Международный Дягилевский фестиваль в этом году пройдет с 21 по 30 мая. Его программа уже сверстана, и Теодор Курентзис готов его «ударные моменты», а в то же время, чтобы поделиться и более отдаленные планы.
— Говоря о программе Дягилевского фестиваля 2015 года, какие события вы выделили в качестве главного?
— Самый масштабный фестиваль проект года — балет «Новости проекта», который будет показан в вечер открытия фестиваля. Там такая история… Я в Цюрихе, дирижировал оперой Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», и там была вдовой Дмитрия Дмитриевича — Ирина Антоновна. Она является экспертом в его творчестве. Мы разговорились, и она предложила мне сделать оперы Шостаковича «Оранго» и «Условно-дневник», как один спектакль. Это очень интересный материал, который никогда не ставился в театре, и в целом этот период в творчестве Шостаковича очень интересный.
Я сказал Алексею Мирошниченко (главному балетмейстеру Решение, театр оперы и балета — ред.), что можно сделать оперное-балетный вечер. Изначально он был настроен скептически, но потом проникся и сказал, что это элегантная идея. Он стал не только балетмейстером, но и режиссером-постановщиком этого спектакля, потому что в обоих произведений есть и опера, и балет.
Как говорится на сайте театра, опера «Условно дневник» был в России только раз, в 1931 г., в Ленинградском мюзик-холл — в виде поп-ревю с участием Леонида Утесова и Клавдии Шульженко, а за рубежом первое театрализованное представление этой оперы состоялось только в 2013-м — в Люцерне, в рамках фестиваля «сменить обстановку», под названием DerFallYY («Дело YY»).
Либретто фантасмагории «Условно дневник» и хореографа Алексея Мирошниченко записал, сохранив первоначальный вариант, только имена главных героев. В балете ведущую роль играет мороженщице Машеньке Фунтиковой, которая вместе с возлюбленным Степкой Курочкиным попадает в зону учебной воздушной тревоги, где Марьяна цель руководителя маневров Бейбуржуева.
Незаконченная опера «Оранго» долгое время считалась утерянной, но была обнаружена в архивах Музея имени Глинки в 2004 году. Это фантастическая история создания сверхсущества, получеловека-полуживотного.
Для того, чтобы воссоздать эстетику 1920-1930-х годов сценографы решение спектакля Андрея Войтенко и Татьяна Ногинова обратился к театральные эскизы одной из родоначальниц конструктивизма Александра Экстер.
— Уже объявлено, что куратор-резидент фестиваля 2015 года будет Леонид Десятников…
— Да, это самое главное лицо фестиваля, потому что Десятников — одна из главных фигур в современной музыке России и еще, что для него в этом году юбилей, и мы его здесь, чтобы праздновать. Будет проходить на трех или четырех специальных концерта, теоретические конференции, а сам Десятников будет дирижировать своими произведениями на концерте закрытия фестиваля, где будет исполнена еще Пятая симфония Малера.
Я считаю, что мы обязаны сделать все симфонии Малера. Всех русских композиторов ХХ века поддерживать меня, потому что без Малера не было бы ни Шостаковича, ни Соллертинского…
Как говорится в блоге Дягилевского фестиваля в facebook,
«Десятников — один из самых исполняемых современных российских композиторов. Он определяет свой стиль как «эмансипация консонанса, преображение банального, минимализм с человеческим лицом». Его любимый жанр — «трагически-шаловливая вещица».
Его музыка часто звучит в крупных музыкальных фестивалях, а симфонические произведения исполняются оркестрами по всему миру».
В этом году на Дягилевском фестивале, который состоится «Десятников-гала» — авторский вечер к 60-летию композитора, который будет слушать его ранние сочинения: The Leaden Echo («Свинцовое эхо», 1990), «По канве Астора» (1999), а также «Возвращение» (2007) и фрагменты музыки из фильма «Москва» (2000). В конце фестивальный оркестр исполнил «Эскизы к закату» (1992) и «Путешествие Лисы на Северо-Запад» (2013, стихи — Елена Шварц, солистка — сопрано Венера Гимадиева).
Как правило, во время фестиваля будет есть много интересных вещей: Акрам Кан покажет балет «Kaash», покажет «Алису» — первый спектакль Андрея Могучего в БДТ…
Спектакль БДТ «Алиса» — это сказочная история по мотивам «Алисы в Стране Чудес», где в главной роли — «главная Алиса БДТ». Фрейндлих, конечно.
— Как в программе фестиваля появится Акрам Кан?
— У нас случилась эта очень странная история… Вы знаете, что мы сейчас создаем специальную комиссию, которая будет заниматься новыми, специально для нас созданы произведения. Первый проект, который будет делать эта комиссия, одним словом, не может определить…
Заключенные в тюрьмах всего мира пишут стихи о свободе, о свете, о красоте. Удивительно, что люди, которые не видят свободы, могут писать о ней! Этот эксперимент начался во Франции, но мы сделали выбор в стихи еще и на российских заключенных в тюрьмах, и эти тексты на разных языках, выдающийся французский композитор Филипп Эрсан пишет очень красивую духовную кантату.
