Теодор Курентзис. Фото – Антон Завьялов
После появления в афише театра декабрьского «Happy End» культурная публика замерла: как раз в конце года заканчивался контракт художественного руководителя театра Теодора Курентзиса.
Худшего не произошло, но неопределенность сохраняется и сейчас: новый контракт еще не подписан. С оговоркой «если я останусь» Теодор Курентзис рассказал о своих планах, свободы в искусстве и о счастье.
— Теодор, я не могу не спросить: контракт не подписан?
— Контракт не был подписан. Мы продолжаем переговоры. Но я бы воздержался пока от комментариев.
Я просто хочу сказать, что в течение последних пяти лет нам удалось сделать театр, где край, да и страна может гордиться. Мы добились децентрализации искусства.
Так уж сложилось, что в России искусство сосредоточено в столице: не реализованы все лучшие проекты, там сосредоточены огромные финансовые ресурсы. От провинции никогда ничего особенного не ждали.
Теперь не только в стране — в мире знают опера в Перми. Уже традиционно первые по количеству «Золотых масок», приглашают нас в Австрии — ставить Моцарта, в Германии — ставить Вагнера. На пермской премьеры приезжают со всего мира. Еще несколько лет назад, когда мы говорили о таких перспективах, они смеялись с нас.
Нас называли фантазерами, теперь с удивлением понимают, что получилось, что мы правы. И сделал это провинциальный театр, с бюджетом в десятки раз меньшим, чем в случае Большого театра. Но даже этот бюджет мы должны теперь какими-то невероятными усилиями выиграть.
— Вы рассматриваете возможность выезда из Перми, если не удастся прийти к согласию?
— Нет, конечно, я уеду. Соберу оркестр, и я уеду. Я уже давно к этому склоняюсь, потому что, честно говоря, меня уже тошнит. Я вообще не люблю драться. С другой стороны, мне, конечно, не хочет бросать незавершенное дело.
Я приехал в Пермь не для того, чтобы сделать какой-то модный проект или заработать деньги, я здесь, потому что у меня есть идея, мечта — создать культурную среду и театр такого уровня, какой не имеет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, который и в мире будет одним из немногих. И нам удалось это сделать.
Но чтобы это сохранить и продолжить, нужен театр, и нужно финансирование. Я знаю, что есть мнение, что мы не оцениваем реальную ситуацию. На самом деле все наоборот: это мы создаем реальность, в которой они просто не включены.
— Ты чувствуешь, как в целом в России, и в Перми в частности, изменился культурный климат: какие-то темы стали нежелательно, ужесточился контроль, появились какие-то добровольные цензоры из числа зрителей?
— Все эти явления — попытки цензуры и усиление официальной пропаганды — это, как мне кажется, побочный эффект стремления что-то противопоставить критике Запада. На уровне региона, который, как обезьяна, копирует федеральные тенденции, стараясь угодить и перестраховывается, эти явления усиливаются.
См. также:Марк Горенштейн: «Оркестра я штрафовал и буду штрафовать»
На мой взгляд, это неверные шаги. Они дискредитируют русскую культурную идею, основой которой всегда была свобода.
Россия — мультикультурна. Здесь, на этом огромном пространстве от Восточной Европы до Японии, существуют различные традиции: традиции Востока и Запада, Севера и Юга, много разных форм и значений. И результат этого соединения — это удивительное искусство, которое дает миру эта страна.
И это хорошо, это сокровище и сила России. И попытки лишить культуру этого духа — это как удалить сердце из тела. И, как нельзя жить без сердца не может жить без диалога, без свободы, без экспериментов и противоречий. Это значит, что нужно отказываться от Пушкина, потому что скандальный поэт, Достоевского, потому что он сидел в тюрьме, и Чайковского, потому, что он гомосексуалист, и Стравинского, Дягилева и, как адептов западной культуры. Я не знаю, что при таком подходе останется.
Но вообще-то я пока особых ограничений не вижу. Конечно, есть и мракобесие — это то, что происходило в Новосибирске, например, но есть очень много прогрессивных людей, которые делают интересные и важные вещи. И всегда, когда об этом говорится, я защищаю Россию.
Я пытаюсь убедить, что не следует переусердствовать и на основании одного-двух примеров делать глобальные выводы об отсутствии свободы слова в стране и тотального контроля. Это не так.
— По вашему мнению, абсолютно все может быть предметом искусства?
— Абсолютной свободы не бывает. Критерий один: искусство должно служить человеку. Не учить, не воспитывать, не смешивать, не играть, строить. Люди после встречи с искусством нужно думать.
В этом смысле даже отрицательные и мрачные произведения искусства, если они сделаны с любовью к человеку, если обращаются к тем смыслам, которые человек, может быть, не может сформулировать, но интуитивно чувствует, что важно. Как антибиотик, который, с одной стороны, это может вызвать какие-то повреждения, но это лечится.
— Как вы считаете, нужно зрителя объяс — нять произведение искусства, или воспри — приз должен быть прямым?
