На сайте газеты «Музыкальный обзор» опубликовано обращение дирижера Айнарса Рубикиса, связанные с ситуацией в Новосибирском театре оперы и балета.
Много коллегия друзья спрашивают меня, почему я не принимаю участия в дискуссии и не комментирую ситуацию, сложившуюся в Новосибирском театре оперы и балета в связи со спектаклем «Тангейзер».
Каждый из нас является профессионалом в своей области. Если мы не достаточно компетентны в данной области деятельности, и мы боимся сделать ошибку, ложный шаг, то, как правило, мы обращаемся за помощью к специалистам. Не важно — в медицине, юриспруденции, сельском хозяйстве и т. д. Если в какие-то сферы вмешиваются неспециалисты или любителями, это может создать деструктивную ситуацию.
Я благодарен всем, кто действовал, кто подписал обращения в защиту спектакля.
Некоторое время назад в прессе появилась информация, которая заставляет меня обратиться к своих зрителей и слушателей, коллег и друзей в мире музыки.
В частности, в качестве одной из причин исключения из спектакля «Тангейзер» из репертуара Новосибирского театра оперы и балета, — вспоминает неспособность нового руководства театра, связаться с режиссером спектакля «Тангейзер» Оба Кулябиным. Я думаю, что в наше время всеобщего распространения мобильных телефонов, такое заявление вызывает удивление. Но ведь мы не можем быть доступны для связи в любое время.
У каждого из нас есть обязанность перед самим собой, перед своей работой, перед людьми, с которыми мы вместе работаем и несем общую ответственность за результаты этой работы.
Я хорошо знаю, как Тимофей Кулябин ответственный человек, как он относится к своей работе, какой у него насыщенный график пробной.
Из собственного опыта могу сказать: любое вмешательство извне в творческий процесс может негативно повлиять на результат.
Я пригласил Тимофея Кулябина поставить «Тангейзера». После того, как я увидел его спектакль «Онегин», я понял, что он большой, глубоко чувствующий художник.
Как музыкальный руководитель и дирижер, я беру на себя всю ответственность за спектакль «Тангейзер» и за команду, ставившую. И поэтому еще раз хочу повторить то, что говорил перед премьерой на пресс-конференции: «я благодарен всем в этом театре, начиная от работников гардероба до директора, которые помогли создавать и создавать этот спектакль.
Другая упоминаемая причина, касающиеся меня лично — якобы, проблемы в финансовых отношениях между мной и театром. Я категорически опровергаю эти слухи. Мои финансовые отношения с театром ничего общего не имеет с замены спектакля «Тангейзер» с репертуара, так же, как и для творческих процессов в театре.
Финансовые обязательства между театром и меня всегда были решены. Поэтому разговоры о моем «побеге» из города после завершения моего контракта полностью необоснованными. В ситуации глобального экономического кризиса, Новосибирск оперный театр и агентство «Askonas Holt», которая представляет мои интересы, в начале этого года разработали новый план сотрудничества между театром и мной, который мы начали реализовывать с бывшим директором Борисом Мездричем.
В соответствии с этим планом, мы вместе должны найти взаимоприемлемый и наиболее эффективный выход из этой ситуации и сделать все возможное, чтобы театр продолжил свое профессиональное развитие и движение вперед. Как иначе можно объяснить, что мое присутствие в театре от 10 до 16 марта 2015 года, в том числе два проведенных мною спектакля «Тангейзер»?
За три года, которые я провел на посту главного дирижера и музыкального руководителя, творческий коллектив Новосибирского государственного академического театра показали очень высокий темп профессионального развития. Конечно, мне трудно говорить об этом, потому что для меня все спектакли — это мои дети, а родители часто не замечают развития своих детей. Да и меня, каждый день работая с командой, трудно оценить его профессиональное развитие. Но я знаю, что этот рост оценивали эксперты-специалисты как в России, так и за рубежом. Не доверять им я не могу.
Каждый солист оперы и балета, музыкант оркестра, артист хора или кордебалета осознает свою ответственность, не работает на одну только цель: создать профессиональный театр, постоянно развиваться самому и участвовать в общем процессе развития, не останавливайся на индивидуальных достижениях. И именно это было нашей целью и основой сотрудничества: не смотреть в прошлое, а вперед.
Принимать новые творческие вызовы и достижения новых вершин. Таких, как «Месса» Бернстайна, «Весна священная» Стравинского, «Жанна д’Арк» Онеггера, «Тангейзер». И многие другие, когда в трудных ситуациях каждый из нас работал с самоотречением, для достижения максимального уровня искусства.
За это я, безусловно, благодарен своим друзьям: музыкантам и дирижерам. Я ими горжусь. Мне не стыдно сегодня показать миру качество нашего театра, и плоды нашей работы, потому что каждый из музыкантов несет не только личную, но и общую ответственность, и осознаю, что никогда не может почивать на лаврах. Необходимо постоянно поддерживать качество каждого спектакля, каждого проекта и концерта, анализируя и достижения и ошибки.
Фильм, который мы все знаем наизусть: каждое слово, каждую интонацию. Фильм, без которого не представляем Новый год: «Ирония судьбы, или с легким паром». В конце концов, главный герой, Джек Лукашин, говорит своим друзьям: «Ребята, я вам очень благодарен за то, что мы пошли в баню, за то, что меня посадили в самолет вместо Павлика, и за то, что в Ленинграде есть такая же улица и такой же дом. Иначе я бы никогда не был счастлив…».
Хочу сказать Борису Мездричу и Татьяна Гиневич: «Борис Михайлович! Татьяна Г.! Друзья мои! Как хорошо, что вы приехали в Ригу! Как хорошо, что, смотря спектакль, в котором я буду вести, встретился со мной, и мы сидели и разговаривали до полуночи. И как хорошо, что ты убедил меня приехать в Новосибирск. В противном случае я никогда не встречал таких замечательных людей — музыкантов, художников, не познал любовь умных и мыслящих зрителей. Без этого я бы никогда не смогла быть так счастлива. Знай, что с тобой можно пойти в разведку!»
С уважением, Ваш дирижер Айнарс Рубикис
Музыка, общественная парковка
Об авторе