Сделан директором театра Владимиром Кехманом ремонт здания идет плохо и ставит под угрозу существование объекта культуры. Фото: globallookpress.com
Новосибирский государственный театр оперы и балета в этом году сотрясают скандалы.
Это снятие с репертуара под давлением «православной общественности» спектакля «Тангейзер», это благословленная министра культуры Владимиром Мединским замена директора Бориса Мездрича на человека с неоднозначной репутацией — бизнесмена Владимира Кехмана, который имеет проблемы с правоохранительными органами.
А теперь новый повод для борьбы: проводится Кехманом ремонт здания — памятник архитектуры федерального значения — идет неправильно, с нарушением законодательства и угрожает самому существованию объекта культуры. Об этом заявил в открытом письме на имя мэра Новосибирска Анатолия Локтя заслуженные архитекторы России Геннадий Гаврилов, Марина Колпакова и Владимир Хандожко.
Театр, по мнению специалистов, «стала напоминать бордель или бани отель». Капитальный ремонт фасада, утверждают они, был проведен с нарушением процедуры выбора исполнителя, примерно согласия, а сами работы настолько плохие, что «каменная штукатурка фасада стала, да и в цвете и фактуре, и способ обработки, а капители колонн и пилястр, вообще, окрашены черной краской. Металлические свесы карнизов сделаны неправильно, а в некоторых местах штукатурка уже мокрая».
«70 лет-это необычное здание служил нашему искусства, на его спектаклях воспитано не одно поколение не только жителей города. А теперь к руководству этого «храма» пришел человек, который верит в свою вседозволенность»,
— говорится в письме.
«Мы надеемся, что руководство города достаточно сил и воли, чтобы призвать зарвавшегося директора уважать российские законы и возвращение интерьера, визуализация помещений для автора первоначального решения»,
— пишут архитекторы.
Но у Владимира Кехмана другие намерения. Еще весной после громкого скандала из оперы «Тангейзер», он озвучил свои планы:
«Мой принцип таков: театр должен блистать. Теперь вопрос, как сделать так, чтобы в этом красивом здании в какой-то мере немного, но навели лоск».
«Мне нужна неискушенная публика,
— сказал Кехман новосибирска уже в декабре, открытие театра после ремонта.
Ведь социальная, главная задача театра заключается в том, чтобы человек, придя в театр, мог получить то, чего он не может встретиться в повседневной жизни. Соответственно, от туалета до буфета, от оперы до балета, это должен быть климат. Мне кажется, мы ее создали».
Но даже неопытных людей, которые посетили театр после ремонта, бросаются в глаза искажения имиджа культурного наследия. Предыдущая реконструкция театра, построенного в 1931-1941 годы, завершено в 2005 году, после нее он считался одним из самых оснащенных российских театров.
Активисты общественного движения «Искалеченный Новосибирск» уже обратился в региональное управление Следственного комитета РФ с заявлением «о возможном преступлении в отношении Новосибирского государственного академического театра оперы и балета». Ремонт осуществляется новым директором, считают его незаконным, поскольку именно интерьер театра, в том числе цветовую гамму, мебель и полы, являются предметом защиты. Напоминают о том, что ремонт не согласован, что Управление государственной охраны объектов культурного наследия в августе 2015 года потребует остановки работы внутри здания. Однако руководство театра это положение проигнорировал.
Координатор общественного движения «Искалеченный Новосибирск» Олеся Вальгер рассказала «Работе», что ответ из Следственного комитета уже принято:
«Наше обращение перенаправили в прокуратуру. Там, в прокуратуре, уже лежит несколько заявлений, ответа ни на один еще не дали, хотя первое обращение было подано еще 19 сентября. Реконструкция театра, который завершился в 2005 году, считается лучшей реконструкцию советского наследия в современной России. Сиденья на первом этаже, которые в настоящее время хранятся на закрытом этаже, являются реконструкцией оригинальных сидений 1941 года, в них специальная подкладка, которая улучшает акустику зала.
В соответствии с постановлением министерства культуры № 987 от июня 2014 года являются предметом защиты. Преступна попытка заменить их новоделом, типичным продуктом известной итальянской компании. К счастью, большинство новосибирцев достаточно образованны, чтобы не прельститься вырвиглазным ковер, цветной мишуры и эклектикой секонд-хенда».
Ковер снять не долго, восстановить первоначальный цвет помещений — тоже. Куда серьезнее, по мнению Олеся Вальгер, изменения в аудитории:
«Был изменен угол возвышения на первом этаже, то есть, изменилось расположение рядов, сократилось количество мест, на первом этаже убрали переход».
А это может повлиять на время возможной эвакуации зрителей в чрезвычайных ситуациях:
«Был случай в 2003 году, когда на Алтае произошло сильное землетрясение. Звуки дошли до Новосибирска именно во время спектакля. Зрители были эвакуированы за две с половиной минуты. Как теперь они будут это делать, когда все пути эвакуации выполнены с диванами?»
Вальгер угрызения нового директора и в том, что «он сделал это, чтобы удалить большую часть репертуара: о любимой «Спартак» в хореографии Григоровича, удивительные «Мессу» Бернстайна, великого «Фауста», молодежный спектакль «Кентервильское привидение», где можно было увидеть молодых художников, «Спящую красавицу», премьерный балет «Сны вести под небом», ряд одноактных балетов, не говоря уже о «Тангейзере», который, кстати, на днях получил в Москве престижную награду «Звезда театрала» — так сказать, посмертно. Между прочим, за него голосовали в интернете 60 тысяч человек из 91 страны.
Но у меня к вам директора и претензии больше цвета ковра или репертуарных судорог. В октябре 2015 года Сбербанк обратился в Арбитражный суд санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании Владимира Кехмана, бывшего генерального директора группы компаний JFC, специализирующаяся на импорте бананов в состоянии банкротства. Речь идет о невозвращенной сумме 18 млрд. грн. В 2012 году по отношению к компании JFC было возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества в особо крупном размере.
И тем не менее господину Кехману было поручено дирижировать Новосибирским театром с сохранением за ним директорства в Михайловском театре оперы и балета в санкт-Петербурге. Есть ли в России такая проблема с толковыми театральными администраторами? Министр культуры РФ Владимир Специалист, который назначил Кехмана в Новосибирске, так отозвался о его работе:
«Сибирский клещ. Вцепляется и требует денег. На фасад, на туалеты, на замену кресел, на экскурсионную поездку в Тайване, где. Это просто невозможно. Страшный кровосос. Но в театре-это, конечно, от этого, я думаю, что будет большая польза».
P. S. Похоже, о пользе-это министр в ошибке. Не первый раз с ним происходит. Не далее как в конце сентября в рамках борьбы с коррупцией был арестован еще один рекомендованный им», менеджер федерального уровня», — считает директор Музея-заповедника «Кижи» Андрей Нелидов.
Два года жители Карелии написал в Прокуратуру, президенту РФ, в правительство о том, что происходит в заповеднике под руководством одиозного менеджера, но письма попадали в министерство культуры. И Владимир Специалист утверждал, что при назначении директором «Кижей» раз в неделю — продуманный шаг. Пока в дело не вмешался Следственный комитет. Напомнить ли ему эти слова сегодня?
Ирина Смирнова, «Работа»
Об авторе