Митрополит Иларион
Оратория митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» прозвучит в Михайловском театре 20 марта 2017.
Сочинение, посвященное страданиям и смерти Господа Иисуса Христа, основана на тексте 26 и 27 главы Евангелия от Матфея и состоит из четырех частей: «Тайная вечеря», «Суд», «Распятие», «Погребение».
Оркестровые фуги, хоровые номера, речитативы и арии для сопрано, контральто, тенор и бас, написанные на тексты, заимствованные из православного богослужения. По авторитетным оценкам, сочинение митрополита Илариона – редкий пример того, как можно устранить барьер, который на протяжении веков определяет музыку мирянина от церкви, и как может быть близко друг к другу, мировоззрение христиан Востока и Запада.
Мировая премьера оратории «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) состоялась ровно 10 лет назад. 27 марта 2007 года в Москве в Большом зале консерватории ее исполнил Большой симфонический оркестр им. Чайковского и хор третьяковской галереи под управлением народного артиста СССР Владимира Федосеева.
Приветственное слово произнес святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который присутствовал на концерте вместе с митрополитом Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси). Также была получена поддержка из Ватикана.
29 марта 2007 года. в оратории был изготовлен в Риме в концертном зале AuditoriumConciliazione, концерт транслировался в прямом эфире итальянским телевидением. В течение после премьеры 10 лет труд митрополит волоколамский Иларион широко исполнялось в различных частях мира – от Камчатки до Мельбурне и Торонто.
Путь автора произведения замечательные. Был студентом композиторского факультета Московской консерватории, но в возрасте 20 лет кардинально изменил свою жизнь, монах. В возрасте 35 лет, был епископом; «Страсти по Матфею» написал, будучи епископом Венским и Австрийским.
В настоящее время митрополит Волоколамский, председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. О создании «Страсти по Матфею» автор рассказывал:
«Я писал практически без перерыва, в течение трех недель, – потерял сон, перестал отвечать на телефонные звонки, и даже на три часа в ночь, пытаясь заснуть, постоянно рассматривать тему… В самом названии задекларировано влияние Баха, также имеет влияние русской церковной музыки, но отголоски стиля более поздних композиторов тоже есть – в частности, Шостаковича и Прокофьева».
В Михайловском театре сочинение митрополита Илариона (Алфеева) прозвучит в исполнении оркестра, хора, солистов Натальи Мироновой, Ирины Михайловой, Дмитрия Головнина, Александра Безрукова.
Дирижер Петер Феранец.
«Орфей»
Об авторе