Это почти религиозная, безумно красивая музыка! В работах принимают участие хор и несколько инструментов из различных национальных традиций: скрипка, гармоника, дудук… Это произведение — страстные послания, слова и о свободе, которую люди из него, послал нас, тех, кто на другой стороне…
Фрагмент из безымянных еще кантаты Филипп Эрсана хор MusicAeterna состоится в мемориальном вечером Жерар Мортье на Дягилевском фестивале в 2014 году.
Но это еще не все. Идея в том, что Сиди Ларби Шеркауи будет ставить эту музыку, оригинальную хореографию и танец будет артистов нашего балета и хора! Установка будет делать Марина Абрамович.
Мы планируем этот проект представить в следующем году, а в этом году попросили Сиди Ларби, что он прибыл в Дягилевский фестиваль, заранее познакомился с труппой, и, конечно, показал свой балет. Но он не смог: у них почему-то в это время важную работу в брюсселе, театр » Ла Моннэ. Так что для современного балета у нас в этом году соответствует Акрам Хан. Так случилось — и хорошо: нет худа без добра!
Известный британский танцор и хореограф Акрам Хан первый год дружит с пермским балетом: он был танцевальный номер для Александра Таранова и Ксении Барбашевой, когда они приняли участие в проекте «Большой балет» на канале «Культура».
Конечно, это хорошо и очень важно, что мы увидим знаменитый балет, который никогда не был показан в России… Но я мечтаю о Дягилевском фестивале — другой. Я бы не хотел показывать спектакли, которые существовали до фестиваля. Должны быть новые продукты, которые делают специально по нашему заказу!
Любой фестиваль — одну оперу и один балет, совершенно новые. Это может быть уже существующих названий, но с новых производств, а лучше — только что написанные произведения, которые можно заказать фестиваля. Так, как это делается на Зальцбургском фестивале. Но Зальцбург по-прежнему занимает постановка на уже существующие произведения, и я хотел бы, чтобы мы разобрались в самих работ. Вот это по-дягилевски! Именно такой проект — опера Дмитрия курляндского «Носферату». И Филипп с Эрсаном — тот же проект.
Мы будем продолжать и в будущем так поступать. Сейчас ведем переговоры о сотрудничестве с Бенедикт Мейсон (современный британский композитор, автор Chaplin Operas, которая Ансамбль Modern показал в предыдущей Дягилевском фестивале — на фото). Несколько идей обсуждаем с Алексеем Сюмаком, прежде всего, мы хотим сделать проект «Левски», который по какой-то причине не был реализован в Михайловском театре.
Я очень верю в Алексея Сюмака… Мода современной оперы в России началось с совместной работы — опера «Станция». Когда начинается фестиваль «Территория», у меня была идея заказать оперы современных композиторов, и эта опера была первой. Мне кажется, что Сюмак очень… как сказать… самый настоящий русский композитор! Очень люблю его музыку. Но в следующем сезоне мы не сможем реализовать этот проект. Только в сентябре 2016 г. — после того, как сделать «Травиату» с Боб Уилсон.
— Возвращаясь к Дягилевскому фестиваль… будь традиционных мероприятиях, таких как фортепиано-гала?
— Фортепиано-гала — это обязательно. И тройной гала тоже будет, как в прошлом году. Снова приедут Патриция Копачинская и еще Илья Грингольц и Каролин Видманн — самых современных скрипачей Европы.
Патриция Копачинская также будет играть концерт с Маркусом Хинтерхойзером, с которыми у нас хорошая дружба. В следующем году он был интендант Зальцбургского фестиваля, где мы пригласили поставить «Милосердие Тита» Моцарта, но еще и выдающийся пианист, и нашел время, чтобы посетить наш фестиваль и выступить с концертом.
Вы можете почувствовать это… Невероятная атмосфера, когда эти талантливые люди, чтобы играть вместе.
Мы продолжаем традиции концерты альтернативной музыки. В этом году прибудет Закир Хусейн, выдающийся индийский перкуссионист. Он говорит только инструмент, это что-то… Это явление! Для нас, западных музыкантов… Страшно сказать, но я — западного музыканта, по крайней мере, по сравнению с Индией. Так что, нам очень нужно, чтобы учиться у них. Это будет большой концерт, такое… медитативное.
— Самый волнительный вопрос: будет ли Ромео Кастеллуччи с «Весной священной»?
— Кастеллуччи не будет. Не деньги. Это чудо, что при таком отношении со стороны нашего основатель вообще будет праздник! Чудо, что мы вообще существуем. Потому что… все ясно и все видно.
