Директора Михайловского театра Владимира Кехмана в воскресенье утром привез в Новосибирск замминистра культуры Владимир Аристархов — вместе с бумагой об увольнении директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) Бориса Мездрича.
Кехман все-таки получили в свои руки большой театр: хотя и не тот, в атаке на который публично участвовал несколько лет назад, а самый большой театр в России.
Большой театр Сибири
По какому-то поводу НГАТОиБ тоже ставил энергичного генерального директора, давно, видимо, затосковавшего в стенах малого театра Михайловского. Быть может, потому, что финансовые дела в Петербурге шли неважно, бизнес-стратегии привели к банкротству, а о проблемах петербургского генерального директора, как утверждают информированные источники, знают в Кремле. Однако НГАТОиБ — один из трех российских театров федерального, и это состояние не только добавляет красивых штрихов для основного изображения, его нового главы, но и дает возможность строить работу не на соки деньги, а на основе бюджетного финансирования. Люди гадают, что Кехман уладить дела в санкт-Петербурге за счет федеральных денег НГАТОиБ, но не это, в сущности, самое главное.
Кехман уже объявил, что первым шагом является изменение названия Новосибирске opera, «Сибирский Колизей», Большой театр Сибири. Чтобы выполнить эту операцию, михайловскому президента, не должен был давать так много интервью с серьезными обвинениями, как он это делал в свое время с генеральным директором Большого театра Анатолием Иксановым. Он не должен перекупать с атакуемого театра крупных художников, как это опять же было в истории с Большим, когда кресло под Иксановым уже заметно качалось. И даже слухи о подкупе самых известных клакеров, чтобы они кричали «позор» на спектаклях, так и не появились. Не ищи у оскорбленных молитвы на площади перед «Колизей» частные санкт-петербург деньги. На этот раз Кехман только один раз выступил в Министерстве культуры, — сказал, что «как православный, крещеный еврей» обиженных спектаклем «Тангейзер» и считает, что «Мездрич должен уйти в отставку». Этого оказалось достаточно, чтобы исполнитель роли, имея на блюдечке готового сменщика Мездричу, принял решение.
Недавно Владимир Путин признал протоиерея собора Александра Невского в Новосибирске Александра Новопашина медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени (именно этот человек стал во главе так называемой молитва состоянии против «Тангейзера» театра в день прибытия Аристархова). Исполнитель роли выступил с «Положением» о ситуации в Новосибирске:
«Не считая цензуру допустимой, напоминаем о нашем законе, более того, обязанности в рамках реализации Основы государственной культурной политики принимать в крайних случаях, административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры»
А состоится «общественное обсуждение» — уже после войны суд Новосибирска закрыл административные дела против Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина.
Достаточно сравнить все эти данные с представлением Кехмана и слухами о его финансовых проблемах, чтобы понять, что с сожалением ад и привел в отставку. И какой затхлый и беспросветный, как лишен смысла человеческого, так и профессионального качества ужасы Министерство не в состоянии организовать и выдать за «общественное обсуждение», признав ее статус знаний.
Держите нас семеро
Великие режиссеры и значительные музыканты, как официальные, так и общественные институты получили перед судом открытые письма. В Следственный комитет, прокуратуру, в сам театр были направлены исследования профессиональных экспертов. Все эти документы теперь пышно развевающиеся на ветру, как прах из урны, в которой похоронены понятия не только о свободе творчества, свободе зрителя смысла и значения искусства (запись можно найти, кстати, буквальную подмену понятий «смысл» в понятие «воля»), но и о чести и совести государства, которое обязано защищать своих граждан от нападения других сограждан, работу и репутацию одних от уничтожения кем бы то ни было, развитие от варварства, театр от власти церковной и политической цензуры, а директоров — от неэтичных действий других директоров.
Еще несколько дней назад мировой суд в Новосибирске не увидел осквернении религиозных символов в «Тангейзере», и это рассматривается как победа. Действительно, отставка в такой ситуации выглядит меньшей проблемой, чем административные и уголовные. В том смысле, что может и бритвой по глазам.
Один из главных риторические приемы, которые много раз звучали в речах не которые видели спектакль оскорбленных верующих и их представителей, а также в «публичной дискуссии» в Минкульте, — прямая и непосредственная угроза повторения в Новосибирске «Шарль эбдо». Вот один из удивительных в своем идиотизме вопросы Мездричу в дискуссии:
«А в другом спектакле, в будущем, пожалуйста, сообщите нам этот плакат, это опять будет или не будет?»
