Среди шума и суеты мира

Автор:Аида Воробьёвa

Среди шума и суеты мира

Марис Янсонс. Фото Сергей Пятаков

Выдающийся российский дирижер Марис Янсонс, руководитель симфонического оркестра Баварского радио, один из самых востребованных дирижеров в мире, в ближайшее время выступит в конкуренции с коллегами. 12 февраля в Лос-Анджелесе состоится объявление лауреатов ГРЭММИ – 2017.

В списке номинантов – запись Мариса Янсонса Симфония № 5 Сергея Прокофьева, сделанная им с Королевским оркестром Консертгебау на лейбле RSO. Эта работа представлена в качестве Лучшее оркестровое исполнение (Best Orchestral Performance).

Сам Янсонс считает, что для него успешным был весь предыдущий год, в котором было много выступлений, записей и новых работ.

Поговорить об этом с ним удалось в санкт-Петербурге, куда он приехал на несколько дней.

— Ты вернулся после большого турне с оркестром Баварского радио в странах Азии?

Да, с оркестром Баварского радио (у нас был тур по США и стран Азии: Тайвань, южная Корея и Япония. Выполнили мы имеем очень сложную программу: Девятую симфонию Малера, Альпийскую симфонию Рихарда Штрауса, Симфония № 100 («Военная») Гайдна, сюита из музыки балета Стравинского «жар-птица» и концерт для Скрипки Бетховена (солировал великолепный музыкант-виртуоз Гил Шахам). И везде прием был восторженный.

В Тайване публика просто потрясающая в энтузиазм, и после того, как люди внимательно слушают музыку на концерте. В Японии зрители во всей ее интеллекта и дисциплины, менее спонтанной, но очень отзывчивый.

— Принес «баварии» в два раза до Москвы и санкт-Петербурга. Но очень редко можно увидеть за пультом российских оркестров. Почему?

Так получилось, что у меня много работы за рубежом. Выступления, репетиции, подготовки к концертам требуют необходимой концентрации и четкого распределения времени. Не распыляйте и спланировать огромное количество концертов. Потому что сцена-это такая замечательная вещь, и творческой реализации, и для души, и вообще к жизни.

У меня уже больше пятидесяти лет посвятил своей профессии. И все команды, замечательные солисты, с которыми он выступал, относятся ко мне с удивительной добротой и чутким взаимопониманием. Я не жалуюсь. Иногда нужно меньше ездить, появляется желание, чтобы уже быть дома, почитать книгу, сходить в театр. Но даже неделя перерыва бросает на меня скуку, на концерты. И снова я возвращаюсь в оперу.

— Но с Королевским оркестром Консертгебау, однако они расстались?

Я закончил свой контракт с Консертгебау, которым руководил двенадцать лет, надеясь, что немного облегчу себе жизнь, и я буду вести меньше. Но, сколько не уменьшай свою работу, это и так не пропадет: всегда что-то новое и интересное. А с Консертгебау мы в прошлом году выполнили и сделали запись Седьмой симфонии Густава Малера. С этой командой он записал почти все симфонии Густава Малера.

Амстердам – это вообще особое, почитается место музыки Малера. Композитор был большим другом Виллема Менгельберга, одним из первых дирижеров Консертгебау, и Менгельберг, часто содержащиеся в программах концертов, его симфонии. Поэтому традиции, связанные с интерпретацией симфоний Малера Королевским оркестром Консертгебау, сильные и относятся по всему миру.

— Нынешний концертный сезон, загруженных в Риге с Латвийским национальным симфоническим оркестром, символы 90-летие со дня своего основания…

Эта осенняя поездка в Ригу была очень трогательная. Предыдущие мои концерты в латвийской столице с оркестрами Консертгебау и Баварским радио мне не дали там долго, а в этот раз сотрудничество с Латвийским оркестром продлило мне счастливые дни пребывания на моей малой родине. Меня этот концерт был дорог по двум причинам.

Во-первых, годовщина самого оркестра, а во-вторых, мой земляк, композитор и пианист Раймонду Паулсу исполнилось 80 лет. Я люблю и очень ценю этого человека. Моя цель-мечта была с ним что-то сыграть на концерте. Мы много раз договаривались, назначили время попыток, но один раз я заболел, потом какие-то другие причины возникали.

Я понял, что если сейчас не сделаю совместный концерт с Раймондом, это вряд ли, когда еще представится такая уникальная возможность. Пол солировал в Рапсодии в стиле блюз Джорджа Гершвина, а затем продирижировал его замечательная композиция – фантазия «Театр» для фортепиано, хора и оркестра в дизайне современного латвийского композитора Артура Маскатса.

— Часто работает, и со знаменитым Берлинским филармоническим оркестром. Предстоящей весной будет снова вести первомайским Европейским концертом?

Да, это будет на Кипре. Уже не могу дождаться этого события. Это уникальный оркестр, со своим неповторимым характером, звуковой палитрой и огромным репертуаром. Там много моих друзей, а каждый из солистов – люди высокой культуры и виртуозного исполнительского мастерства. Перед отъездом на Кипр, я дам три концерта в Берлине с программой из сочинений Сибелиуса, Бартока и Вебера.