— Я считаю, учиться и учиться воспринимать произведение искусства, вам необходимо. Вот теперь вы видите предметы, которые стоят на пианино, например: затейливая статуэтка, но это для вас мало, что значит. Но если я расскажу вам ее
историю, скажу, что это приз Echo Klassik, взглянуть на нее другими глазами.
Так начинается проникновение в этот маленький космос, ранее закрытый для вас, но разблокирован после моего объяснения.
То же самое и с искусством. Ведь искусство-это символы, знаки, которые хаотично отскакивают у нас в подсознании, и после какого-то сигнала, они гармонизируются, приобретают какой-то смысл и значение.
См. также:Жан-Кристоф Майо: «я не променяю Балет Монте-Карло и принцессу ни на один театр мира»
Поэтому важно, чтобы дать толчок, может какой-то элемент интерпретации, чтобы люди взглянули на дело открытыми глазами. Иногда нужно какие-то сильное впечатление, часто даже отрицательная.
Так, например, я знаю, что те зрители, которые негативно реагируют на, скажем, «Носферату», и теперь говорят: «какой кошмар!» — за десять лет они будут защищать этот спектакль. Парадокс, но это так. Потому что, если произведение искусства вызвало сильное раздражение и агрессию, значит она что-то задела человека, так что началась у него внутри работа. Вот этот, который остался равнодушным, ничего не увидел, это проблема.
— Очень позитивно, публика приняла формат ночных разговоров с тобой, особенно той его части, где анализировались звучала музыка. Планируете ли повторить этот опыт?
— Я хотел бы продолжить общение со зрителями и в этом формате тоже. В целом я хотел бы сделать в Перми какой-то образовательный, коммуникативный проект, условно назовем его «Центр Дягилева». Это место встречи зрителя с художниками, где они будут приходить выдающиеся личности со всего мира, режиссеры, актеры, музыканты, художники, хореографы будут проводить мастер-классы, встречи с аудиторией, где музыканты будут играть и слушать музыку, а потом обсуждать вместе с общественностью.
Я хочу, чтобы люди собирались вместе и говорили о проблемах в искусстве: куда движется, какие процессы происходят в искусстве. Чтобы молодые люди становились умнее, чтобы они думали о том, что они делают в жизни и что они могут сделать.
Потому что, если мы хотим достичь больших изменений в мире, мы должны изменить себя сами. То есть импульс к значительным изменениям в нас самих. И искусство как раз об этом говорит, это, чтобы запустить в человеке такие процессы. Так родился когда-то театр, как место, где человек переходит к мышлению. А он имел в виду, потому что не знает.
— Кроме редких встреч в театре, вы еще в какой-либо форме со зрителями?
— Иногда, когда у меня есть время, я могу прогуляться по городу. И часто я встречаю людей, которые благодарят за то, что мы делаем в театре. Хотя мне стыдно немного, потому что я считаю, что это не моя заслуга. Я только руковожу театром, но его успех-это заслуга многих людей: и тех, кто здесь живет, и тех, которые приезжают, чтобы отдать часть своего таланта этого города.
— А как ты вообще любишь проводить время? Скажем, как выглядит ваш идеальный вечер?
— Это зависит от моего внутреннего состояния. Если я в гармонии, я могу сидеть с человеком и вести приятный разговор, — это отлично. Или, еще лучше, если я в таком эмоциональном состоянии, чтобы писать, и я создаю что-то… то тогда это очень хорошо!
См. также:Большой театр отправляется на гастроли в Воронеж
— А когда лучше заниматься творчеством: когда вы спокойны, или когда что-то взбудоражены, влюблены, например?
— Состояние влюбленности и состояние разочарования в любви очень похожи. Это как встреча и разлука — вызывают похожие эмоции.
Долгое время это было состояние, в котором он был сформирован. И тогда, в те моменты, когда я был счастлив, вопрос: а что я буду теперь делать? Как я пойду плакать с людьми, если я счастлив? Но потом я начал думать, а почему ты должен быть несчастным? И сам себе ответил: потому, что материал, музыка, которую я делаю, говорит о том, что мир несчастен.
Тогда я решил: создать музыку, которая говорит о божественном. Вот что меня очень интересует: божественная составляющая музыки — не столько сентиментальная, эмоциональная часть, сколько это обращение к человеку, который в нее вставлен.
— А бывает, что ничего не хочет делать: ни на сцену выходить, ни играть, ни писать?
— К счастью, нет. И, наверное, это действительно счастье. Только я все время старался преодолеть препятствия, непонимание.
Ты понятия не имеешь, как это все мое творчество — это преодоление препятствий! И теперь, когда уже понимают и принимают, когда нет очевидных препятствий, так что вы выбираете те дороги, где есть трудности. Потому что жизнь-это движение. Что-то удалось, но перед нами, видно, уже другой горизонт, которого можно достигнуть только преодолевая очередные препятствия. Жизнь — это то, что в этом процессе является то, что между нот, как и музыка.
— Какова ваша главная цель в жизни?
— Стать лучше, стать полностью гармоничным человеком, светлым. И, чтобы я был достойным дарить красоту другим людям, которые в ней нуждаются. Вот самое главное. Банально звучит, но это правда. Это правда.
Оксана Астафьева, «Коммерсантъ – Пермь»
Об авторе