Православные иерархи и присоединились деятели культуры, в один голос утверждают: если оставить без наказания спектакль с используемым в нем постером, а также весь театр в целом же свободу творческую, способную привести к такой плакат и этого спектакля, то все это грозит смертью. В том смысле, что нас, раненых, сейчас очень спокойно поехали, суд, диалог, это и те, но наши люди, они ведь не могут себя остановить. Удивительный ход, который объясняет многое из того, что происходит, — власть вместе с частью населения в буквальном смысле угрожает нелояльным к ним национальных групп насилия, обвиняя их в провокации собственной ярости. Не через суд, баннеры тебя здесь учить не провоцировать насильников.
Вот сегодняшний исполнитель роли он видит свою задачу в открытом ублажении агрессивных тенденций части подведомственного населения и, тем самым, тихом удовлетворение интересов приближенных к власти.
Трудно представить себе тяжелые древки православных знамен, угрожающие, скажем, от театра, мариинского театра, что бы не происходило на трех сценах. Но если те же православные усмотрят в новосибирской художественной фантазии собирался их обидеть (обратите внимание, что между каждым, даже самый трагический и гротескный оперной режиссурой и политической карикатурой принципиальная разница, не только в сми, но и в целях), то почему бы не воспользоваться.
В самом деле, современное оперное искусство в России закончилось отставкой Иксанова. Именно тогда стало ясно, что на поле государственного театра делу победил антимодернизационный тренд. Кто-то из чиновников тогда сказал примечательную фразу об усталости государства от скандалов. Вот и сейчас вину за скандал висел в сам театр (см. «положение Минкульта»).
Границы подходят ближе
Атаки возмущенной общественности в лице националистов, православных и других внепартийных хранителями морали на opera происходят не в первый раз. У Иксанова в свое время были более серьезные проблемы, когда православные казаки восстали саркастический спектаклем Кирилла Серебренникова «Золотой петушок» (римский-Корсаков), а оскорбленная слушательница подала иск в суд. Сердце наблюдателей сжалось, но Большой театр с блеском отбился от ваших претензий, показывая себя таким же смелым и свободным, каким он был в премьерной серии оперы Леонида Десятникова и Владимира Сорокина «Дети Розенталя» с возмущенными думцами в зале и хамоватыми нашистами на площади.
Несколько иначе выглядела атака на театр Станиславского и Немировича-данченко — анонимно и потом не найдена «мама ребенка из детского хора» вместе с примкнувшими хранители восстали якобы моральной коррупции несовершеннолетних в великом спектакля Кристофера Олдена «Сон в летнюю ночь» (Бриттен). Тогдашний директор театра Владимир Урин отбился так же красиво и надежно, как Большой театр, несмотря на то, что его ситуация казалась еще сложнее.
Времена были еще более вегетарианские, агрессия мракобесия, в котором в охранники за штуку, уже пугала, но еще не была узаконенной. Кроме того, у Иксанова и Перешла в то время были серьезные покровители. Администрация президента в одном случае, и московское правительство в лице Сергея Капкова — в другом. У Мездрича не было никого, кроме людей, любящих театр и опытные директора, как выдающегося театрального менеджера.
Рискнуть, последнее, чего он хотел достичь Мездрич, это найти на передней стороне борьбы света и тьмы. Он последовательно, с переменным успехом, но всегда делал вокруг себя популярный живой театр, нужный обществу и приятно признание коллег. Это человек из того поколения, что примерно в начале восьмидесятых пришло в театральный управления с научно-технической среды и для которого свобода в культуре изначально была лучше, чем на свободе в нашем государстве.
Что бы ни думал директор Новосибирского государственного академического театра оперы о тонкой и пронзительной фантазии Кулябина (переводящей Вагнера из ряда сложных европейских оперных текстов, например, проникновенного и текущего музыкально-театрального высказывания), Мездрич, можно с уверенностью сказать, не испытала в искусстве табуированные зоны традиционного общественного сознания, о победе которых над художником режиссер «Тангейзера» Кулябин и поставил свою мрачную историю.
Театральные люди помнят его еще на предварительной Омского театра драмы. Музыкальные знают, что с ним Новосибирск оперный театр стал важной частью жизни большого города.
На счет Мездрича реконструкция большого здания «Колизей», изысканный стиль и качество классический и продвинутый, современный балет, ширина оперного репертуара, российские премьеры спектаклей Дмитрия Чернякова «Аида» и «Макбет», благодаря Теодора Курентзиса, в конце концов. После выхода на пенсию в Пермь, Курентзис музыкально обанкротился, Новосибирский театр, но Мездрич придумал замену — Айнарса Рубикиса, который просил, чтобы славу второго грека в современной России.
