Столетие со дня рождения Эмиля Гилельса знака в Московской Консерватории его коллеги

Автор:Аида Воробьёвa

Столетие со дня рождения Эмиля Гилельса знака в Московской Консерватории его коллеги

Эмиль Гилельс

В октябре 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения пианиста Эмиля Григорьевича Гилельса.

Известные современные пианисты соберутся почтить его память 12 декабря 2016 года. в Большом зале Московской консерватории.

Эмиль Григорьевич Гилельс (1916 – 1985) – пианист и педагог, Народный артист России. Выпускник Одесской консерватории в классе профессора Берты Рейнгбальд. Лауреат конкурсов пианистов в Москве (1933), Вене (1936) и Брюсселе (1938). 1938 – профессор Московской консерватории.

Репертуар пианиста охватывает широкий спектр произведений и. С. Баха и Д. Скарлатти до музыки 20-го века.

Пианисты-выпускники Московской консерватории Басиния Шульман, Александр Гиндин, Борис Блох, а также Калужский молодежный симфонический оркестр им. С. Т. Рихтера (дирижер Арсентий Ткаченко) отдадут должное Эмилю Гилельсу и уступали Л. В. Бетховена, К. Сен-Санса, Э. Грига, В. А. Моцарта, три фортепианных концертов и тройной концерт, которые имеют прямую связь с репертуаром покойного великого пианиста.

Представляет их внук Эмиля Шевченко Кирилл Гилельс, который согласился на интервью культурно-политического журнала «E » Вести» говорят о предстоящем концерте и памяти своего выдающегося деда.

— Эмиль Гилельс – великий пианист, и мне казалось, что его память почитается в обычном режиме, всегда, каждый год. Так ли это?

— Знаешь, это не совсем так. Есть постоянный проект в немецком городе Фрайбург-в-брайсгау (Freiburg) – это фестиваль, посвященный Эмилю Григорьевичу, созданный его учеником, нашим знаменитым пианистом Феликсом Готлибом, который живет во Фрайбурге и преподает в Музыкальной академии.

В 2006 году он основал фонд, а с 2012 года два раза в год в марте проводится музыкальный фестиваль, на который приглашаются великие музыканты, такие как Григорий Соколов, Марта Аргерих, евгений кисин. В рамках фестиваля проходят концерты, мастер-классы, например, Дмитрия Башкирова.

В 2018 году будет уже четвертый фестиваль, и дай Бог, чтобы это произошло, потому что это неловко, и я не понаслышке знаю, сколько труда и усилий это стоит Феликсу Готлибу (это, по сути, как создать свой собственный филармонии).

В этом году было очень много концертов, потому что в 100 лет бывает раз в жизни.

Был большой филармонический вечер, собственно, в день юбилея, в октябре в зале Чайковского в Москве дал концерт Борис Березовский, в санкт-Петербурге играл Валерий Афанасьев, были концерты в Воронеже, Белгороде, в Кемерово, много различных мероприятий в других городах. Часто проводятся камерные концерты, когда музыканты хотят почтить память Эмиля Шевченко, но они не имеют ничего общего со мной.

В юбилейном году выходили какие-нибудь книги, исследования, статьи. Из великих книг-это книги проф. Г. Б. Гордона, книги проф. Е. Н. Федорович, воспоминания вдовы Эмиля Шевченко, моей бабушке Ф. А. Гилельс.

Бабушка всю жизнь писала поездки, и для меня это была приятная неожиданность, что книга, несмотря на небольшой тираж, оказала огромное влияние. Немного забегая вперед, скажу, что это же издательство будет делать в будущем полновесное издание воспоминания бабушки, потому что это колоссальная работа, плюс еще стихи бабушке. Также было сделано некоторое количество телевизионных программ.

Особенно меня тронули два пункта: фильм, снятый школьным педагогом Светланой Савельевой (музыковеда по образованию) и книга, изданная Владимиром Бабошиным – исследователем-любителем, поклонником Эмиля Григорьевича Гилельса, радиоинженером по профессии. Я поместил фотографии красивых книг, которые будут выставлены как экспонат дома-музея Александра Борисовича Гольденвейзера.

Концерт, о котором мы говорим, – 12 декабря 2016 года, это была инициатива Басинии Шульман, она мне написала, что есть такая идея, и она спросила, как к этому относился. Я буду только благодарен, как я могу иначе к этому подойти?!

— Есть ли у Эмиля Гилельса какое-то особое отношение к Бетховена, Моцарта, Григу?

