Стены вечной музыки: музыканты Теодора Курентзиса о секретах мастерства

Автор:Аида Воробьёвa

Стены вечной музыки: музыканты Теодора Курентзиса о секретах мастерства

Теодор Курентзис и его оркестр. Фото – Марина Дмитриева

Стартап, запущенный на базе одного великого оперы и нашедший прочную основу для развития, во втором – история сложной структуре ролевой.

Каждого новорожденного команда практически обречен попасть в ловушку кризиса – как межличностного, финансового, творческого. Только глава с несгибаемой волей способен удержать команду от падения.

А если во главе – оригинальная личность, не мощность, а активная, дерзкая, свободная от стереотипов, которая может построить свой индивидуалистский, революционный курс, команде обеспечен благоприятный микроклимат, в котором можно заниматься сколь угодно экзотические виды.

Наш сегодняшний герой – оркестр musicAeterna. В 2017 году открывается зальцбургский фестиваль и будет первой командой с российской пропиской, чтобы получить эту честь. А перед самым новым годом – 28 декабря 2016 – musicAeterna выступит в Большом зале консерватории в Москве.

Теодору Курентзису, стоит уже подумать о серии концертов – играть программу два-три вечера подряд, что автоматически сняло бы проблему ограниченных билетов.

Теодор Курентзис и Musicaeterna исполнит «Золушка» Прокофьева в Большом зале МГК

MusicAeterna – успех бренда, желанный для всех музыкальных столиц Европы. Хвалебные отзывы и награды сыпятся на пермяков, как из рога изобилия. Они даже сами до конца не верят, что честолюбивые мечты Курентзиса проникают в реальность и приобретают совершенно конкретные, финансово с помощью формы.

Как gold miner Клондайка, musicAeterna систематически работает на свой авторитет, и из сезона в сезон представляет свои оригинальные находки.

Слово к тем, кто стоял у истоков оркестра musicAeterna, и их нынешним коллегам.

Павел Курдаков, трубач оркестра musicAeterna:«Безграничная свобода действий и творчества – это как наркотик»

В Санкт-Петербурге я был гостем на уроки гуру дирижирования Ильи Мусина. Это был последний его выпуск.

Там познакомился с Теодором Курентзисом. Мы вместе собирались на вечеринки, слушали концерты, ходили в оперу.

В это время Теодор снимал двухкомнатную квартиру в «профессорском доме» на Николая, который стал центром притяжения питерской «la boheme». Потом я поехал учиться в Германии, и наши дороги разошлись.

Через семь лет Теодор позвонил мне в Гамбурге и сказал, что собирает старую команду в Новосибирске. Так я нашел постоянную работу в России – должность директора камерного оркестра musicAeterna и место акне. Теодор притянул к себе музыкантов, которые были готовы работать за идею, за смешные деньги.

Последний курс Ильи Мусина. Фотография из книги «Язык дирижерского жеста»

Это было похоже на коммуну: после репетиций или концертов, мы все собирались в кабинете Курентзиса, что в малейшей степени напоминало посиделки на Николая.

В конце 2010 года Теодор получил предложение возглавить Пермский театр оперы и балета, и есть шанс, что мы не смогли реализовать в Новосибирске, – создать большой симфонический оркестр.

Конечно, это было трудное решение – вырвать весь коллектив из обычной жизни, из родного города, и перевезти его в г. Пермь. Я не люблю вспоминать этот момент – мы занимались поиском жилья на новом месте и смогли в полной мере на практике.

Между прочим, на мою долю выпала организация европейских выступлений и приглашения иностранных музыкантов к Моцартовского проекта, который должен был состояться в Перми, Амстердаме и Вене. На все отводился месяц.

И это происходило на фоне агрессивных высказываний прессы о будущем земельный участок Пермской оперы Курентзисом, оккупации «варягами» и распиле денег налогоплательщиков. Шесть лет спустя, многие из этих критики пишут хвалебные псалмы и называют Теодора и musicAeterna «достоянием города».