Это партнерство последних сезонов прошло, по-видимому, не идеально, но Рубикис сделал несколько ярких работ, которыми Мездрич по праву гордиться, начиная от необычный стиль и дух, антиклерикальной и живописно поставленной «Мессы» Бернстайна (приехала на «Маску»), и заканчивая, собственно, музыкально необычные для Вагнера в России «Тангейзером».
Гневясь на «Маску», которая не всегда является, по мнению Мездрича, правильно оценивать его работу, вредничая, экспериментировать, надеясь на любовь публики, и в поисках официального признания, Мездрич, кажется, ни разу не сломал, как ему положено, границы допустимого в искусстве. Просто границы допустимого в государстве подошли ближе, чем до сих пор я думал, театр.
Квартира соседа
Закрыв после выигранных судов заманчиво плакат серой тканью в ходе мартовских показов руководство театра огорчило своих сторонников. Мездрича и Кулябина начали упрекать готовности пойти на самоцензуру. В такой позиции имеет смысл, но лучше учесть при этом, что еще до отставки сам факт суда, молчание Минкульта, как областного, так и федерального, а также молчание церкви начальству уже привели русский театр в целом, не только в Новосибирск, к полной и абсолютной необходимости самоцензуры.
Если у вас под дверью стоит человек с топором — обиделся том, как в доме с хорошей слышимостью стали петь в ванной комнате, который подал на тебя в суд, проигравший суд, но оставаясь при этом стоять под дверью, — твое пение в ванной комнате будет самоотцензурировано по делу. И это еще до того, как жилкомитет примет решение арендатора из квартиры, решив, что другого убедительно, стоящему в жилкомитете соседа она нужнее.
Можно предположить, хотя это не резко звучит, что проигравший в марте суд мог бы стать не таким уж плохим выходом из ситуации для Новосибирского театра — по просьбе прокуратуры спектакль «Тангейзер» мог бы быть снят в глаза не видели его, хоругвеносцы все равно ничего бы не увидели, а, следовательно, не имеют в принципе права на обвинения. Театр морально пострадал от идиотизма, но «дело Мездрича» в Минкульте можно было закрыть.
Суд, однако внезапно спас репутацию правоохранительных органов, и строго подвел директора к необходимости не сдавать своих. Мездрич и не сдал, потому что не мог отдать. Перед нами следующие суды. Как они сейчас закончатся. (Между тем, пресс-служба министерства культуры очень своевременно выступил с заявлением, в котором просит верующих забрать свое заявление из прокуратуры.)
И готов к захвату чужой территории, если не спровоцировали его Кехман совершенно убил свою и без того противоречивую репутацию. Одно дело непоследовательность: менеджерские достижения Кехмана в Михайловском театре, где в последнее время приходили и культовых режиссеров, и живые музыканты, в том числе Меланомы, хоть и не с оригинальными продуктами, и Владимир Юровский, просвещеннейший из людей текущего поколения, иногда они выглядели эффективными, увлекательными и запоминающимися.
Борт подбитого корабля — это совсем другое. И ситуация, к сожалению, так это выглядит. Впрочем, вопрос о том, кто, на каких условиях и с каким лицом теперь будет работать в Михайловском и Большом театре Сибири, вскоре может потерять смысл, если на заявление замглавы АП Магомедсалама Магомедова будет принято решение ввести предварительную цензуру театральных постановок в рамках программы «мы — государственные деньги, нам — государственный товар».
Единственным существенным образом, становится вопрос, кто будет отсматривать продукты государственных театров перед премьерами, кто войдет в худсоветы-реперткомы вместе с представителями церквей (как без них). За это и будут бороться остатки театральной публики, и профессионалов заинтересована в свободном искусстве аудиторию, надеясь, что кто-то в этих советах будет в состоянии что-то завоевать.
На самом деле, конечно, не будет в состоянии. Искусство вновь назначенные «воспитывать» и «отражать» (см. «Основы государственной культурной политики»). В то время как в художественных «идей» защитники минкультовской общества чемпионский обнаружили «устройств», провокация чувств и мыслей, который непосредственно занимается искусство не только в XXI веке, приравнена к политической провокации против комиссии, ее руководителей и опор. И с этим, честно говоря, не согласиться.
Юлия Бедерова, «Slon»
Об авторе