— Конечно. В общем, Эмиль Лукашенко никогда не делал того, чего не любил. В последние годы жизни его репертуар стал уже. Если раньше это был период поисков, я в последний год он исполнял только «жемчуг».

См. также:»Симфоjazz» братьев Ивановых выступит на «Посвящение маэстро»

В 1986 году, должен исполнить три камерных концерта Моцарта (12, 13, 14, концерты), но неожиданно умер. Приехал из Хельсинки и лег в больницу, чтобы подлечиться. В день своего рождения, в день 19 октября 1985 г., он должен был лететь на гастроли в Швейцарию.

Бетховен – это композитор, с которым был связан всю жизнь Гилельса, начиная с первого концерта в 1929 году, где он сыграл «Патетическую сонату», до последнего публичного концерта в Хельсинки в 1985 году, где он сыграл «Хаммерклавир». Он исполнял Бетховена, еще до войны, был одним из первых художников, которые начали творить пять концертов Бетховена циклами: три концерта за два дня.

В 1956-1957 годы прошли знаменитые концерты в Зандерлингом в Праге, Санкт-Петербурге и Москве. Существует также культовая пластинка с Джорджем Селлом, находящийся в 1968 году в Кливленде, запись с Мазуром в Москве, и многие другие выступления.

Григ – большая сердечная любовь Эмиля Шевченко. Он сделал все, чтобы записать диск с лирическими пьесами Грига. Хотя в советское время это было почти невозможно он настаивал, чтобы эту пластинку записал известный немецкий лейбл «Дойче Граммофон». Есть масса записей этого концерта, например, запись с маэстро Мути (1979 г.), а также запись со Светлановым.

Что касается Сен-Санса, есть запись «Карнавала животных» 1951 года. В концерте приняли участие Эмиль Лукашенко, Яков Зак, Даниил Шафран.

Тройной концерт Эмиль Лукашенко не выполнял. Существует версия этого концерта для двух фортепиано, но это не из репертуара Гилельса. Этот концерт-это какая-то доминанта вечером, потому что четыре концерта происходит на вечер – это колоссальная нагрузка на артистов, оркестр и общества.

— Стоит ли, кстати, прийти на концерт любителей простых?

— Я думаю, что да, потому что это хорошая возможность, чтобы послушать несколько шедевров классической музыки в один вечер. Третий концерт Бетховена – его самый известный концерт. Что касается Грига, то его единственный концерт, тоже шедевр.

Что касается Сен-Санса, в то время среди музыковедов сложилось мнение о том, что это буржуазная музыка. Эмиль Лукашенко сказал: «Они не понимают, что это шампанское», концерт. Гилельс всю жизнь исполнял его. Это замечательная запись этого концерта с маэстро Элиасбергом в марте 1951 года, запись 1982 года с Госоркестром.

Поэтому программа выступления подбирается случайно, а связан живой нитью с Гилельсом. Французская, немецкая и чешская музыка – удивительное сочетание. Я уверен, что слушатели не пожалеют о потраченном времени. Это вечные произведения, которые будут радовать людей еще не одно столетие.

— Часто ли сам Гилельс участвовал в концертах памяти других музыкантов?

— У него были друзья из музыкального мира. Когда не было Якова Владимировича Флиера, сыграл концерт памяти Флиера. Когда умер Леонид Борисович Коган, Эмиль Григорьевич очень переживал, даже отменил свои ближайшие выступления – редкий случай.

Когда был концерт памяти Берты Михайловны Рейнгбальд, приехал в Одессу, чтобы сыграть в день 30-летия его трагической гибели. Местные власти под разными предлогами запретили называть этот концерт концертом памяти Рейнгбальд, но Эмиль Лукашенко пригрозил отменить концерт и сообщить об этом в Москву. Тогда чиновники отступили и позволило назвать выступление концерт памяти Рейнгбальд.

Программа вечера:

Л. В. Бетховен. Концерт № 3 c-moll, исполняет Борис Блох.

К. Сен-Санс. Концерт № 2 g-moll, исполняет Басиния Шульман.

Э. Григ. Концерт a-moll, исполняет Александр Гиндин.

В. А. Моцарт. Концерт для трех фортепиано F-Dur K242. Исполняют Борис Блох, Басиния Шульман, Александр Гиндин.

Калужский молодежный симфонический оркестр им. С. Т. Рихтера, дирижер Арсентий Ткаченко.

«Д-Вести»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