Павел Курдаков. Фото-пресс-служба Пермского театра оперы и балета

Сейчас в оркестре около 70 человек. Но, играя в такие программы, как «Ромео и Джульетта» Прокофьева, симфонии Малера, увеличиваем состав за счет приглашенных из постоянного списка друзей – высокого класса музыкантов со всего мира.

Некоторые солисты поставить в приоритет работу с Теодором и заранее планируют выступления с нами. Мы рады, в оркестре всех, кто любит музыку настолько, что во время исполнения или на репетициях, для них перестает существовать все остальное. Это должно быть полное погружение, ощущение себя частью одной звуковой веществ.

Оркестр musicAeterna был совершенно неожиданным образом. Помимо традиционных конкурсных прослушиваний, которые проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Перми, с несколькими музыкантами проводились индивидуальные беседы. Наши сторонники – образованные и сильные технически, в некотором смысле фанатичные музыканты.

Почему интересно работать с Теодором? Всегда имеет свою идею, и всегда будет добиваться нужного звука. Он может пойти по пути звукового эксперимента, и мы, как ученые, которые пытаются открыть новые элементы, мы ищем подходящую краску, применяя различные методы.

Путь свободы Теодора Курентзиса: самоцензуре, Бобе Уилсоне и Моцарте

Многие из них со временем становятся привычными, естественными. Мы реагируем быстрее.

В начале, конечно, никто из нас не было навыков игры в такой звук, как потребовал Федор. Для нас это было новаторство. Но оркестр – как ребенок, который учится ходить. А потом только успевай его ловить.

Мы довели это до автоматизма лет, так что теперь мы работаем намного быстрее. Процесс обучения не заканчивается.

Современные темы, например, – это всегда неповторимый, совершенно уникальный опыт. Музыка Алексея Сюмака, Дмитрия Курляндского – часть нашего репертуара. Чтобы научиться мудрости, актуальной музыки, в которой каждый значок в партии-это объяснение на всю страницу, достаточно сложно.

Если Теодору занять должность худрука в какой-то большой европейской команде, я уверен, что он никогда не уйдет из musicAeterna, возможно, будет совмещать, как это делает многих дирижеров, но не покинет родной оркестр.

Он прекрасно знает, что для него нигде в мире нет такой свободы в реализации идей, как здесь. Нет ни одного оркестра, который мог бы работать в таком режиме. Безграничная свобода действий и творчества – это как наркотик.

Даже Mahler Chamber Orchestra, близкие нам по духу, по-прежнему имеют свои рамки. В musicAeterna нет людей, которые спешат домой. Мы десять дней подряд писать Шестую симфонию Малера изменениями в девять часов, и это после напряженнейшего Дягилевского фестиваля!

Мои коллеги и друзья из Германии относится к огромной скачок популярности musicAeterna в Европе. А нам кажется, что этот процесс происходит естественно, и даже non troppo.

Но если сравнить с другими оркестрами, Берлинских филармоников за собой возраст формирования традиций, а нам только чуть более десяти лет. Если взглянуть на плакат Konzerthaus в Берлине, то окажется, что билеты на наши мартовские концерты уже полностью распроданы.

Афанасий Чупин, концертмейстер первых скрипок оркестра musicAeterna:«Теодор любит сравнивать нас с футбольной командой»

Мое знакомство с Теодором Курентзисом произошло в Новосибирске. После премьеры «Аида» Дмитрия Чернякова в 2004 году Теодор вступил в должность главного дирижера Новосибирской оперы. Он согласился на эту должность, при условии, что получит возможность собрать частный, камерный состав оркестра.

Который руководил тогда театром Борис Мездрич принял эти предварительные данные, и Курентзис начал искать музыкантов.

Мне тогда было 16 лет, я учился в школе в Новосибирской консерватории, и я только что выиграл международный конкурс.

