«Солисты Москвы» сыграли на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати

Автор:Аида Воробьёвa

«Солисты Москвы» сыграли на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати

Юрий Башмет и «Солисты Москвы»

В зале им. Чайковского московской филармонии состоялось уникальное событие – камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета исполнил концертную программу на инструментах Государственной коллекции музыкальных инструментов.

«Моей мечтой было услышать не один Страдивари, не два и не три, а, чтобы весь камерный оркестр играл. Я хотел бы услышать, каким будет результат»

– сказал он на пресс-конференции, предшествующей концерту, Юрий Башмет.

Таким образом, на сцене концертного зала звучали семнадцать уникальных инструментов – девять скрипок работы великого Антонио Страдивари, альты Джованни Роджери (1689), Антонио и Иеронима Амати (1613), двух альтов Гварнери, двух виолончелей Страдивари и контрабас школы Гварнери.

Концерту предшествовала пресс-конференция, которую вел генеральный директор Русского концертного агентства», занимающегося крупными арт-проектами, в том числе организацией фестивалей Юрия Башмета.

Директор Музея музыкальной культуры им. Глинки Михаил Брызгалов рассказал о коллекции уникальных инструментов, музей, о том, как ответственно и трепетно музей отнесся к этому мероприятию, связанному с удалением инструментов за пределами хранилища, а также о предстоящей в 2019 году юбилей – столетие единственной в мире Государственной коллекции музыкальных инструментов.

Генеральный директор АФИ RU Media Марк рассказал о жилом проекте «Резиденция композиторов», в котором, среди прочего, доступна инфраструктура музыкального образования от раннего возраста. Арт-директор проекта был Юрий Башмет с большим опытом преподавания и создание культурно-образовательных структур.

Юрий Башмет рассказал о специфике этого концерта из положения «музыка»: том, как трудно было для оркестра в кратчайшие сроки освоить новые для них инструменты, потому что их дали для занятий на несколько часов в течение нескольких дней до концерта в помещении Музея им. Глинки – каждый инструмент индивидуален, и требует от исполнителя особого подхода. Ведь каждый из этих инструментов стоит свой большой и часто романтическая история.

Мне удалось задать Юрию Абрамовичу вопрос, который меня давно интересовал:

«Когда Stradivarius, семья Амати и другие мастера делали свои инструменты, они были заточены под другой строй, под другие струны, под другой-смычок, и под другую эстетику, под другую музыку, в конце концов.

Сегодня исполняется музыка, написанная через сто пятьдесят лет после выпуска этих инструментов. Вы подчеркнули, что средства просто подходит к ситуации. Каким образом они адаптируются, если изначально были заточены под совершенно другие задачи?»

Ответ был очень развит, я приведу только несколько отрывков:

«Вы знаете, очень интересный вопрос; я его еще расширю, ваш вопрос. Дело в том, что композиторы когда сочиняют песни, шагают вперед, как правило, и начинают исполнительство. Потому что, например, Моцарт не играл на «Стейнвее».

Например, Ростропович лично мне сказал – мы должны создать новую модель смычка, потому что для выполнения концерты или симфонии Прокофьева, или Концерт Шостаковича для виолончели: там рука устает, немеет и такие случаи, когда у студентов из руки выпадает смычок, потому что его нельзя долго держать в таком положении. И научил своих учеников в небольшой перерыв успеть в кулак, чтобы поймать колодке.

Если бы он был жив, то такая модель будет. Потому что, например, шпиль виолончели получил свой нынешний облик благодаря Ростроповичу – это он дал ему такую изогнутую форму, благодаря которой виолончелист может принять более расслабленную позу. Мало того, у него чехол появился с кольцами – его можно было увидеть в аэропорту, когда он шел, а за ним ехала виолончель – сам придумал, заказал, сделали.

И в этом смысле ваш вопрос очень интересный, потому что, Stradivarius, говорю Stradivarius в широком смысле, прочный, многовековой инструмент, Stradivarius, принес скрипку до совершенства с точки зрения формы, силы, качества и т. д. Как «стейнвей». Хотя, наверное, и фортепиано в дальнейшем будет развиваться как инструмент».

Юрий Башмет. Фотографии Владимир Зисман

Концерт был построен в познавательно-развлекательной форме, потому что вряд ли можно надеяться, что общество всерьез будет в состоянии оценить звучание инструментов, тем более не в лучшем по акустике Зале им. Чайковского – выбор зала был связан с его близость к Музей им. Глинки.

См. также:Дуэль со счастливым финалом

Вечер открыл Концерт c-moll для четырех скрипок Антонио Вивальди. При этом, в традиции шоу, с одной стороны, и для того, чтобы показать звучание большого количества инструментов, первую часть сделали сами солисты группы, а вторую и третью – другие, на других инструментах Страдивари.

Потом Юрий Башмет обратился к залу и сказал об этих замечательных инструментах, об итальянских мастерах, о том, как он держал в руках альт работы Страдивари, на которой играл Никколо Паганини и выразил глубокое сожаление из-за того, что инструмент оказался очень неудачным – ведь творческие неудачи могут быть у каждого.

«Не исключено, что в силу этой особенности этого инструмента история альтового эффективности явно затормозилась – в противном случае Паганини мог бы написать виртуозные произведения для альта. Ведь его концертная и композиторская деятельность оказали огромное влияние на дальнейшее развитие скрипичной школы».

Каждый из музыкантов исполнил небольшой любой фрагмент композиции на музыкальном инструменте, показывая его звучание. Потому что все музыканты этой музыки знают, они с удовольствием будут в конце фрагмента, подыгрывали солисту – в основном у скрипачей были мелодии из Серенады или Концерта Чайковского.

Прозвучал альт Гварнери, на котором Ф. Дружинин, выдающийся альтист и педагог, у которого учился сам Башмет, на премьеру новейшего произведения Дмитрия Шостаковича, Соната для альта.

К радости публики на контрабасе 1732 году как «demo» прозвучала ария Каварадосси из «Тоски» Пуччини.

Далее были исполнены «Две норвежские народные мелодии» Грига. И дело, в этом случае, конечно, не в великолепной музыке Грига, а в необычном и, на мой взгляд, несколько глуховатом по сравнению с другими, звуком оркестра инструментов XVII-начале XVIII века.

Очень интересно и показательно для этого случая «Солисты Москвы» исполнили Сонату № 3 Дж. Россини на струнных. Ее вариационная форма в финале, напоминающая музыку языка партитуры Й. Гайдна, позволила показать звучание отдельных групп инструментов.

Вот втором отделении было реализовано в системе кларнетового квинтета и. Брамса для камерного оркестра и альта, выполненный Юрием Башметом. В нем очень интересно реализованы комбинации соло и групповой игры в оркестре и, конечно, немного неожиданно, хотя и довольно органично в этом контексте звучит альт в руках маэстро вместо обычного в этой работе кларнет.

Конечно, как это всегда бывает на концертах «Солисты Москвы», публика долго не отпускала оркестр, и в качестве encore был исполнен «Вальс» классика японской музыки Тору Такэмицу из фильма «Чужое лицо».

Конечно, этот концерт был событием. Где и когда еще можно услышать такие уникальные инструменты не в сольном концерте, а в качестве оркестровых!

Владимир Зисман, «Ревизор»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