Владислав Касьян
Что связывает удивление Великого и нового начальника управления президента по вопросам социальных проектов? Борьба с абортами.
32-летняя Светлана Касьян — восходящая звезда российской оперной сцены, которая, как это обычно бывает с такими звездами, там, в основном, за пределами России. Но в отличие от многих коллег, занимает активную общественную позицию, участвует в православном противоабортном движения.
В девяностые годы семья Светланы жила в Казахстане, где будущая прима торговец сандалиями и морковки на базаре. В 2006 году Кассиан окончила college of music в Актюбинске, а затем училась в Московской консерватории и стажировку у Пласидо Доминго в Вашингтоне. В 2010 году дебютировала на сцене Большого театра, а уже в 2011 году выполнила большую партию в опере Пуччини «Тоска», после чего начал выступать в итальянских театрах: Ла Фениче в Венеции, в операх, в Турине, Риме, Болонье, Неаполе, Бари; в Grand opera в Париже…
Режиссером новой театрально-концертной постановки «Русалки», где Владислав Касьян выполняет партию Наташи, выступил Сергей Новиков — новый начальник социальных проектов администрации президента российской ФЕДЕРАЦИИ. В постановке Московской филармонии также принимают участие московский камерный оркестр Musica Viva и Синод московский хор РПЦ МП, а финансирует спектакль-благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова. Постановка, посвященная защите прав нерожденных детей, то есть борьбе с абортами в России. С такого необычного «идейного контекста» и начался разговор с Светлана Касьян.
— Светлана, совсем недавно, на Старый Новый год, мы будем иметь возможность оценить свой безупречный голос и игру в «Русалке» Даргомыжского. Однако трудно преодолеть недоумение, связано с тем, что премьера транслировалась одиозным телеканалом «Царьград». Также не ясно, почему оперу посвятили борьбе с выкидышем? Есть ли связь между сюжетом «Русалки» и на этой борьбе?
— А тебя не волнует тот факт, что кто-то в нашей стране пытается ограничить права женщин? Опера «Русалка», на мой взгляд, является одним из самых красивых и самых глубоких произведений российских композиторов. Узнав о том, что готовятся к постановке, с радостью согласилась принять в ней участие, тем более, что производителем был мой муж Леонид Севастьянов (глава Православного благотворительного фонда св. Григория Богослова, и советник второго человека в РПЦ МП митрополита Иллариона. — Ред.)
О том, в какой канал эта опера… Знаешь, я аполитична. Не всегда могу понять разницу между правыми и левыми. Меня интересует только качество музыкальной продукции и нравственное чувство. Я смотрела видеоверсию оперы, которую представил «Константинополь», и могу сказать, что качество было отличное!
Могу рекомендовать и другим каналам начать приглашать российскую публику к качественной классики. Не может быть, ведь в новогоднюю ночь вина и съесть людей одним «боярышник».
— Организаторов передачи сообщил, что «посвящают» оперу борьбе с абортами. Но, как показывают социологические исследования, большинство россиян считает аборт важным законом женщины. А вы даете на это согласие?
— Права женщин являются для меня главной мотивацией в моей жизни. Общество, которое управляется в основном мужчины, пытается сделать из женщин только объекты сексуального потребления. И на аборт женщины часто снижают именно мужчины, при этом кричат, что «аборт-это право женщины». Я рад, что есть возможность через оперу подчеркнуть бесправное положение наших женщин.
— Недавно заявил, что работать над защитой прав женщин и нерожденных детей тебя попросил лично папа римский Франциск. Почему он выбрал именно вас?
— Папа посвятил мой голос Бога, после моего сольного концерта в Риме в 2013 году во время своей частной мессы. Я обещала, что через мою сценическую деятельность я буду нести добро людям.
— А вы католичка?
— Нет, я православная христианка.
— Почему папа, а не, скажем, Патриарх Московский благословит твой голос и твою деятельность?
— Я с Папой, но, к сожалению, не знакома с Патриархом Московским. Папа римский Франциск большой любитель оперы, хотя и не ходит сейчас на концерты в жизнь его положения. Но наблюдается мировой оперы через YouTube. Он и за моим творчеством следит через интернет. Папа пригласил меня, а Патриарх Московский меня не пригласил, хотя я бы с удовольствием хотела бы с ним встретиться и спеть для него. Я слышала, что он большой поклонник Верди, так же, как папа. А Верди — это кто-то, кто позволяет мне достичь новых высот!
— Большинство православных не имеют сомнений в том, что католики — еретики, а папа — «ересеначальник». Вы можете практиковать экуменических взглядов непопулярные в России?
— Я пришла на эти взгляды только благодаря опере. Opera соединяет всех нас. Вы можете быть православным или католиком, но когда вы приходите в театр, на оперу Верди, вы чувствуете, что различия между нами не имеет, что все различия в контексте высокого искусства слишком маленькие. Верди был католиком, но его музыка божественна. Чайковский был православным, но его оперы тоже божественны! Люди, которые умеют создавать красоту, они несут в мир Бога. Религия, которая несет в мир красоты и гармонии, настоящая. В контексте любви к Верди и Чайковскому речь идет о разделении бессмысленна.
— Светлана, а вы родились в православной?
— Нет, от рождения я езидка. Моя семья исповедует езидизм — зороастризм. В 13 лет у меня тоже зороастрийкой. Но в возрасте 13 лет, входя по своему усмотрению в церковь, я решила, что мне нужно принять крещение.
— Такое решение не является в своей традиции «измена в семье»?
— Нет, не является. Христианство я вижу, как религию, вытекающие из зороастризма. Я думаю, что необходимо христианам и зороастрийцам изучать общие корни и искать пути сближения. В зороастризме и христианстве непреодолимые противоречия.
— Но что еще заставило решиться на христианство зороастризму?
— Весть о том, что Бог стал человеком. Если вы хотите, меня привлекла идея человечности Бога и Его бесконечную, безграничную любовь к человеку. Меня привлек и Сам образ Иисуса Христа. Я не такой, я не фарисей. Он любил веселиться, любит общаться с друзьями и, скорее всего, слушать хорошую музыку. При этом Он ненавидел всякую фальшь и неискренность. Иисус пытается показать, каким должен быть счастливый человек.
— А вы счастливый человек?
— Прежде всего, когда я пою.
— А Твоя Труба нашла свое счастье?
— Она всегда была счастлива, так как я всегда любила. Нашла счастье в любви для своего ребенка. Она никогда не переставала любить отца и ребенка: в этом ее счастье и в этом нашла бессмертие, так как любовь вечна.
— Где и когда можно будет увидеть «Русалку» с твоим участием?
— Мы ее покажем в Москве в июле на Фестивале русской оперы. Уже подписаны контракты с театрами Швеции и Дании — там мы выступаем в ноябре. Один европейский музыкальный канал просит передать им права на трансляцию.
Александр Солдатов, «Новая газета»
Об авторе