В самые наши первые встречи он попросил меня сыграть, хотя я шел вовсе не на прослушивание. Скрипка была под рукой, и я сделал ему несколько концертов, каприсов.

Он подробно и с энтузиазмом рассказывал о планах, он сказал, что его оркестр обязательно сыграет в Берлинской филармонии, на фестивале Salzburger, что это звучит немного абсурдно, потому что в то время не было никакой конкретики с составом, ни назначенной даты первого концерта.

Курентзис и MusicAeterna выступят на фестивале Земля

И тем не менее личность Теодора, и эта встреча меня вдохновила. Мы вместе рассмотрели первый сезон – ездили на концерты в Москве, играл Purcell Dido с Эммой Керкби, подготовили обширные программы, исполняли на бис несколько частей из «Немецкого реквиема» Брамса. Так начал свой путь камерный оркестр musicAeterna.

Афанасий Чупин. Фото Дмитрий Дубинский

Первый состав был более менее бетховенского. Мы играли в начале сезона Сороковую симфонию Моцарта, один Кончерто гроссо Генделя, несколько других баллов.

А потом Федор решил на некоторое время прекратить выступления, чтобы заняться созданием команды.

Несколько месяцев мы просто репетировали и вышли на сцену 1 февраля 2005 года. Именно этот день считается днем рождения musicAeterna.

Всегда старался играть на исторических инструментах, и воспринимать историю искусства как непрерывное прогрессирование.

То есть, когда мы принимаем, например, русский романтизм, стилистически не забываем о классицизма и раннего романтизма в Европе, мы играем предварительно старую русскую музыку.

Возьмем XX века: выполняем Прокофьева, Берга, Пярта, держа в уме Баха, Моцарта, Рамо – эти формы ближе, чем кажется сегодня. Я думаю, что такую позицию можно назвать нашей традицией.

В последние годы дирижеры-аутентисты, сделать карьеру на исполнении музыки эпохи Возрождения и барокко, берутся за Шумана, Шуберта, Брамса, медленно доходят до Шостаковича, Стравинского.

См. также:Борис Мездрич: «На «Тангейзере» мы предпримем меры безопасности, но незаметно»

Они хотят идти дальше, состоявшись в основном репертуаре. Мы уже слушать Бетховена в исполнении Саваля, Брюгген успел записать Мендельсона, Минковский делает интересные вещи с немецких романтиков и так далее.

Мы много работаем над тем, чтобы достичь понимания всех основных музыкальных эпох, мы учимся быстро стилистически переключения. Это трудно. Нужны годы совместной игры, большая теоретическая база.

В Пермь приезжают узкие специалисты с мастер-классами. Предположим, континуо у Моцарта – один, в раннем английском стиле барокко – другие, в более позднем французском барокко – третье. Нужны специалисты, которые могут уменьшить изображение в целом.

Цель в том, чтобы результат знали все музыканты и, может быть, лучше ансамблировать, импровизировать. В оркестре нет людей, которые учат свою партию и ограничиваются. Музыканты с такой установкой вы сами не останавливаются на несколько сезонов.

Команда, конечно, обновляется, меняется с годами, но, без всякой ротации. Феодора иногда любит сравнивать нас с футбольной командой: если в клубе нет кризиса, тренер добирает игроков на эти позиции, в которых возникают проблемы на поле.

В оркестре много солирующих музыкантов с большой концертной практикой. Солист – априори индивидуальность, но современный музыкант, лидер умеет вводить в команду, играть по командам политики.

Высокий индивидуальный уровень инструменталистов имеет большой потенциал. У нас много приглашенных артистов со всего мира: десятки музыкантов являются постоянными участниками фестиваля группы, Дягилевского оркестра.

Несмотря на то, что первая скрипка оркестра musicAeterna и часто на виду, я не считаю себя особенным, я стараюсь ежедневно делать свою работу как можно лучше.

