Трагедия Берты Рейнгбальд

Автор:Аида Воробьёвa

Трагедия Берты Рейнгбальд

Берта Рейнгбальд

Имя этой пианистки и педагога в 30-е годы прошлого века он был известен по всей огромной стране – СССР. Все центральные газеты писали о ней и поместили ее портреты. Берта Рейнгбальд вырастила целую плеяду молодых пианистов, чье творчество было известно далеко за пределами страны Советов.

Начиная с середины 40-х до 80-х годов xx века о нем не писали. Только один из ее учеников великий Эмиль Гилельс писал и говорил о ней постоянно:

«Это мой единственный учитель!».

В последние годы имя и деятельность Берты Михайловны Рейнгбальд постепенно увеличивается от забвения.

Берта Рейнгбальд родилась в 1897 году. (по другой информации в 1899г.) в городе Одессе в семье известного архитектора, автора многих интересных зданий в городе. С детства прочили ей карьеру архитектора, но она выбрала музыку, хотя у нее был интерес к математике, живописи, архитектуры.

Ее семья была очень культурная и интеллигентная. Она была очень образованным человеком. Берта Рейнгбальд в 1914 году. окончила гимназию с золотой медалью.А в 1919 году она окончила одесскую консерваторию также золотую медаль в классе Б. И. Дронсейко-Миронович, но, как сама говорила, ее главным учителем был Е. А. Чернецкая-Гешелина, с которой занималась в частном порядке.

Сама Чернецкая-Гешелина была ученицей выдающегося русского пианиста и дирижера, директора Московской консерватории В. И. Сафонова. Таким образом, Рейнгбальд, как «педагогическая внучка» Сафонова.

Она сформировалась как музыкант и пианист в очень профессиональной музыкальной среде. Тогда Одесса блистала талантами, это был один из культурнейших городов России, его называли «Маленький Париж». Берта Рейнгбальд сказала:

«Мне кажется, что в Одессе учились музыке почти все… Будучи студентов консерватории, я дружила с несколькими высокоодаренными студентами. Тогда я приобрела педагогический опыт, так как ко мне обращались за помощью, а многие и занимались со мной – композиторы Б. Шехтер, Зара Левина и др.».

Большое влияние оказали на Рейнгбальд дирижер И. В. Прибик, скрипач Наум Блиндер и ,главным образом, великий педагог и скрипач, профессор П. С. Столярский. Она была артистической натурой, но на сцене выступала очень редко. Его призванием была педагогика.

С 1921 года. преподавала в консерватории в Одессе в 1933 году. стал ее профессором, а в 1938 году. на вершине кафедры специального фортепиано. Ее педагогический дар, несомненно. В основе ее работы был положен принцип: не учись, не изучив своего питомца и не понимая его. Она сама писала:

«Рано я поняла, что не нужно «тянуть» учеников для моего понимания, как необходимо досконально изучить свои возможности, особенности, их личности, перспективы… … через какое-То время я не учила ученика, а я его… Настоящий учитель приспосабливается к данным каждого ученика и раскрывает его индивидуальность».

У Рейнгбальд была огромная педагогическое терпение, выдержку. Она умела ждать и не торопиться. Как писал позже Э. Гилельс:

«Рейнгбальд была не только прекрасным учителем музыки, но и воспитателем… и это сочетание – самое главное в ее деятельности».

За годы работы в консерватории в Одессе принесла много замечательных пианистов. Среди ее учеников были выдающиеся музыканты. Это, конечно, Эмиль Гилельс , сестры Татьяна и Ида Гольдфарб , Мария Гринберг , Берта Маранц, а теперь здраствующие Лидия Фихтенгольц и Людмила Сосина .Все они были гордостью советской школы piano ,лауреатами всесоюзных и различных международных конкурсов.

См. также:Станислав Нейгауз: «Ваша игра – это зеркало души»

Гилельс пришел в класс Рейнгбальд в 13 лет, и она упорно вела его к пониманию глубины музыки, развивала его мышление, «воспитывала привычку играть в общество».Рейнгбальд написала:

«Сцена настоящая, поэтому и жестока. Она открывает талант, но и безжалостно отражает бесталантность. Наиболее сложная психологическая задача: воспитывать правильное этическое отношение к эстраде».