Я вообще отношусь к людям с пониманием, я пытаюсь понять трудности… Речь не идет о том, что Министерство культуры пермского края бедным. Бедное министерство, бедное государство — не означает, что они бездушные. В другом случае: настоящее искусство просто игнорировать. Бывает, что ты приходишь в гости к человеку, который был беден, но если у вас хорошие отношения, если это хорошая душа, кусочек будет делиться, и это будет необыкновенный вечер! И это происходит, попадешь сделать вас богатым, кто не любит искусство, — и будет плохо.
Мы так много имеем дело с так много хотим сделать! Но мы живем, как попрошайки. Слава богу, что губернатор дал нам сейчас деньги для поездки на «Носферату» на фестиваль «Золотая маска». Хорошо, что есть люди, которые все понимают! Потому что минкульт готов для того, чтобы мы в Москву не ездили, а там проданы все билеты, и столько номинаций… Я не понимаю, как я могу защитить интересы культуры, Пермская перед всей Россией, если пермское министерство культуры не хочет.
Я хотел бы, чтобы в министерстве поддержали наши идеи и говорили: «Как здорово! Давайте сделаем это! У нас денег нет, но давайте искать». А теперь — ни слова поддержки.
— Фестиваль, как это повлияло на международной обстановке, рост курса евро?
— Курс валют очень повлиял, и международная ситуация в целом — нет. Никто не отказался ехать на фестиваль из-за того, что он был в России. А вот финансовые трудности… Нас считают бюджет в рублях, а они верят в евро. Мы еще два года назад договорились с зарубежных исполнителей конкретных обвинений, а теперь оказывается, что сборы в два раза меньше! Пришлось уговаривать людей, чтобы они согласились помочь нам выйти.
Бюджет нашего театра, не индексируется, а он и без того был в десятки раз меньше, чем в большом театре. Не может быть так, чтобы творчество подогревалось только мечты и энтузиазма, нужны реальные деньги, чтобы что-то создавать. Мы уже убедились, что чем больше новых продуктов, тем лучше для города — люди хотят нового.
В этом году у нас больше новых имен — и посещаемость выросла.
Знаете, наши соперники — это не Екатеринбург и Новосибирск: им не говорит, ставит спектакли в Зальцбург, чтобы появиться в Экс-ан-Прованс, в Берлинской филармонии и зале Оксфорда в Вене. Когда я говорю, «конкурентов», я имею в виду только Москву и Санкт-Петербург, а там финансирование несравнимо выше.
У нас нет даже репетиционной базы, нет денег, чтобы снять какое-то постоянное место для репетиций. Для репетиций «Носферату» мы арендовали помещение типографии «Звезда», и очень хорошо сделано!
— Социальные сети в пользу идеи о закрытие фестиваля «Белые ночи», а также финансирования вперед «Дягилевскому фестиваль», так что на нем были не только элитарные, но и массовых мероприятий. Как вам эта идея?
— Последние «Белые ночи» являются профанацией, потому что делают «для развлечения». А так нельзя относиться к людям. Понимаете, вот если мы возьмем детские спектакли… Не может сделать детские спектакли без разбора, не следует недооценивать IQ детей. Так же и с обычных людей. Они, как дети, готовы принять все, что им дают. Поэтому нужно давать им только самое лучшее.
Это может быть хороший рок-концерт: три дня рок, так что только люди города могут увидеть эксклюзивные концерты на открытом воздухе.
Может сделать программа, связанная с образованием: ряд лекций, мастер-классов, подготовка к художественной самодеятельности, чтобы самодеятельными артистами делали настоящие мастера. Программа на весь год, а финал — фестиваля. Но делать это следует очень серьезно. Я буду привлекать к этой работе Академии современной музыки в городе Чайковском. Тогда действительно может что-то хорошее делать. Но вы должны серьезно организовать.
— Есть мнение, что делать Дягилевский фестиваль, легче и проще в формате биеннале, чтобы тратить на каждый фестиваль двухгодичный бюджет и двух лет, чтобы готовить. Тогда было бы проще реализовать такие крупные проекты, как, например, в той же истории с Филиппом Эрсаном.
— Я решил сделать фестиваль каждый год, потому что мы последний оплот культурной революции в этом городе. Только мы считаем, в этом здании защищал этот флаг! Мы должны привлечь внимание к Перми, чтобы не забыть этот город. Люди уходят, фестивалей закрываются один за другим… Если мы не будем все напоминает: «Россия! Пермь!», мы не останемся в четверке важных культурных городов России. Фестиваль раз в два года для этого не достаточно.
Для жителей города это тоже важно. Если у нас в театре-это система stagione, мы сделали много новых продуктов. Тогда на фестивале можно было бы проводить раз в два года, потому что было бы атмосферу фестиваля, в течение всего сезона! Но у нас это не возможно, а мы не можем заставлять людей ждать новых проектов в течение двух лет.
Юлия Правительства, newsko.ru
Об авторе