Мои интересы связаны с музыкой, без разнообразной установки на личный успех. Я хочу быть честным, в том числе в острых ситуациях, быть открытым для музыкантов.

MusicAeterna привлекает аудиторию светлой энергией. Жаль, что некоторые идеи Теодора отдельные слушатели иногда рассматривают только как внешние эффекты.

Теодор Курентзис: «Ангелы приходят туда, где их ждет»

Например, мы выполняем большинство партитур стоя. Это придумано не для того, чтобы обратить на себя внимание – все связано акустически и ансамблево. Музыканты чувствуют себя свободнее, приглашенные солисты легче адаптируются.

Я в визуальном контакте с каждой линии в оркестре, я вижу глаза каждого духовика и контрабас, который у меня за спиной.

Подобными экспериментами Теодор достигает и особую атмосферу в команде, которая затем передается в зал. Мне очень жаль, если такого зрителя рассеивается. Впрочем, для проникновения в звучание, можно послушать наши записи: ничего в них не мешает сосредоточенному восприятию.

Игорь Бобович, концертмейстер виолончелей оркестра musicAeterna:«Заворожить общества – часть нашей работы»

Камерная музыка – это часть музыкального бэкграунда, на котором я уже около 15 лет, со времен учебы в Высшей школе музыки и театра в Ганновере у профессора Хатто Байерле, одного из основателей знаменитого Alban Berg Quartett.

Благодаря ему я научился уникальная система работы с музыкальным материалом, многие тонкости ансамблевой игры, особенности аутентичного прочтения венской классики.

В Москве мы с коллегами создали коллектив «Московская академия камерной музыки».

Позже, когда я и скрипач Андрей Сигеда переехал в Пермь, нам удалось найти сторонников также среди участников musicAeterna. Регулярно гастролируем в Европе и России, иногда пермским составом, иногда в московском.

За годы сотрудничества мы приготовили много сложных и интересных программ, подробно изучили октетный и секстетный репертуар, жанр струнного квартета.

Главное в нашей совместной работы – максимально приблизиться к замыслу композитора, понять и оценить каждый музыкальный оборот, выбрать из бесконечных наиболее привлекательные варианты фразировки, разгадать интонационные и гармонические задачки, обеспечить определенное стилистическое разнообразие и высокое качество.

Игорь Бобович. Фото-пресс-служба Пермского театра оперы и балета

Эти творческие задачи связано с настройками musicAeterna. Руководство оркестра и Федор лично, безусловно, одобряют и поддерживают эту деятельность. Например, синдром часто возникает во время гастролей оркестра в качестве самостоятельной творческой единицы.

Оркестр musicAeterna и событий Пермского театра оперы и балета до сих пор воспринимаются многими как необычное и загадочное явление. В два часа лета на восток от Москвы и Санкт-Петербурга в какой-то момент вдруг забурлила культурная жизнь, пресса начала говорить о «феномене нелюбви», как о новом центре притяжения искусства.

Есть «доброжелатели», которые не устают прогнозировать, что этот источник здесь закончились, но таких в последнее время становится все меньше и меньше: полных собраний европейских и российских городов на концертах musicAeterna – аргумент достаточно убедительным.

Курентзис, который мы потеряем

Работа с Теодором Курентзисом – это творчество, сотрудничество. Он талантливый, молодой, дружелюбный, не поднимается через музыкантов, не воспринимает себя как тренера, входящего в клетку с дикими животными. С ним интересно и удобно в использовании.

В ясности выражения мира мысли и четкости жеста с ним трудно конкурировать. Также в каждый концерт или спектакль приносит элементы шоу (из оперы «Сказки Гофмана», например, четверо музыкантов из оркестра вышли на сцену с видом актеров в костюмах и гриме, играют каждый свою небольшую роль, а затем вдруг достают инструменты и выполняют квартетную штуку).

