Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис распространил открытое письмо в связи с событиями вокруг постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета: фото спектакля с репертуара и увольнения директора театра Бориса Мездрича.
COLTA.RU приводит письмо Теодора Курентзиса в полном объеме:
Я пишу это письмо не как музыкант, а как обычный человек, который любит Россию. Как и те, кому небезразлично будущее нашей страны, я обеспокоен тем, что происходит сегодня в культуре.
Во все времена свобода искусства служила индикатором демократии в государстве. Можно сказать: покажи мне, в каком состоянии находится культурная жизнь в вашей стране, и я скажу, какое будущее вас ждет.
Сегодня мы являемся свидетелями ситуации, когда заявления радикально настроенных непросвещенных людей оказываются важнее, чем мнение экспертов. Когда поощряет невежество и силовые методы борьбы, начиная от анонимных доносов в высшие инстанции и клеветнических писем в прокуратуру. Ситуация вокруг Новосибирского государственного академического театра оперы и балета стала тому печальным примером.
Театральные эксперты установили высокую оценку спектакля «Тангейзер», а зрители приняли его стоячими овациями. Суд в результате слушания перенести обвинения в адрес авторов. И да, вопреки тому, что министерство культуры приняло решение об увольнении директора театра: потому что он не принес публичных извинений не слышали, но «оскорбившимся» и «не сдал» спектакль.
Несмотря на то, что во всех своих высказываниях министерство культуры России избегает слово цензура, жонглируя формулировками, находит различные оправдания своих действий, на самом деле то, что происходит, есть не что иное, как цензура. А это означает, что прямое нарушение Конституции РФ и угрозу для всего общества.
Публичная казнь директора новосибирского государственного академического театра Бориса Мездрича — это сигнал, который лично я не понимаю, как интерпретировать. Что таким образом хочет сказать нам министерство культуры?
Появляется много вопросов:
— И что теперь художники должны строго придерживаться инструкций сверху? Не иметь собственного мнения и творческого письма и дрожать, опасаясь казни?
— Любое искусство искра, будучи реакцией на текущую реальность, теперь может стать поводом для доноса, ведущего на слушание?
Трудно себе представить, что есть люди, которые так устали от свободной России, что они скучают по стукачеству и репрессий советского прошлого… Выходит, страшные уроки истории нас ничему не научили…
Ужасно боюсь, не значит ли это, что наступают времена, когда свободно сделать это мы можем только за пределами нашей страны? Ну, здесь будут играть только правительственные концерты, и музыка, которую заказывает хозяин?
Почему министерство берет на себя функцию приказчика и забывает, что это должно служить в равной степени всем слоям общества? Министерство должно поддерживать правильный баланс между всеми художественных течений, прислушиваясь к рекомендациям экспертов, всеми силами предотвратить волюнтаризм отдельных лиц, быть гарантом автономии и баланс всех участников культурного процесса.
То же самое — некоторые представители духовенства. Вместо того, чтобы поощрять к любви и благодеянию, открывать перед людьми истины христианства, своими действиями они отталкивают их от церкви.
Как православного человека меня глубоко оскорбляет любая агрессия, тем более, начиная от людей, которые называют себя христианами и спровоцировавших весь этот бардак. Вовсе не «Тангейзер», а действия фанатиков, наговоривших это привело к тому, что количество плохих слов в адрес убеждая их к миру деятелей театра, оскорбительные для верующих. Их желание стать сильнее разжечь скандал в середине Великого Поста выдает в них дилетантов от религии. Любителей боевиков, ворвавшихся в «чужой монастырь со своим уставом» и громящих здания, тщательно построенный другими людьми. Это доказывает их огромное непонимание смысла христианской веры.
Прошу прощения у всех, кто читает это письмо: не в моих намерениях еще сильнее обратить конфликт. Мое обращение является результатом депрессии, которая появилась в ответ на происходящие события в культурной жизни любимой страны. Меня атакуют тяжелые мысли…
Что я теперь скажу людям по всему миру, которых трудно убедить в том, что Россия — страна высокой культуры, духовности и свободного творчества, а не империя зла, какой они себе ее представляли в результате передергиваний западной пропаганды. Как я посмотрю им в глаза? Я хочу продолжать рассказывать им о свете русской души, а не о темноте цензуры и церковно-культурной казни.
Если бы эта волна фанатизма и псевдонационализма был наивный явлением, это было бы одно. Тогда мы спросили, как бы от себя: интересно, чтобы просветительскими программами, которые вновь форматы коммуникации и построить с аудиторией и так далее. Но, похоже, что она имеет черты спланированной акции, в которой человеческие судьбы — разменная монета. Какова конечная цель всего этого? Какая бы она не была, конечно, что выбранные для ее достижения средства наносят серьезный урон России…
Неужели кто-то всерьез верит, что именно таким образом Россия станет сильным и мощным государством? Если кто-то считает, что нашу страну будут больше уважать в мире?
Культурная Россия кровоточит. «Серые кардиналы», и те, кто слепой массой их поддерживает, сами раскалывают страну на части.
Как человек, бесконечно благодарен этой стране, я прошу вас и обращаюсь, выбрать другой путь — путь любви и альтруизма, способ понимания и создания. Когда ты, не будучи согласным с мнением другого человека, готов отдать свою кровь, чтобы защитить его право свободно и открыто выражать другую позицию. Единство в многообразии. Сила — право автономии: государственных учреждений (театр, музей, университет, церкви и политических фракций) и каждого гражданина.
Ясно, что один из первых видимых признаков появления тоталитаризма в обществе — это превращение театра в реле политической пропаганды и ограничение индивидуальной свободы творческого высказывания. Но в таком случае, театр гибнет. Театр — это не трибуна для политических партий и не арена для развлечений. Театр — это больница для наших душ, где регулярно умираем и возрождаемся вновь, чтобы общество жило, здравствовало, думать и созидало.
Искусство создано не для иллюстрации внешней красоты и высоты морали. Картины Гойя «не» красивые», но наши гиды в глубоких подсознательных областях. В романе Достоевского «не ясно» и «гладкие», но в них содержится высшая духовная красота и нематериальные свет. Этот свет открывается через сопротивление, которое испытывает человек, когда встречается с произведением искусства.
Это основные вещи, которые нужно чувствовать и понимать людей, особенно тех, которые занимаются управлением и культурной стратегией. Однако, с удивлением наблюдаю, что развитие культуры осуществляется в соответствии с критериями, людей, совершенно далеких от искусства и не обладающих экспертным знанием. Показательно, что за это время не было ни одного из них, кто публично заявил о абсурд, что происходит в Новосибирске, а также в Ижевске, Иркутске, Москве и санкт-Петербурге.
Вместо того, чтобы решать конфликт, министерство культуры своими действиями увеличивает раскол в обществе. Дискредитирует себя в качестве органа управления. Кроме того, выступает инициатором цензурных и репрессивных методов. В результате сегодня мы сталкиваемся с острой необходимостью думать о реформировании некомпетентного министерства в новый орган, в котором будут работать люди, которые понимают и чувствуют специфику культурной среды, люди, которые не опозорят нас в будущей мировой истории. Давайте Любить Россию.
Теодор Курентзис
Colta.ru
Об авторе