Есть интересный ответ на игру Гилельса, когда он был у Рейнгбальд, Якова Зака, будущего профессора Московской консерватории, соученика Гилельса в консерватории в Одессе:

«Уже тогда Гилельс поражал нас своей игрой. Я помню, как он играл Моцарта, Шуберта, этюды Шопена. Впечатление от его игры было очень сильным. Это было что-то непонятное. Конечно, в этом проявляется большая заслуга его учителя Рейнгбальд. Она в развитии Гилельса сыграла большую роль».

В мае 1933 года. шестнадцатилетний Гилельс принял участие в Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и одержал победу. И никому не известный молодой человек и его учитель стали в одночасье известны по всей стране.

После конкурса Гилельс стал широко выступать с концертами, Берта Михайловна стала ездить с ним по городам, следила за его репертуаром,

«но вместо того, чтобы спокойно продолжать обучение, я стала вести борьбу с бесконечными разговорами на концерты».

Берта Рейнгбальд, как педагог, стала известна по всей стране, была ей присуждена в 1937 году. орденом трудового Красного Знамени, а в 1935г. она получила в подарок от правительства Украины роскошный рояль «Бехштейн» в связи с победой ее ученика Гилельса на всесоюзном конкурсе.

Проводила большую методическую работу, помогала Николаевскому и Херсонскому музыкальным училищам, участвовала в организации Молдавской консерватории в Кишиневе.

Берта Рейнгбальд был депутатом Одесского горсовета трех созывов, а в 1939 году. стала членом совета. Была в течение пяти лет председателем секции исполнительной власти Одесского отделения Союза композиторов СССР.

Она не порывала связи со своими учениками, следит за их успехами. И позже, когда Гилельс учился в аспирантуре Московской консерватории у знаменитого профессора Г. Нейгауза, часто приезжал в Одессу и консультации с Рейнгбальд.

Дружба и творческие отношения с ней длились долгие годы. Она всю свою жизнь посвятила музыке и своим ученикам, и ее личная жизнь не удалась. Она вышла замуж за врача, у нее родился сын Алик (Алексей), но вскоре она рассталась со своим мужем.

У нее было три сестры — Софья, Henrietta и Антония. Все они были учителями музыки.

См. также:это не от лукавого

В феврале 1941 года. широко отмечался двадцатилетний юбилей педагогической деятельности Рейнгбальд. В годы Великой Отечественной войны она с сыном (он с детства учился играть на виолончели) жили в эвакуации в Ташкенте, где она работала до находящегося там Ленинградской консерватории.

По просьбе кафедры специального фортепиано консерватории Берта Рейнгбальд сделала доклад «Как я обучала Эмиля Гилельса». Он гораздо позже был выпущен в сборнике «Выдающиеся музыканты-педагоги о фортепианном искусстве» («Музыка», М.-Л., 1966 г.). Эта замечательная работа, к сожалению, недооцененный до сих пор. В статье о каждом из своих учеников: Миле Гилельсе, Берте Маранц, Тане и Идеально Goldfarb, и т. д. – пишет с большой любовью, тонко разбирая их возможности и описывая свою работу с каждым из них.

В Ташкенте ее борются приглашали работать после войны Киевская и Ленинградская консерватории, но она, бросая в освобожденной Одессы. После возвращения в 1944 году. в родной город с сыном, Берта Рейнгбальд столкнулась с огромной бюрократией, и даже враждебность. Ее квартира в центре города, где она родилась и жила в течение приблизительно 44 лет, была занята работником НКВД и ей отказывали обеспечить жизненное пространство.

Школа и ее ректор композитор К. Данькевич также были настроены враждебно. Рейнгбальд дали для временного проживания угол в консерваторском коридоре, где стояла ее кровать, а ее рояль марки «Бехштейн» забрал себе ректор Консерватории и не хотел его отдать.