После нескольких лет общения с Курентзисом я перестал избегать музыкальных экспериментов. Чем радикальнее план, предложенный композитору, тем интереснее. Быть в мэйнстриме и плыть по течению скучно. Кто тебя заметит? Так что без страха согласен на изменения и инновации.

Артем Абашев, пианист, дирижер оркестра musicAeterna:«Для сверстников труднее быть авторитетом»

Я пришел в musicAeterna больше трех лет назад, как концертмейстер и только он начал помогать Теодору, как дирижер.

Здесь каждый музыкант имеет огромный опыт в сольных выступлениях, что, безусловно, делает оркестр уникальным и интересным для публики. Обычно, когда играют, в том числе и столичные оркестры, замечаешь, что они лишены яркости, соло подачи. А у нас каждый имел возможность проявить себя.

В Пермской опере является проект «Музыка для нас». Это регулярные камерные концерты, где играют команды, созданные из оркестра.

Теодор Курентзис: «мы создаем реальность, в которой они просто не включены»

Каждый понимает, насколько они полезны. Если музыкант теряет интерес к сольной игре в оркестре превращается в серую массу. Ансамблевые концерты формируют личность. И этот фактор влияет в конечном итоге на звук и на то, какое впечатление останется у слушателя.

Оркестрант-солист имеет расширенные чисто музыкальных параметров. Он может играть тихо или громко, а еще сотня нюансов оттенков – и в этом его отличие от рядового оркестранта, который отвык от самого процесса поиска.

Когда вы играете соло, вынужден пробовать, экспериментировать. В противном случае ухо теряет чувствительность, свежесть восприятия. Эффект достигается за счет того, что каждый из музыкантов musicAetrena владеет собой и искусством магнетического воздействия на аудиторию. Но соединение этой идеи зависит от дирижера.

Поэтому, когда Теодор просит играть, например, очень мягко, это может быть сделано по-разному.

Артем Абашев. Игорь Бобович. Фото-пресс-служба Пермского театра оперы и балета

Я занимался на фортепиано с пяти лет, окончил университет и аспирантуру. Как каждому представленному мне хорошо знакомо чувство, когда у тебя все в пальцах, если у вас есть много делаешь. То же самое с».

Мне хочется больше общаться, в том числе как с musicAeterna. Чем выше класс оркестра, тем ценнее получаемый опыт. Здесь, как обычно, играют мои сверстники, друзья. Им не надо долго объяснять, что вы хотите от них получить. Труднее быть авторитетом для сверстников.

Мне как-то удалось найти с ними общий язык в профессиональном пространстве, и мы с большим удовольствием работаем вместе – в начале ноября сделали в концертной версии «Ариадну на Наксосе» Рихарда Штрауса, причем потратили на подготовку пять попыток. И это не, мягко говоря, простая музыка.

С musicAeterna я расту, как дирижер. Преимущество моего положения в том, что на эту профессию, я могу смотреть и снаружи, то есть с позиции оркестранта. Это дает мне пищу для размышлений.

Умирает только один раз

Теодор хорошо себе конструкцию музыкального произведения, подробно знает язык формы. У него это все уже на уровне рефлексов. Его теоретическая база работает на то, чтобы чувствовать себя эмоционально абсолютно бесплатная и интуитивно следовать этому вектору, той идеи, которая заключена в песне.

Уровень musicAeterna позволяет сделать даже сложную программу в кратчайшие сроки. «Ромео и Джульетту» для концерта в Санкт-Петербурге мы практикуем два раза в Перми и два раза перед съемкой. Каждый знает свою партию, а это позволяет освободить время для части, которые интересны Теодору.

Он дает образы, настроения, от него все время идет внутренняя питание, так что на пробах всегда интересно. Повседневной работы у нас нет.

Юлия Чечикова, Ольга Косолапова, M24

Редакция благодарит сотрудников Пермского театра оперы и балета за помощь в организации встреч с оркестрантами musicAeterna

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