«Славься, Русь» с псевдопатриотическим оттенком

Автор:Аида Воробьёвa

«Славься, Русь» с псевдопатриотическим оттенком

Поляки салютуют своему ставленнику. Фото vk.com/operabalet64

В Саратовском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя», а в след за ней открылся уже в 29-й раз – Собиновский музыкальный фестиваль.

В этом году знаменитый саратовский музыкальный форум, посвященный Австрии. Импульс к теме «Венская традиция: от симфонии до оперетты» дал моцартовский «Дон Жуан» – еще одна премьера уходящего сезона. Опера Глинки формально в программу фестиваля не попала, но стала мощным ауфтактом для предстоящих двух недель Собиновского.

Режиссер Андрей Сергеев запомнился музыкальных критиков своей работой в другом театре – пять лет назад в «Золотой маске» показали «Лоэнгрина» Вагнера из Челябинского театра оперы и балета.

Критиков удивило и достойное музыкальное качество (Вагнера до сих пор ставил только Валерий Гергиев), который сделал дирижер Антон Гришанин, и работа режиссера-сценографа Сергеева.

В последнее время сделал очень разумные и убедительные доказательства постановки, имея в арсенале катастрофический минимум средств, практически без отделки («Лоэнгрин» шел с подзаголовком «Концертно-сценическая версия», но мог дать фору даже самым пышным постановкам). Эта же команда сделала в Челябинске «Жизнь за царя», опера Глинки стала последней работой коллектива авторов в этом театре.

Сергеев, который снова вернулся к опере Глинки уже в другом театре и на других условиях, он подчеркивает, что нынешняя его версия гораздо острее, чем предыдущий. Кстати, директор снова придется работать в условиях экономии: в результате урезанного бюджета «резки» и результат, коснулось это, прежде всего, массовых сцен.

Дирижер-постановщик спектакля Юрий Кочнев идет вслед за режиссером: народная драма оборачивается народной трагедией. Даже самые яркие фрагменты оперы, связанные с обрядом или народной песни (или ее имитация), традиционно трактуемые как контрастные, интермедийные, здесь не становятся фрагментами для разрядки: чувство тревоги, проблемы, нависшей над Россией, будет сохранен и в » праздничных перезвонах финала.

Квартет солистов не избежал премьерной дрожи, но в целом он показал свои сильные стороны. Бас Дмитрий Романько – недавнее и, как говорят, случайный, покупка театра (в начале сезона нужно было срочно заменить одного из солистов) – отличный на роль Сусанина внешне: высокий, красивый и молодой. Не глубокий старик с белой бородой, а как должно быть – мужчина в самом расцвете сил, потому что истинного Сусанину не было и сорока.

См. также:В Оренбурге открылся второй Международный фестиваль Мстислава Ростроповича

В знаменитой сцене вокалист показал истинное мастерство, удалось без помощи тела, со связанными руками, только силой интонирования передать все оттенки своей прощальной арии.

Вера Паньшина, дебютировавшая из партии Антониды, она превзошла все вокальные трудности, но свободно еще не чувствует. Павел корчагин (Собинин) был стратегическим партнером в команде, но периодически пережимал и приближался к крику. А вот Светлана Курышева только что очень уверенно справилась с ролью Вани и вокально, и актерски, тщательно работая над мальчишеской походкой.

По словам режиссера, он, имея в виду, что опера поставлена в честь установления в России династии Романовых, задумывается над тем, что это король. На Руси царя понимали, как Богом избранных – и проявляется этот образ в российских актах, а кульминацией становится молитва Сусанина и его детям: квартет, стоя на коленях на авансцене, он просит Всевышнего защитить первого Романова.

Режиссер дает понять, что Михаил Федорович был знаком с крестьян (в первом акте указано выезд Романовых из Домнина, на прощание Михаил дал Wan крестик), но личный момент (в отличие от челябинска прилагается) Сергеев снимает, его Сусанин отдает жизнь за наместника Бога.

Одновременно показано отношение к кандидата на царство в лагере поляков: королевич Владислав, претендент на польский трон, показано, как марионетка в руках – даже не кардинал (вопреки традиции кардинал есть в этом мире, как свадебный генерал), а военных. Игра, кстати, и Романова, и Владислава один и тот же художник, что тоже дает повод для некоторых размышлений: допустим, что за этого «царя» отдали жизнь люди.

Сценография спектакля проста – деревянная церковь и забор. Это новый, только что построенный храм в Домнино, в которой крестьяне только что сладили крест. Или – в польском акте – символ захваченной, полыхающей Руси: в маковке тлеет пламя. Далее – старый монастырь, на пороге которого нашли Ваню, и, в конце концов, Красная площадь (тени делают, что церквушку в храм Василия Блаженного).

См. также:ВТБ выступил генеральным спонсором Международного фестиваля «Марьинские Ассамблеи»

Еще одна тема проходит пунктирной линией – о защите царя и отечества. Солдатская вдова в плаще, внезапно появляется на вечеринке по случаю возвращения команды, Собинин, одетый в костюм времен Первой мировой войны, а затем одетые в кольчугу, среди поляков (в том числе – врагов?) есть намеки на фашистскую форму.

В финале под шубами бояр открываются современные двойки. Приходит глава администрации, члены государственной Думы, размахивая кадилом патриарх Кирилл (точное сходство), везут на доведение Царя в шапке Мономаха. После – как и подобает в соответствии с положениями хорошим PR-акции – дети героя, вокруг – радостный народ в богато украшенных сарафанах да кокошниках. Сказка – ложь…

Марина Гайкович, «Независимая газета»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