Конечно, это было начало антисемитской компании, которая позже охватила весь город и страна. Рейнгбальд не давали квартиры и прописки, а, следовательно, они не хотели нанимать. Отчаяние охватило ее, никто не протянул ей руку помощи, ее здоровье было подорвано после недавно перенесенного тифа.

Все это привело к трагическому финалу: она выбросилась с лестничной клетки четвертого этажа дома, где помещалась горжилуправление. Так закончилась жизнь замечательного педагога, воспитавшего великих музыкантов мирового класса , и, что самое главное, что дала «путевку» на сцену концерта великого Гилельсу.

Самоубийство Рейнгбальд было воспринято руководством Одессы почти как антисоветский выпад. Ученики Рейнгбальд не были восстановлены на работе в Консерватории, где они работали еще до войны. А памятник на могиле своего Учителя установил в своем очерке любимый его ученик Эмиль Гилельс с надписью: «Дорогому учителю-другу».

Все понимали количество трагедий, и многие московские музыканты помог сыну Рейнгбальд, Алексей Рубинштейну. Профессор Е. Ф. Гнесина настояла на переезде мальчика в Москву, и он начал преподавать в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, а известный педагог-виолончелист Семен Козолупов стал его учителем.

После окончания института, сын Рейнгбальд играл в оркестре кинематографии, а затем в джазе Эдди Рознера. Позже эмигрировал в США, поселился в Лос-Анжелесе, успешно работал там на радио и в Голливуде музыкантом. К сожалению, недавно умер.

См. также:Валерий Афанасьев: «Качество концерта можно измерить слезами»

Перед отъездом в США он передал Э. Гилельсу оставшееся архив своей матери, которая хранится в его семье и сегодня. О своем учителе вспоминает Людмила Сосина, закончившая одесскую консерваторию в класс Рейнгбальд в 1939 году. поэже профессор Московской консерватории и Академии имени Маймонида.

«Я попала к Рейнгбальд в одесскую консерваторию прямо из семилетки.Посоветовал мне учиться у нее Миля Гилельс. Берта Михайловна – великий музыкант , талантливый педагог. Она сделала из меня музыка, я ей все обязан.

Ее метод обучения отличался тем, что она ничего ученикам не играла , так как не хотела , чтобы копировали ее игру .Рассказывала,объясняла , вдохновляла и заражала учеников.Она нас всех очень любила , а Гилельса просто любила, и наблюдала за нашими успехами.

В последнем письме ко мне из Ташкента, она писала, что ее приглашают работать в Киеве, а я ей ответила,что не знаю одесскую консерваторию без профессора Столярского и Рейнгбальд. И какой ужасный конец ее жизни».

Осенью 1974 года. исполнилось 30 лет со дня смерти Берты Рейнгбальд, и Гилельс приехал в Одессу, чтобы дать концерт в память своего Учителя и хотел, чтобы это было видно на плакате. Руководство города отказалось это сделать. Дело дошло до обкома партии, который категорически был против упоминания имени Рейнгбальд.

Тогда Гилельс заявил, что концерта не будет. В обкоме поняли, что будет скандал и отступили. Концерт состоялся на плакате было написано: «памяти профессора Б. М. Рейнгбальд».

Гилельс вышел на сцену с черной траурной повязкой и играл любимые произведения своего учителя. Но в местной прессе не было ни одной рецензии не было медленно! Гилельс говорил:

«Слово учитель – высокое слово. Таких учителей-музыкантов, которые бы шли на самопожертвование в истории педагогики личности. Я был у трех учителей. Один из них был настоящим учителем: Учителем с большой буквы была Берта Михайловна».

Великий Гилельс был верен своему Учителю всю свою жизнь. К сожалению, работы Берты Рейнгбальд до сих пор не собраны и не изданы, а сейчас представляют собой большую ценность.

Особая благодарность внука Э. Гилельса – Кириллу – за возможность ознакомиться с архивом Б. Рейнгбальд.

Яков Коваленский, «Алеф»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