Я уже проводил в 2001 году с Берлинскими филармониками традиционный европейский концерт. Это было в Стамбуле. Ежегодно оркестр выступает в новых местах, выбирая исторические, и даже экзотические места. Концерт транслируется по телевидению во многих странах мира, а затем выделяются к записи на DVD и Blu-ray. На фестиваль Salzburger будущим летом состоится премьера новой постановки «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича.

— Несколько лет назад представляли одну и ту же оперу в Амстердаме. Почему опять вернулись к этой партитуре?

Премьера оперы Шостаковича на фестивале Salzburger очень волнует меня. Я не скрываю, но я в очередной раз пересматриваю свое отношение к интерпретации этого произведения, глубоко чувствуя музыку и атмосферу во время пребывания в отеле гениальной оперы Шостаковича.

Я возлагаю свои надежды на достойную режиссуру концепции и стадии проект спектакля, чтобы работа ни в коем случае не пострадал. Там великолепный состав певцов, в том числе Ферручо Фурланетто, Нина Стемме, Максима Аксенова и Максима Пастера. Спектакль будет ставить немецкий режиссер Андреас Кригенбург.

— Вы всегда единогласны с режиссерами? Являются ли споры о концепции постановки?

Да, это часто бывает. Например, спектакль Мартина Кушея «Леди Макбет Мценского уезда» d. Шостаковича в Нидерландской опере. В начале мне многое в его идеях удивили. Я был очень расстроен, нервничал и пытался пойти на компромисс: он пытался в чем-то убеждать режиссера.

Я всегда заранее вхожу в диалог с режиссером, вместе работаем на концепцию. И если вдруг случается ситуация конфликта, ситуация может кардинально измениться. Проводника пришлось согласиться с видением режиссера. Но, если в корне оба по-разному воспринимают произведение, то режиссер уже не в состоянии изменить свою интерпретацию. И тогда дирижер должен дирижировать спектакль, не обращая внимания на то, что происходит действие на сцене, что само по себе невыносимо.

И это плохо, поскольку исполнитель, и не нужно изолировать, показывая зрителям и участникам премьеры свое неуважение к постановке. К счастью, таких моментов у меня не было.

Может быть, мне повезло на режиссеров, среди которых были и австриец Мартин Кушей, и норвежец Стефан Херхайм. С последним мы осуществили в Амстердаме постановки опер Чайковского: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Херхайм очень музыкальный режиссер, а по профессии и виолончелист. Его режиссерский замысел, в принципе, не отличается от основной драматургической линии оперного спектакля.

Херхайм неожиданно может использовать какой-то шаблон для абстрактной ситуации. Вот, например, в «пиковой даме» сам Чайковский выступал у него почти главным героем. Это было своего рода воплощением жизни самого композитора. И что в этом плохого? И это стоимость нового спектакля, его современность.

Я никогда не разговаривал с режиссерами и никогда не разговаривал с участниками спектакля на повышенных тонах. До конфликтов не доходило, в отличие от моих коллег, которые приняли довольно смелое решение, они снимали с себя ответственность за музыка руководство спектаклем и просто уходят.

— Как выглядит ситуация со строительством нового Концертного зала в Мюнхене, который в скором времени станет основной платформой для симфонического оркестра Баварского радио?

Это счастье, что свершилась моя давняя мечта – проект строительства нового комплекса музыкального утвержден и введен в работу. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер принял утвердительное решение. В мае состоится конкурс для архитекторов, а в 2018 году начнется строительство здания.

Здесь есть еще много проблем, в том числе преодоление различных бюрократических процедур. Но я очень рада, что моя борьба с властями Мюнхена за двенадцать лет не прошла даром и процесс выиграл. Будет там еще и центр образования, а дети смогут с малых лет приобщиться к миру классической музыки, как и много лет назад, когда по прибытии в Ленинград, попали в школу-десятилетку при Консерватории.

— В прошлом сезоне отметила свой юбилей – 80-летие.

Это один из тех подарков судьбы, которые она дала мне жизнь. О таком высоком уровне образования и музыкальной жизни, который был в Советском Союзе, сегодня можно только мечтать. Время было другое, другие ценности. Здесь творили такие гении, как Шостакович, Мравинский, Гилельс, Ойстрах, Рихтер, Ростропович.

Я прекрасно помню это золотое время учебы с моими друзьями: Владимиром Спиваковым и Давидом Голощекиным. Это образование сегодня, мне кажется, что никуда вы уже не сможете получить. Сегодняшний мир находится в сложной политической ситуации.

— Проводя много времени в Германии и других странах Европы, могут возникнуть ситуации политического характера?

Я никогда не смешивал политику с искусством и музыкальной средой. Работая в сложных условиях сегодняшнего мира, я стараюсь максимально сосредоточиться только на музыке. Политические войны в мире всегда были и будут. И каждый на этот счет имеет свое мнение.

Никогда не выезжал из России, моим домом был и остается санкт-Петербург. А когда я на сцене, все свои чувства и мысли направлять только музыку, на то, чтобы аудитория испытала огромное удовольствие. И я хотел бы, чтобы в мире как можно больше людей приобщалось к настоящего, истинного искусства. Я хотел бы, чтобы люди поняли значение самой сущности искусства. Потому что искусство, музыка – это неотъемлемая часть души и сердца человека.

Виктор Александров, «WP»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