» – работа на создание качественной советской массовой музыки.

В 1932 году по решению ЦК ВКП(б) вся эта композиторская вольница была отменена и взамен правительство был создан единый Союз композиторов СССР – организация, гарантировавшая «правильных» советских композиторов выполнения заказа и другие товары. И здесь-то Кабалевский, наконец, почувствовал себя как рыба в воде. Позже он занимал в этой структуре очень высокие позиции, но никогда не претендовал на высшую должность, довольствуясь ролью одного из депутатов первого секретаря СК. Мудрый человек.

В творческом плане Кабалевский в этот период развивалось так же. Во время учебы и сразу после консерватории (то есть как раз в то время, когда молодой композитор является активным членом «Команды Производства») пишет песни на фортепиано, в которых даже не пытается сопротивляться «буржуазно-декадентскому» влияние Скрябина.

Кабалевский, Соната № 1 для фортепиано, Александр Досин:

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/02-1.mp3

А в оркестровой музыке он добросовестно выполняет правила лирико-трагедийной парадигмы российского симфония, берущей свое начало в творчестве Чайковского и продолжаемым в творчестве Мясковского.

Я должен сказать, что Кабалевский, создавая в этой струе, достиг впечатляющих результатов. Его второй симфонией в разное время с удовольствием проводили таких крупнейших музыкантов XX века, как Тосканини, и Кусевицкий.

Кабалевский, Симфония № 2, BBC Philharmonic orchestra, дирижер Неэми Ярви:

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/03-1.mp3

В Третьей симфонии («памяти В. И. Ленина»), над которой он работал в те же годы, Кабалевский также ориентируется в значительной степени на стиль и методы Мясковского, своего профессора. На 6-ю симфонию, в частности. И даже хор вводит, но вместо того, чтобы «Dies Irae» и исторического духовного стиха о том, «как душа с телом расставалася», вместо искреннего раскаяния, опыт которой Мясковского имел все основания Кабалевского в симфонии – пафосные стихи «Маяковского номер два» – Николая Асеева.

А в музыке он находит этот прочувствованно-торжественным, дидактический стиль, который в ближайшее время будет многократно растиражирован его коллегами в официозных кантатах и ораториях. Советский паллиатив духовности, скорбь по стойке «смирно».

Мясковский, Симфония № 6. Оркестр России, Московский камерный хор «Анима», дирижер Вероника Дударова:

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/04-1.mp3

Кабалевский, Симфония № 3, Хор и оркестр Венгерской филармонии, дирижер Эйдзи Оуэ:

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/05.mp3

Пафос пафосом, но идеологическая конъюнктура 30-х годов уже требовало создания другой музыки – живой, победили-поздравляю с воплощением в себе кипучую энергию, новую реальность, жить в которой было «лучше» и «веселее». И при этом – обязательное условие – доходчивой, основанной на всегда простые ритмы и интонации.

Где найти шаблоны, из которых можно было бы использовать? Революционные песни, в музыкальном отношении представляющие собой гибрид военных маршей и слезливого тюремного фольклора, для этого не годились.

Один композитор, быть может, и не мог найти подходящего решения, но стиль целой эпохи в одиночку не создается. Мне кажется, я даже могу проследить цепь взаимосвязанных отношений, которые тогда работали: это не так долго.

Что это зримый образ победы «наших» в революции и Гражданской войне? Конечно, красная кавалерия, несущаяся галопом к светлому будущему. А еще есть такой танец – «галоп», были на слуху еще со времен галопов Штрауса, Бизе и Чайковского. Мы совмещаем два изображения – и вот она, бесконечно галопирующая основой массового и театральной музыки советских композиторов: Кабалевского – непосредственно-весело, у Шостаковича – с характерной для него подковыркой:

Галоп из сюиты «Комедианты» (музыка к пьесе «Изобретатель и комедиант» М. Даниэля):

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/06.mp3

Галоп из балета Д. Шостаковича «Светлый ручей»:

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/07.mp3

А десять лет спустя, Прокофьев блестяще будет суммировать все это, будут строить в степень высокого симфония и создаст совершенно другой художественный образ – неотразимо увлекательны и страшноватый одновременно.

