Екатеринбургский театр оперы и балета привез на «Золотую маску» понятно с самого начала – оперу Филипа Гласса «Сатьяграха»
Екатеринбургский театр оперы и балета привез на «Золотую маску» понятно с самого начала – оперу Филипа Гласса «Сатьяграха».
Филипа Гласса в России знают больше как композитора, создающего музыку для кино. Его мощные звуковые дорожки к фильмам «Койянискаци», «Шоу Трумана», «Иллюзионист», «Часы» принес Глассу всемирную известность. Музыку композитора цитирует Андрей Звягинцев в своих двух работах ней открываются Олимпийские игры, появляется даже в сериале «Клиника» и компьютерной игре GTA.
Но назвать Glass композитором прикладного значения не смеялся. Имеет много сильных существ в академических жанрах. Например, двадцать четыре оперы, ни одна из которых до недавнего времени не была выставлена на росссийской сцене.
«Сатьяграха» – вторая часть глассовской трилогии «Портреты», которая посвящена людям, «переломившим ход истории». В этой опере в 2014 году обратился Екатеринбургский театр оперы и балета. Режиссером выступил Тадеуш Штрассбергер, дирижер – Оливер фон Дохнаньи.
«Сатьяграха» – трехчасовая цепь медитативных эпизодов, связанных с жизнью главного героя – Махатма Ганди. Опера написана на санскрите с цитаты из «Бхагаватгиты». Помимо главных актеров (Ганди, его жены, коллег, Кришны и Арджуны), в каждом из трех актов происходит один из важных исторических персонажей – Лев Толстой, Рабиндранат Тагор (с ними Ганди вел переписку в течение жизни) и Мартин Лютер Кинг, который композитор считает прямым последователем идей Ганди несопротивления злу насилием.
В опере полностью отсутствует интенсивное развитие действия (как и само действие в обычном смысле этого слова). Минимализм Гласса из повторяющихся до бесконечности музыкальными и текстовыми структурами, с одной стороны, дает режиссеру большую свободу интерпретации, а с другой – не так просто, как может показаться на первый взгляд.
По-прежнему держать внимание аудитории в течение трех часов без акций и драматического накала – задача не из легких. Но постановщики с ней справляются блестяще, создавая спектакль живописно интересный и переводя его медитативность в глубокое, внутреннее развитие.
См. также:А кому сейчас легко?
Очень хорош в главной роли Владимир Чеберяк, которая не только внешне очень похож на индийского лидера, но и прекрасно передает тонкие нюансы каждой фразы своего персонажа.
Одно из лучших мест в постановке – призыв Ганди к соотечественникам на втором этапе, который становится психологически трудно, монологом, в своей искренности и внутреннему надрыву напоминает молитву на грани отчаяния (и это при отсутствии напряженного внешнего действия).
Дирижер Оливер фон Дохнаньи отлично держит оркестр, в котором не хватает меди и катание на группы, что делает его практически главным героем постановки. Скрупулезное внимание к деталям, новые оттенки для каждого из нескольких повторяющихся фраз, плавное и точное движение – вот, что, наверное, делает его сильным конкурентом в номинации «лучшая работа дирижера».
Opera уже получила многочисленные положительные отзывы критиков, и даже оказалась в финале Первой ежегодной музыкальной премии критики, уступая пальму первенства музыковеду Полины Вайдман из музея Чайковского в Клину, которая взялась за издание авторской редакции полного собрания сочинений Петра Ильича.
Постановку «Сатьяграхи» можно смело назвать прорывом и новой вехой для российской оперной сцены, переполненной классическими и «режоперскими» интерпретации «Онегиных» и «Травиат».
Наталья Сергеева, радио «Орфей»
Об авторе