С. Прокофьев-Симфония № 6. Лондонский симфонический оркестр, дирижер Валерий Гергиев:

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/08.mp3

Наверное, следовало бы более подробно поговорить о театральной музыки Кабалевского, в которой видны его умение находить точные, ситуативно соответствующие музыкальные образы и описать их коротко, ясно и с хорошим вкусом, не становясь плохим, наоборот, «прикладнухи». К сожалению, рамки очерка не позволяют охватить все.

Можно было бы остановиться и в педагогической деятельности Кабалевского – а педагогом был замечательный: по словам очевидцев, он мог так завладеть вниманием юношеской аудитории, что его слушать часами, затаив дыхание.

Видимо, и здесь в полной мере проявлялось его художественный талант. Содержание лекций, то, что Кабалевский старался внушить детям, в которых (не будем забывать об этом!) я видел свою будущую аудиторию – это вопрос отдельный.

Дмитрий Кабалеевский

В связи с его теорией «трех китов» – идея жанра, происхождения академической музыки, это довольно очевидно, но сформулирована лаконично и остроумно, всегда хотела задать Дмитрию Борисовичу один вопрос: «Почему «киты» у вас только три? Где четвертый – хорал?», но я понимаю, что этот вопрос прозвучал бы бестактно.

Видимо, «четвертый кит», глядя на то, что происходило в это время на земле, в страхе нырнул и спрятался в глубины океана музыкальной классики, от греха подальше…

О детской музыке Кабалевского, которую он писал всю жизнь, могу сказать одно: многие его игра так прочно укоренились в педагогическом репертуаре, они настолько удобны для исполнения детьми и при этом настолько образны, что их еще большее распространение на сегодняшний день может беспокоить только их интонационная спаянность с музыкой советской эпохи.

Но, быть может, пройдет еще немного времени, и его «Отряд», переставая непосредственно связанных с Первой конной Буденного, превращается в нового классического «отважного всадника» – время, потому что все перемелет.

Тем самым, по сути, относится к лучшим образцам «взрослого» музыки Кабалевского. И ни минуты не жалею, что потратил немного времени на погружение в его музыку, с которой, признаюсь, не соприкасается близко уже лет… дцать. Делая это же, быть может, с удивлением найдете там широкий спектр изображений – от лирически-нежный

Кабалевский, Соната № 1. Александр Досин:

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/09.mp3

к энергически бодрых, отсылающих к ритмике танца 20-го века (не без оснований, не без причины Дмитрий Иванов тайно собирал пластинки американских джазовых исполнителей!):

Кабалевский, Концерт № 4 для ф-но с оркестром «Прага». Майкл Корстик (фортепиано) и Симфонический оркестр Северогерманского Радио. Дирижер – Алин Франкис.

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/10.mp3

Я уже не говорю о его прекрасных мелодиях: «То береза, то рябина»… но и не только! Мелодика Кабалевского является частью нашего опыта, слуховой, она срослась с нами так долго, и естественно, что мы об этом часто даже не подозреваем.

Кабалевский, «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра (за музыку к спектаклю театра имени е. Б. e. wachtangowa):

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/11.mp3

Могу предположить, что очень многих эта мелодия известна благодаря популярной песне другого известного русского (советского) композитора молодого поколения:

Валерий Гаврилин, «Любовь останется». Исп. Наталья Герасимова, партия ф-но-Вы. Тульчинская:

http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2016/12/12.mp3

Вот и думайте, что хотите. И говорить ничего не стоит. Кабалевский, который, несомненно, тоже слышал эту музыку, мудро говорить громко.

С днем рождения, Дмитрий Иванов!

Андрей Тихомиров

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